Чемпионат мира. Статьи

6 июня 2014, 00:11

Стрельцов все видит

ЧМ-2014. До старта – 7 дней

Вчера сборная России провела последнюю перед чемпионатом мира тренировку в Москве. Среди тех, кто внимательно следил за ее ходом, был внук легендарного нападающего "Торпедо" и сборной СССР Эдуарда Стрельцова. Правда, в отличие от журналистов, наблюдавших за происходящим на Восточной улице с трибуны, он остался дома. А все потому, что окна его квартиры выходят прямо на поле стадиона, названного в честь великого деда. Узнав про это, "СЭ" не мог не напроситься в гости к стрельцовскому внуку. Мы провожали сборную России в Бразилию с 7-го этажа типового московского дома на "Автозаводской". Беседовали о прошлом, настоящем и, конечно, о будущем.

Александр СПИВАК
с Восточной улицы

– Когда дед умер, мне было год и четыре месяца, – сказал 25-летний Ярослав Стрельцов, глядя на то, как сборная России начинала тренировку. – Мама уже потом рассказывала, что, когда я был совсем маленьким и лежал в коляске, дед гладил меня по животу, приговаривая: "Замена растет". Жаль, не мог я тогда это по-настоящему осознать, прочувствовать…

– Ваша футбольная карьера не сложилась?

– В детстве, как и все, много играл во дворе. Но бабушка была резко против того, чтобы я занимался футболом профессионально. Боялась, что голову отобьют…

Нина Васильевна – так звали бабушку Ярослава. Она и Эдуард Анатольевич познакомились после того, как Стрельцов вышел из тюрьмы по надуманному обвинению в изнасиловании. Они встречались. Их чувства были взаимны. Вскоре форвард "Торпедо" женился. Но избранницей его стала другая.

– Так получилось, – скороговоркой выпалил Ярослав, как будто боялся, что ему начнут задавать уточняющие вопросы. – Давай не будем копаться в грязном белье.

Я согласился.


Ярослав с майкой своего деда.

– Бабушку мою дед очень любил, – продолжал Ярослав. – Вне брака у них родилась дочь Надежда. Это моя мама.

В квартиру, из которой мы с Ярославом наблюдали за тренировкой российской сборной, Нина Васильевна въехала в начале 1980-х. Стрельцов сюда часто наведывался. Однажды, когда на свет уже появился Ярослав, легендарный форвард "Торпедо" посетил жилище на "Автозаводской" в элегантном черном костюме, привезенном из-за границы. Стрельцов хотел подарить внуку игрушку и направился в детскую. Но и подумать не мог, что через секунду от его шикарных брюк не останется живого места – на Стрельцова напала страшная собака, помесь овчарки и волка, которая охраняла покой едва родившегося Ярослава, не подпуская к нему никого, кроме матери.

Это было давно – четверть века назад.

А в дне сегодняшнем сборная России продолжала тренировочное занятие. Один нескончаемый двусторонний матч с разными вариациями количества человек в составах.

– Ну, хорошо, футболиста из вас не вышло, – отвлек я Ярослава, который с высоты птичьего полета увлеченно следил за событиями на поле. – А где сейчас работаете?

– В Департаменте физической культуры города Москвы, в дирекции спортивных и зрелищных мероприятий у Александра Полинского. Зона моей ответственности – подготовка спортивных сооружений. Что касается футбола, то это моя жизнь, религия. Я люблю эту игру просто за то, что она есть. А не потому, что может приносить огромные доходы. Добиваются больших результатов в футболе те, кто не может жить без него. Как Лионель Месси, который думает о футболе 99 процентов времени. По его же собственным словам.

– Есть работа, о которой вы мечтаете?

– Меня привлекает менеджмент. И я бы очень хотел работать в футбольном клубе. Безмерно уважаю президента ЦСКА Евгения Гинера. В этой команде готов начинать с самых низких административных должностей. Лишь бы дали шанс. Уверен, смогу себя там проявить. На самом деле у меня очень много идей, связанных с развитием футбола. Они касаются в том числе и "Торпедо". Но это тема для отдельного разговора.

– Болеете вы за…

– В России особо никого не поддерживаю. Симпатизирую, понятное дело, "Торпедо", потому что там играл мой дед, и я этим очень горжусь. Плюс лично знаком со многими торпедовскими тренерами, с президентом клуба Александром Тукмановым.

– А каким российским игрокам симпатизируете? Кто нравится в сборной?

– Акинфеев, Игнашевич, Березуцкий, Широков. Все это очень качественные игроки. Только я считаю, что зарплаты ведущих российских футболистов сильно завышены. Не должны они получать столько же, сколько звезды чемпионата Германии – Ройс, Гетце и другие.

– Как выступит сборная России в Бразилии?

– Думаю, займем в группе второе место. Попадем на Германию. И до свидания. Конечно, хочется надеяться на лучшее: что выйдем с первого места, встретимся в плей-офф с Португалией и пробьемся в четвертьфинал, но…

Тренировка заканчивалась. Ярослав подошел к шкафу и достал из него майку, до которой я долго не решался дотронуться. Зеленая, с белым номером "восемь" на спине. В ней когда-то играл сам Стрельцов! Семье Ярослава ее подарил Михаил Воронин, сын Валерия Воронина, многолетнего партнера Стрельцова по "Торпедо".

– Вписался бы Эдуард Анатольевич в современную футбольную реальность? – спросил я Ярослава напоследок.

– Думаю, да. Хотя карьеру чиновника он делать не стал бы. Не такой был человек. Но к нему бы обязательно прислушивались, обращались за советом.

4