13 мая 2017, 14:00
Евгений ЗЫРЯНКИН
ДВА ПО СОРОК ПЯТЬ
Самой успешной команде советского футбола сегодня стукнуло 90 лет. Именно советского – здесь нет никакой описки: в 1927 году, когда образовалось "Динамо", Киев был окружным центром УССР, а все крупнейшие динамовские завоевания – еврокубки, "Золотые мячи", медали под флагом национальной сборной – приходятся на период развитого социализма. И как чехи гордятся незабываемой победой на Euro-76, добытой в подавляющем большинстве словаками, и единственным еврокубком, завоеванным в 1969-м братиславским "Слованом", так и мы в России чтим "Динамо" за бесценный вклад в успехи когда-то единой страны и считаем их нашими общими. Эту историю не сможет переписать, извратить и осквернить ни один сумасбродный политинтриган, ни один оголтелый неуч.
Не удастся вымарать из ее строк и совместных, русско-украинских, заслуг в становлении "Динамо", в его постепенном превращении из заурядной команды в эталонную. Знаменитый петербуржец Михаил Бутусов восстановил реноме футбольного Киева в первые послевоенные годы, за один сезон вытащив безнадежного аутсайдера, оставшегося в классе сильнейших лишь благодаря соизволению ЦК КПСС, с последнего места на 4-е – а ключевую роль в бутусовской команде сыграл его столь же легендарный земляк Петр Дементьев. На следующий уровень развития динамовцев тоже вывел ленинградец – Олег Ошенков. С ним во главе киевляне завоевали серебро чемпионата и, впервые в жизни, Кубок страны.
Затем за дело взялись москвичи. Вячеслав Соловьев, опираясь на воспитанников динамовского дубля, создал неподражаемый ансамбль и возвел "Динамо" в ранг первого "немосковского" чемпиона СССР. Виктор Маслов в середине 60-х превратил интересную, самобытную, но чрезвычайно нестабильную команду в подлинного гегемона советского футбола, законодателя тактических мод, и, по сути, придал Киеву статус футбольной столицы страны. В начале 70-х Александр Севидов в короткие сроки собрал новую чудо-команду. Ту самую – с Блохиным, Колотовым, Буряком, Фоменко, Веремеевым, – которых лично приглашал в "Динамо" или переводил в основу из дальнего резерва. Как тут не вспомнить, что первый еврокубок, выигранный нашими клубами, взметнул над головой на правах капитана русский парень родом из Татарстана? И невозможно отрицать законы футбольного развития – без этих выдающихся петербуржцев и москвичей, пошагово, кирпичик за кирпичиком, возводивших клуб международного класса, европейского триумфа и мирового признания в 1975-м не было бы.
Если по-футбольному поделить 90 лет на два "тайма" по 45, то выходит, что в первой половине жизни "Динамо" ощутимо чувствовалась "рука Москвы". Вторая же – сугубо украинская, и олицетворяет ее целиком и полностью один человек, на фигуру которого равняются и по трудам которого сверяют все, что относится к "Динамо": Валерий Лобановский. Его судьба настолько неразрывно связана с клубом, что совпали даже вехи: великий тренер скончался в день рождения "Динамо".
ЖИВЕЕ ВСЕХ ЖИВЫХ
Он и угас на футболе, во время очередного матча его команды. Такое, согласно старинному поверью, случается только с истинными спортсменами, и это же поверье гласит, что в раю они тоже тренируют или соревнуются на высшем уровне; для того, мол, их туда и призывают, прямо в бутсах, на коньках и тренерской планшеткой подмышкой. Как знать, может быть, и в самом деле блистает сейчас где-то на просторах космоса, неведомых человеческому сознанию, "Динамо" Лобановского, и точно так же, как на Земле, восхищают публику Чанов, Баль, Колотов, Гусин, и рядом с раскачивающимся вперед-назад главным сидит на скамейке скромный мудрый Пузач.
Заслуги Лобановского простираются, впрочем, гораздо шире и дальше, чем на одно только "Динамо". Он предвосхитил современный футбол, он во многом его и создал. Сумасшедшие скорости киевлян в середине 70-х, от которых у соперников сводило ноги, у их наставников – скулы от досады, очевидцев же просто сводило с ума, сегодня – норма, типовое требование к команде высоких замашек. Прессинг, простодушно называемый "высоким", сегодня на вооружении у всех, едва не поголовно, а в середине 80-х, в демонстрации "Динамо" и сборной СССР, он выглядел уникальным явлением. Просчитанные до миллиметра комбинации, прочерченные, словно на инженерном кульмане, направления пасов, эти линии электропередач с могучей ударной силой, отточенные до автоматизма действия, универсализм и взаимоменяемость игроков – все это Лобановский ввел в обиход, поставил на поток первым в мире, а сегодня его разработками пользуются тысячи, зарабатывая на этом миллионы.
Много лет была в ходу формулировка "ученики Лобановского". Так называли всех тренеров, которые вышли из-под крыла гуру. Формулировка в действительности ошибочная, завиральная: нет и не было у Лобановского учеников – в том понимании, какое вкладывается в этот термин; он и сам говорил, что никого не учил тренерскому ремеслу, ни в кого не вкладывал собственные наблюдения, идеи, опыт. И не случайно ни один игрок, воспитанный Лобановским, не стал крупным специалистом на тренерском поприще, не добился в этом деле заметных успехов и, тем более, не произнес не то, что нового, – хотя бы своего, эксклюзивного слова в футболе, тактического или чего-то вроде. Но все без исключения, – и кто работал с ВВЛ непосредственно, и кто постигал игру, осмыслял ее законы, проникал в ее тайны, изучая профессиональные методы Лобановского, могут, не соврав, назвать себя его последователями. Это правильно, и Валерий Васильевич вряд ли был бы против.
Думаю даже, что и сам футбол в его нынешнем виде считает себя последователем Лобановского. И в нем, в современном футболе, тренер "Динамо" по-прежнему живее всех живых.