25 июня 2014, 21:48
Ежедневное общение представителей ФИФА с журналистами на тему проблем чемпионата можно сравнить с коллективным приемом грязевых ванн: процедура иногда бывает полезной, но суть ее от этого все равно не меняется.
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
из Рио-де-Жанейо
КТО САМЫЙ АГРЕССИВНЫЙ?
Где драки? Где разбитые головы и окровавленные тела? Сегодня этими вопросами критики чемпионата задаются едва ли не с горечью. В страну приехали толпы фанатов, включая весьма горячих аргентинских, мексиканских и колумбийских парней, а до сих пор не было зафиксировано ни одного серьезного инцидента, ни одного случая реального насилия на улицах или стадионах.
Да, кое-что бывает, потолкаться могут и друг с другом, и с полицией, но ни в какое сравнение с тем, что творилось, к примеру, на улицах Франции в 1998 году, когда по полной оторвались английские и немецкие фанаты, эти эпизоды не идут.
Однако оппозиционно настроенным СМИ (как бразильским, так и зарубежным), вероятно, скучно, поэтому-то к любому чиху они относятся как к сокровищу – о проблемах говорят едва ли не с придыханием, а острыми вопросами ответственных лиц мучают несколько дней.
Что ж, столь ответственный подход прессы, как минимум, не дает организаторам расслабиться, и, возможно, отчасти и поэтому чемпионат проходит без существенных инцидентов.
Так, на традиционном брифинге оргкомитета много вопросов задавалось о драке между хорватскими и мексиканскими фанатами, якобы случившейся на стадионе в Ресифе. Причем, что самое интересное, точной информации, что же именно произошло, ни у кого не было. Нет подробностей и в интернете – все на уровне слухов.
Разумеется, ФИФА и оргкомитет предоставить исчерпывающий комментарий не смогли, за что их еще и осудили: мол, пытаются замять скандал. Но позже я попросил бразильских коллег, задававших вопросы о драке, поделиться подробностями – так и они, оказывается, ничего не знают. Кто-то что-то сказал – и пошло-поехало.
ГОМОФОБИЯ ИЛИ ТРАДИЦИЯ?
Впрочем, куда больше разговоров, чем мифическая драка, вызвала вполне реальная и даже зафиксированная на аудио кричалка мексиканцев, которая, по мнению некоторых СМИ, задевает чувства сексуальных меньшинств. Точный цензурный перевод того, что скандировали болельщики, предоставить нельзя, но для вашего понимания: на российских трибунах похожим образом порой отзываются об арбитрах.
У нас к этому все давно привыкли, да, в общем, и в Мексике тоже, а вот американская Los Angeles Times с подачи лондонской неправительственной организации FARE провела целое расследование.
Лингвистический анализ, проведенный английскими специалистами, показал, что словом, которое использовали болельщики, в некоторых районах Мексики и США грубо называют мужчину нетрадиционной ориентации, занимающегося проституцией. По мнению активистов организации, термин звучит оскорбительно и унижает меньшинства, поэтому на Мексику следует наложить санкции.
Поначалу казалось, что история не выйдет дальше аккаунта взволнованных англичан в "Фейсбуке", однако она получила развитие в прессе, и, в конце концов, ФИФА пришлось дать официальный ответ: мы, мол, осуждаем любые проявления дискриминации, но в данном случае не рассматриваем кричалку, как оскорбительную по отношении к конкретной социальной группе.
Разумеется, вдогонку полетели обвинения. С одной стороны – в потворстве и желании замять проблему, с другой – в попытке угодить всем. "Если ФИФА так заботится о правах геев, то зачем она дает чемпионат стране, где за гомосексуализм казнят?", – вопрошает Los Angeles Times устами некоего мексиканца по имени Фелипе Альварадо, имея в виду Катар. Короче, как бы ни отреагировала ФИФА, ее все равно нашли бы в чем обвинить.
ЧТО ПОКАЗЫВАЮТ В СЕВЕРНОЙ КОРЕЕ?
Еще одна тема, которая никогда не теряет актуальности, это особенности трансляций чемпионата мира в КНДР. Мало кто знает, как в действительности показывают матчи в этой закрытой стране, но догадки – одна нелепее другой – строят многие. Причем, догадки эти зачастую основываются на стереотипах и откровенном вранье.
Во время чемпионата мира-2010 в ЮАР, например, большой популярностью пользовался клип с выпуском новостей северокорейского телевидения, в котором ведущие сообщали, что сборная КНДР не проиграла Бразилии, как это было в действительности, а одержала победу со счетом 1:0. Незадачливому европейскому или американскому зрителю только и оставалось, что сокрушаться циничностью режима. Правда, позже выяснилось, что ролик – фальшивка каких-то ребят из Южной Кореи, а северный сосед показывал игру полностью. Но осадок, как это часто бывает, остался.
На нынешнем мировом первенстве КНДР не играет, однако права на показ всех матчей у государственного телевидения есть. Какие мотивы могут быть у правительства этой страны что-то монтировать и искажать, непонятно. Но в том, что это обязательно происходит, многие журналисты уверены априори.
– Послушайте, у нас нет пока нет точных цифр из Северной Кореи, но мы точно знаем, что чемпионат мира там показывают, как и во всех остальных странах, – сказал глава ТВ-департамента ФИФА Никлас Эриксон. – Контракт, во всяком случае, подписан, но его детали – коммерческая тайна.
К слову, данных о просмотре телетрансляций пока нет и из других государств, но это никого не волнует: требуют данных по Северной Кореи. Предварительные цифры предоставила только американская ESPN – по словам Эриксона, в США чемпионат мира по интересу телезрителей бьет рекорды финальной серии НБА.