ЧМ-2014. До старта – 15 дней
В четверг сборная России провела в Москве последнюю тренировку перед отлетом в Осло на товарищеский матч с Норвегией.
Дмитрий ГИРИН
с Восточной улицы
Широков вышел на поле стадиона имени Стрельцова одним из первых. К его икре был прилеплен пластырь синего цвета. В последнее время такие примочки стали очень популярны среди игроков. Просто обычно их не видно под гетрами и майками. Мода переменчива – помнится, лет десять назад футболисты баловались наклейками на нос, якобы улучшающими дыхание, а потом поветрие сошло на нет. Впрочем, это вовсе не означает, что манипуляция, проведенная полузащитником нынешней сборной, совершенно бесполезна.
Широков взял мяч и начал с ним возиться. Однажды его хмурое в последние дни лицо даже украсила улыбка. Затем начал пасовать появившемуся на газоне Березуцкому. В голове мелькнула мысль: "Неужели лидер сборной России и ключевой ее игрок залечил все болячки и готов приступить к работе в общей группе наравне со всеми?" Всю последнюю неделю мы только этого и ждем.
Физиотерапевт Марио РУДЖИО и Роман ШИРОКОВ.
Тем временем надежда крепла, и из груди уже готов был вырваться облегченный выдох: "Наконец-то!" Сборники один за другим высыпали на поле, а Широков с него все не уходил. Роман живо обсуждал что-то в компании Акинфеева, Самедова и Березуцкого, активно жестикулируя. И время от времени улыбался, теперь это было уже хорошо видно. На газоне были уже все действующие лица, включая Фабио Капелло в наглухо застегнутой ветровке и натянутой до глаз бейсболке.
Промелькнул физиотерапевт Марио Руджио. Тот самый, который с самого первого дня сбора превратился, по сути, в персонального инструктора Широкова. В руках он нес коврики. Верить в то, что они снова предназначены для полузащитника, совсем не хотелось – хотелось думать, что это для общей разминки. Но ковриков оказалось всего два, и надежды рухнули. После построения Широков в компании Руджио спрятался от начавшегося ливня в раздевалке. Когда минут через десять дождь стих, они, натянув капюшоны, направились за ворота заниматься нудными упражнениями на растяжку и прыгать на большом надувном мяче, отдельно ото всех.
Можно, конечно, сказать, что тема Широкова и его здоровья уже набила оскомину. Но это ключевой футболист сборной, на котором очень многое завязано. В конце концов Капелло выстраивал структуру игры и оттачивал взаимодействия исходя из того, что в его распоряжении есть Широков, который выполняет на поле определенные функции. Никто в России не умеет так включаться в атаку "вторым темпом", как Широков. И разговоры некоторых специалистов о том, что ничего страшного в его отсутствии нет, замену найдем, а вот Дзюба в Бразилии нужен, представляются абсолютно беспочвенными. Лучше пожелать полузащитнику скорейшего выздоровления.
* * *
Сегодня сборная опровергла упреки в излишней закрытости. По крайней мере по отношению к детям. Автобус команды, который подъехал к стадиону за десять минут до официального времени начала тренировки, окружил десяток ребятишек. Вместе с журналистами они хотели пройти на трибуну, но не удалось. Попытка вежливо, но безапелляционно была пресечена сотрудниками сборной. "Мы из Люберец специально приехали!" – вскричал кто-то из детей. "Ребят, вам всем дадут автографы после тренировки", – успокаивали страждущих.
Однако улов детворы оказался куда больше, чем просто роспись на бумажке. В середине занятия половина полевых игроков сборной внезапно вышла со стадиона и направилась на запасное поле. Ребята увязались за ними, благо прочь их никто не гнал – дон Фабио оставался внутри арены, – и смогли спокойно посмотреть за занятием этой группы. Очень хотелось последовать примеру мальчишек, но железную дисциплину Капелло привил не только игрокам, но и журналистам. Пришлось завидовать молча.
А когда на запасном поле отзанималась и вторая половина игроков и легкой трусцой, ничуть не боясь снова хлынувшего дождя, проследовала в раздевалку (первая группа к тому времени уже вернулась на главную арену), вымокшим до нитки детям разрешили помочь администраторам отнести в помещение фишки, столбики и другой инвентарь. И, готов биться об заклад, более счастливых людей в этот момент в России не было. И если национальная команда выступит в Бразилии успешно, смогут с гордостью рассказывать в школе и во дворе, что не только Капелло и его помощники, но и они приложили к этому руку.
Потом ребята встали у двери, надеясь еще и сфотографироваться с игроками. "Выйдите за ограждение", – попробовал призвать их к порядку милиционер. "Нам тренер сборной разрешил", – последовал ответ. Крыть стражу порядка было нечем – и он сдался.
* * *
Дождь позволил увидеть журналистам немного больше, чем, возможно, хотел бы Капелло. Обычно двусторонка бывает в конце тренировок, но на этот раз, если не считать небольшой перепасовки между тройками футболистов, занятие с нее началось. Играли на все поле, одиннадцать на одиннадцать, только третий вратарь Рыжиков на время остался не у дел и беседовал на бровке с Сергеем Овчинниковым (про Широкова уже было сказано, а Могилевец, напомним, отправился в молодежную сборную).
В оранжевых манишках были те же десять полевых игроков, что начинали матч со Словакией: Ещенко, Березуцкий, Игнашевич, Комбаров, Денисов, Файзулин, Дзагоев, Самедов, Кокорин и Шатов. Облачившись в синие ветровки, им противостояли Козлов, Гранат, Семенов, Щенников, Глушаков, Жирков, Черышев, Ионов, Кержаков и Канунников. И только голкиперы поменялись местами – Лодыгин играл за "оранжевых", а Акинфеев за "синих".
Александр КОКОРИН и Владимир ГРАНАТ.
Интересно, что Жирков и Черышев исполняли роль центральных полузащитников. Но если про последнего говорить пока не стоит – в Бразилию Денис может поехать только в случае чьей-то травмы, – то новая роль динамовца кажется любопытной. Возможно, это просто случайность, и будь на месте Широков и Могилевец, Жирков отправился бы на левый край. А может, и нет: вспоминается, что в марте 2013-го, перед отборочным матчем с Северной Ирландией, Капелло наигрывал Юрия в центре полузащиты, причем с прицелом в основу. Но матч был перенесен, и задумка так и осталась невоплощенной. Но, не исключено, итальянец решил к ней вернуться.
Капелло – консерватор, и это стало хорошо понятно за два года его работы в России. Без нужды менять состав не любит. Например, пару центральных защитников Игнашевич – Березуцкий итальянец не менял даже в товарищеских матчах. В отборочном турнире через команду прошло двадцать шесть человек. Казалось бы, много. Но при этом пять и больше матчей провели только 14 футболистов, остальные появлялись эпизодически.
И в связи с этим есть твердое ощущение, что десять "оранжевых" – это и есть основной состав сборной России на чемпионате мира. А товарищеские матчи с Норвегией и Марокко будут служить не для отбора игроков, а станут проверкой текущего состояния команды и того, как на практике воплощается отрабатываемое на тренировках. Похоже, выбор сделан, и оставшееся до встречи с Кореей время будет посвящено шлифовке задуманного.