Футбол

11 июня 2014, 16:54

Филипп Лам: "Постоянно менять позицию непросто для игрока"

Мария Никулашкина
Заместитель шефа отдела информации

ЧМ-2014. Завтра – старт

Капитан сборной Германии готовится к своему третьему чемпионату мира, на котором он может сыграть уже в третьем амплуа. Перед стартом турнира он дал интервью The Guardian, в котором рассказал о настрое команды, ожиданиях болельщиков и о том, за счет чего немцы рассчитывают добиваться успеха.

Йоахим Лев попросил свою команду "проститься с Германией с улыбкой". В последнем товарищеском матче, состоявшемся в пятницу в Майнце, Германия без особого труда обыграла Армению со счетом 6:1, оставив болельщиков довольными. Но главный тренер все равно поднимался на трап самолета, вылетавшего в Бразилию, со свежими глубокими морщинами на лице.

Его основной повод для беспокойства – потеря Марко Ройса, лучшего атакующего полузащитника. 25-летний футболист повредил связки голеностопа в безобидной стычке в центре поля. На следующее утро стало ясно, что играть он не сможет. "Мечта рухнула в одну секунду", – сказал игрок дортмундской "Боруссии".

Повреждение Ройса само по себе, может быть, и не разрушило мечту сборной Германии о первом крупном трофее со времен победы на Euro-96, но стало продолжением серии весьма досадных инцидентов. Сам Лев был лишен водительских прав за превышение скорости, а Кевин Гросскройтц – пойман справляющим нужду в холле берлинского отеля. Плюс к этому сомнения в физической готовности ряда ключевых игроков – голкипера Мануэля Нойера, нападающего Мирослава Клозе и полузащитников Сами Хедиры, Бастиана Швайнштайгера и капитана команды Филиппа Лама.

Травма Ройса могла случиться в любой момент, но в контексте произошедшего за последние 10 дней она стала жестокой, но логичной кульминацией.

В результате все это привело к противоречивому пессимизму. С одной стороны, многие немцы перестали верить, что сборная Германии способна выиграть турнир. Леву даже пришлось отвечать на вопрос о возможном невыходе из группы и признавать, что в таком случае "нужно будет обязательно менять тренера". Но при этом никто не готов согласиться, что у команды может быть какая-то другая цель, кроме победы в финале, который состоится на "Маракане" 13 июля.

Сборная Германии оказалась в очень сложной позиции на старте – именно так, как любит Лам. 30-летний футболист беззаботно освобождается от давления, которое не оставляет его команде права на ошибку.

"Мне на самом деле нравится тот факт, что ожидания высоки, – признается он. – В первую очередь, потому, что это нормально. У нас есть две бронзовые медали, и в Бразилии мы хотим сделать шаг вперед. Этой командой мы играем уже очень давно. И можем далеко пройти. Конечно, дома хотят, чтобы мы выиграли чемпионат мира. Возможно, нам было бы проще, если бы не было никаких ожиданий, если бы мы могли играть более свободно. Но это не наша реальность. Я предпочитаю считаться одним из фаворитов, а не одним из аутсайдеров".

Это явно идет из "Баварии", за которую Лам играет всю жизнь. В клуб-рекордсмен по числу побед в национальном чемпионате футболист попал в 12-летнем возрасте, и не будет преувеличением сказать, что принятое в Мюнхене отношение "вы должны выигрывать все" засело глубоко у него в голове.

Прошло несколько лет, прежде чем желтая пресса и завсегдатаи баров и пабов признали своего в маленьком, худеньком, тихом крайнем защитнике. Они привыкли видеть лидеров команды более мощными, тяжелыми и наглыми. Но победа в Лиге чемпионов-2012/13 открыла глаза на блестящую игру Лама даже последним недоброжелателям.

Его стабильность действительно заслуживает доверия. "Он попросту не может играть плохо", – сказал ассистент главного тренера "Баварии" Херманн Герланд. Когда требуется совершить еще один рывок в штрафную или пробежать еще одну милю, он может это сделать. Но сможет ли его Германия?

"Я думаю да, – говорит Лам без колебаний. – Я вижу, как эта команда работает на тренировках, и знаю, что мы будем трудиться и делать все возможное в оставшиеся несколько дней. У всех нас достаточно времени, чтобы в матче с Португалией предстать во всеоружии".

Будучи ветераном, имеющим опыт выступлений на двух чемпионатах мира, Лам знает, что его соотечественники склонны к тому, чтобы излишне беспокоиться. В раздевалке на все смотрят несколько иначе. Более оптимистично. Или реалистично, как он это называет. Он проходится по списку игроков, чьи физические кондиции вызывают сомнения – Нойер, Швайнштайгер, Хедира. "Они будут в порядке!" – заверяет Лам.

Сам капитан отыграл всего 45 минут во встрече с Арменией – своем первом матче после травмы голеностопа, полученной в финале Кубка Германии с "Боруссией" из Дортмунда в конце мая. И не жаловался. Именно на это он и рассчитывал.

"Я не особо беспокоился, – утверждает он. – Когда играешь весь сезон, не нужно много времени, чтобы быстро набрать форму после повреждения".

Случившееся с Ройсом он называет несчастным случаем. "Это обидно и для него, и для нас, – говорит Лам. – Но нам повезло, что у нас есть и другие игроки на его позиции". Подзабытый в последние пару лет игрок "Арсенала" Лукас Подольски появился как раз вовремя. Он в хорошей форме и готов заполнить образовавшуюся слева брешь.

По словам очевидцев, помимо недостаточной физической готовности ряда игроков, в сборной Германии есть и другая проблема – отсутствие единения в борьбе с невзгодами. Лам отметает подобные замечания: "Я ничего такого не вижу. Едва приехав в сборную, я сразу подметил ее отличный командный дух. Но настоящая проверка, в любом случае, будет позже. Посмотрим, как люди отреагируют на то, что они не будут играть на турнире".

Отсутствие связи между линиями стало одной из многих причин неудачи сборной Германии на Euro-2012. Там все перевернулось с ног на голову. Эффективность в чужой штрафной и жесткость в обороне – две основополагающие черты сборной Германии, оказались страшным дефицитом.

Лам соглашается с тем, что нужно найти баланс между креативностью в атаке и надежностью в защите. "Смесь должна быть правильной. Мы должны быть гораздо более внимательными при переходе из атаки в оборону", – говорит он, добавляя, что разговоры на этот счет сами по себе являются показателем прогресса.

"Я помню времена, когда мы могли вообще не создавать никаких моментов, даже самых незначительных, – продолжает он. – Упустить много шансов можно только создав много шансов. А это признак того, что все идет правильно".

Разговоры о нехватке решительности у поколения технически одаренных игроков, в последнее время изменивших лицо немецкого футбола – Езила и Гетце – это тоже заблуждение, считает Лам. "Конечно, молодым ребятам нужно учиться. Но как только мы не можем одержать победу, футбольные эксперты в Германии сразу начинают сомневаться в твоей решительности. Нам с Швайнштайгером приходится выслушивать это всю жизнь", – сокрушается он.

Тем не менее, больше угрозы со стороны атакующих игроков, конечно, не помешает. "У нас, наверное, будет не так много шансов в матчах с такими командами, как Португалия или Гана, которые уйдут в глубокую оборону. Если мы забьем первыми, это многое изменит. Все станет намного легче. Уверен, что игроки атаки поработают над этим на тренировках", – отмечает капитан.

При всей уверенности Лама одна важная делать остается неизвестной даже для него: его собственная позиция на поле. Хосеп Гвардьола в "Баварии" переквалифицировал его в центрального полузащитника. Эта трансформация оказалась очень успешной, и Лев оценил эту идею.

Но, возможно, Лам все же больше потребуется на правом краю обороны – на той позиции, откуда в следующий понедельник в Сальвадоре будет пытаться атаковать Криштиану Роналду.

"Вам лучше спросить тренера, – говорит Лам. – Публично делиться такими соображениями – это не моя работа. Но я провел последний проверочный матч перед чемпионатом мира в полузащите, так что и на соревнованиях я тоже смогу там сыграть".

Может быть, Лев будет переставлять его по полю в зависимости от специфических нужд в каждом конкретном матче? "Такое возможно, но я должен сказать, что постоянные перемены позиции – это очень сложно для игрока", – заявляет футболист.

Проблема Лама в том, что его выступления противоречат этому утверждению. В 2006 году он начинал слева, в 2010 переключился на правый фланг, и теперь никто не поверит, что он сыграет хуже, если в ближайшие несколько недель ему придется закрывать середину поля.