Чемпионат мира. Статьи

1 июля 2014, 01:00

Россия: время собирать грабли

Дмитрий Симонов
Первый заместитель главного редактора

После провала на чемпионате мира президент РФС Николай Толстых выступил с рядом программных заявлений. "СЭ" проанализировал, насколько эти слова соотносятся с действительностью.

Николай Толстых: "Футболисты сделали всё, что могли"

Дмитрий СИМОНОВ
из Порту-Алегри

Наступив на грабли и получив по лбу, мы задумались.

– Анализ должен быть проведен не только по выступлению сборной России, он будет посвящен и ряду тем функционирования отечественного футбола. Мне жаль, что сборная расстроила болельщиков, и нам важно правильно расставить приоритеты, чтобы национальная команда была конкурентоспособна на фоне сборных других держав. Перед подготовкой к чемпионату мира-2018 надо принять ряд оперативных мер, – провозгласил президент РФС Николай Толстых, встречая в Шереметьеве сборную России.

Отрадно, что неудача заставила задуматься о проведении реформ. Лично я, правда, придерживаюсь мысли, что проблемы российского футбола – безусловно, актуальные и глубинные – стали не прямой, а косвенной причиной слабой игры и низкого результата сборной. Наш футбол – продукт не первой свежести, но и не совершенное гнилье, каким его сейчас пытаются представить. Как и в случае с продуктами, многое зависит от поваров, в чьи руки они попали.

Впрочем, от философии пора перейти к конкретике. Наш шеф-повар Фабио Капелло и до, и во время ЧМ-2014 давал однозначные и ясные сигналы – что именно, по его мнению, надо изменить и включить в некую программу подготовки к ЧМ-2018. Сразу отмечу: про развитие детско-юношеского футбола и нехватку у игроков футбольного образования Капелло никогда не упоминал прилюдно. Хотя в кулуарах гуляет его мысль (проговорился Вячеслав Фетисов): в сборной всего три человека соответствуют решению серьезных задач, а остальные... Не будем вдаваться в подробности, кем себя теперь чувствуют другие двадцать игроков.

РФС, который продолжает доверять Капелло, скорее всего, поддержит его идеи, пусть и необязательно в чистом виде. Вот ключевые:

1. Повышение качества чемпионата России за счет увеличения количества команд.

2. Натурализация иностранцев.

3. Ужесточение лимита на легионеров.

4. Переезд ряда футболистов в ведущие европейские чемпионаты.

К сожалению, при ближайшем рассмотрении эти простейшие вроде бы предложения оказываются чрезвычайно сложными для реализации. Не хочу сказать, что они вообще невыполнимы. Ничего невозможного нет. Но это чудовищная головоломка, где одна деталь цепляется за другую, другая за третью, и так далее.

КАК РАСШИРИТЬ РФПЛ

Вроде бы нет ничего проще, чем просто добавить в лигу две дополнительные команды. По-хорошему, сделать это можно хоть сегодня, подарив билетики "счастливым лузерам" – "Крыльям Советов" и "Томи", клубам, у которых есть какая-никакая инфраструктура. Было 16, станет 18.

Интенсивность чемпионата, которой РФПЛ решительно не хватает ("Надо играть по два раза в неделю!" – уговаривали друг друга и репортеров после Алжира наши футболисты), в таком случае действительно возрастет. Добавится четыре тура. Но, вот беда, мигом упадет качество турнира.

От расширения лиги ЦСКА, "Зенит" и "Спартак" не станут чаще играть с ЦСКА, "Зенитом" и "Спартаком". Зато будут регулярнее видеться с командами уровня "Волги", которым можно не забивать головой с трех метров, от которых можно пропускать (все равно сам потом забьешь, и не однажды), которые ходят по полю пешком. Значит, ты и сам можешь ходить пешком.

Кроме того, непременно раздвинет свои берега турнирное болото. В отличие от Англии, премирования за занятое место в России нет. Мы получим еще больше матчей типа "Крылья" – "Амкар" – 0:0, с которого – помните тот анекдот? – парализованный человек встал и ушел, лишь бы не смотреть.

В сезоне-2013/14 три-четыре команды изнывали от финансовых проблем, и от футбола в исполнении лишенных зарплаты игроков становилось тошно. А в сезоне-2014/15 ряду участников будет негде играть. Поводов думать, что скоро наши клубы с их особенностями финансирования станут богаче, нет в принципе. Поводов мечтать, что вмиг, как грибы после дождя, повсеместно вырастут чудо-стадионы, тоже.

В Испании и Англии интенсивность достигается с помощью не только национального чемпионата, но и кубковых турниров. У испанцев существует двухраундовое противостояние в национальном Кубке, у англичан – сразу два Кубка и правило переигровки в случае ничьей. Что ж, давайте введем его в Кубке России и создадим дополнительный Кубок РФПЛ. Но, с другой стороны, нет гарантий, что наши лучшие клубы не начнут откровенно "забивать" на второстепенные, с их точки зрения, соревнования. Стимулировать можно только большими деньгами (кто их даст?) и еврокубком.

Парадокс, но увеличить количество матчей можно и за счет сокращения, а не расширения лиги. Если (да простят меня "Волга", "Томь" и прочие бессребреники) оставить в РФПЛ 14 или даже 12 команд, можно проводить турнир в 3-4 круга. Вот тогда число топ-матчей и впрямь резко возрастет: вспомните знаменитый турнир первой восьмерки в полуторагодичном сезоне-2011/12. Одна беда: в таком случае футбольная Россия сузится до границ Москвы, Питера да Краснодара.

Очевидно, что с наскока эту вроде бы простейшую задачу не решить: у всякого варианта есть очевидные минусы. Тут думать надо.

КОГО НАТУРАЛИЗОВАТЬ?

Незадолго до старта ЧМ-2014 "СЭ" обратился к этой проблеме в рубрике "Есть тема". Проведя исследование, мы обнаружили, что количество потенциальных "россиян" сильно ограничено. Напомним, что футболист должен быть не заигран за свою сборную и провести в России определенный срок, и это резко сужает круг кандидатов. Важен и возраст: есть ли смысл в натурализации спортсмена старше 30-32 лет?

Более-менее реалистичными вариантами, по версии "СЭ", выглядят форварды Вандерсон и Ари (оба – "Краснодар"), защитники Дуглас ("Динамо"), Шандау ("Кубань") и Мариу Фернандес (ЦСКА).

Теперь приглядимся. Фернандес – безоговорочно топ-игрок, но он в будущем хочет играть в Европе и сборной Бразилии, и с вероятностью 99 процентов предложение России не примет. Все остальные, кого я перечислил, а также Рафаэл Кариока, Жоаузинью, Гильерме, локомотивский Майкон, Аилтон, Маурисиу, Лаборде и другие – это футболисты хорошего уровня или выше среднего по меркам чемпионата России. Но среди них нет звезд вроде Думбья, Вагнера Лав, Хонды, Кураньи или Мовсисяна. То есть качественного скачка сборной не произойдет!

Легионеры в сборной могут залатать дыры, но не вывести ее на новый уровень. Когда состарится Кержаков, то пригодится Вандерсон. Когда закончат Игнашевич и Березуцкий, вероятно, не помешает условный Шандау. Таким образом, натурализация позволит не упасть еще ниже, чем мы упали на ЧМ-2014. Удержит, так сказать, на плаву. Но вряд ли даст топливо для взлета, которого мы жаждем всей душой.

И еще важный момент. Натурализовать можно игрока, который долго живет и выступает в России. Значит, мы не получим своих Фегули и Слимани, которые, как утверждают некоторые эксперты, решительно переигрывают нас, потому что грызут гранит футбольной науки в европейских лигах. Мы получим очередных Кокорина, Шатова или Козлова – с другим цветом кожи, но с таким же менталитетом и привычной интенсивностью игры.

НАДО ЛИ УЖЕСТОЧАТЬ ЛИМИТ?

Капелло требует. Дискуссия уже кипит. Кто-то двумя руками за, кто-то категорически против. Владелец "Краснодара" Сергей Галицкий и вовсе на днях заявил: "Лимит не помогает и не вредит, он просто никак не влияет на воспитание игроков сборной". О как!

Но давайте все же представим, что "7+4" превращается в "6+5", как того хочет наш тренер (только в России принято исполнять желания проигравших). Действительно, выбор Капелло становится богаче – вместо 64 игроков основных составов перед его глазами будет аж 80 (при расширении лиги – 90). Однако станет ли выбор качественнее?

Появление лишней "русской вакансии" породит очередной бум зарплат и скупку более или менее толковых россиян. Увы, большинство людей меркантильны, а футболисты – люди. Игроки хотят кормить семьи, покупать дорогие тачки, пить шампанское "Кристаль" и тусоваться в одном клубе с Тимати. Собственно, это схожая с отъездом игроков за границу ситуация – очень сложно заменить банковский счет надеждами и лозунгами. Вот вы согласитесь ради возможных, но не гарантированных перспектив пойти на резкое урезание своего оклада и смену уклада? Аршавин, который ради мечты о европейском топ-клубе согласился на меньшую, чем в "Зените", зарплату в "Арсенале", – в России один на миллион.

Что даст лимит? В одних клубах шанс будут получать действительно талантливые, как получали его в ЦСКА Щенников и Дзагоев. Другие команды наводнят пассажиры, которые будут наслаждаться сладкой жизнью и тренироваться с ленцой, зная, что лимит стережет им хлебное местечко в составе.

Скорее всего, Капелло действительно получит левого атакующего полузащитника, которого за два года работы так и не выбрал, и отыщет опорника, который хотя бы в матчах с Кореей и Алжиром будет выигрывать больше 50 процентов единоборств за матч. Но не боитесь ли вы, что пара щедрых подарков для сборной-2018 психологически уничтожит еще одно поколение? Третий пункт плана Капелло вступает в противоречие с четвертым: зачем ехать за рубеж, если в России только что создали для своих ребят еще более льготные условия, чем были раньше.

БАРЬЕРЫ

Впрочем, на то мы и простые люди, чтобы задаваться вопросами и пугаться из-за мысли, что ничего не получится. Главный тренер сборной (а теперь еще и куратор всех юношеских команд, не забываем!), президент РФС и их окружение не зря едят свой хлеб. Они потому и поставлены на важные должности, что не только ищут дорогу в светлое будущее-2018, но устраняют барьеры и собирают расставленные на этом пути тут и там грабли.