Чемпионат мира. ЧМ по футболу 2018. Статьи

13 июня 2018, 17:25

Даже по сравнению с Египтом у нас нефутбольная страна

Михаил ГОНЧАРОВ
Корреспондент
Четыре дня рядом со сборной Египта еще раз заставили вспомнить о теме, поднятой когда-то Леонидом Слуцким.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Мой твиттер просто разрывается. Скромное количество подписчиков, накопленное за четыре года ведения страницы, за три дня рядом со сборной Египта увеличилось почти в два раза. Все пришедшие – болельщики "фараонов". Они разрывают личные сообщения с просьбами добыть новую информацию о состоянии здоровья Салаха, умоляют писать по-арабски или хотя бы по-английски, чтобы понимать суть публикаций, бесконечно благодарят за то, что помогаю им получать новости и наблюдать за тренировками команды, и даже просят отправиться в Екатеринбург вслед за вылетевшей сборной.

Признаться, мне неловко. Ничего действительно стоящего ведь не делаю, публикаю то же самое, что и в предыдущие годы, освещая российский футбол. Но как же разнятся отклики людей! Не надо даже переводить все эти арабские слова в комментариях, чтобы прочувствовать всеобщее египетское обожание своей любимой сборной. Сердечки и обращения к небесам и Богу. Рыдающие смайлики, когда сообщаю, что Салах занимается отдельно. Сотни откликов, ретвитов и лайков на любое, даже самое простое и дурацкое, видео или фото. Салах вышел на поле – буря эмоций. Салах сделал шаг влево и поднял плечо – еще сотня отзывов. А затем очередные просьбы: "Скажите, пожалуйста, будет ли Салах играть?". Хотя все наверняка прекрасно понимают, что ничего нового им сейчас никто не скажет.

Мне не только неловко, но еще и завидно.

Ради интереса зашел на страницы египетских футболистов в социальных сетях. На Салаха с его почти 17 миллионами подписчиков даже не ориентируемся – это звезда мирового масштаба, спору нет. Но и аудитория других игроков, имена которых вообще толком неизвестны в мире, впечатляет. Махмуд Хассан (он же – Трезеге), ранее игравший в Бельгии, а сейчас – в турецкой "Касымпаше", имеет 2,4 миллиона подписчиков. 24-летний Амр Варда (кто-нибудь его знает?), переехавший из местного чемпионата в Грецию, – 1,4 миллиона. Рамадан Собхи, пытающийся построить карьеру в скромных клубах Англии (ранее – "Сток Сити", сейчас – "Хаддерсфилд") собрал 4,2 миллиона.

Для сравнения, наша главная звезда Федор Смолов способен похвастаться лишь 325 тысячами подписчиков. А рекордсмен российского интернета, Дмитрий Тарасов, на смеси спорта и шоу-бизнеса наскреб 911 тысяч.

Все это тоже еще раз наглядно говорит о любви (вернее, нелюбви) нашей страны к футболу и футболистам. В Египте же обожание и даже обожествление, не только Салаха, но и всей команды, – зашкаливающее. Хотя, казалось бы, арабская сборная – не самая выдающаяся на планете, не может похвастаться мировыми достижениями. Да, периодически выигрывает Кубок Африканских Наций, но на чемпионате мира ее не было целых 28 лет – с 1990 года. В последних контрольных матчах результаты были не лучшими, команда проиграла Бельгии и Греции. Желающие запросто могли бы найти повод и для жесткой критики, и для злобных шуток, и для неприязни. Но ничего этого нет и в помине.

– Безусловно, подавляющая часть нашего населения очень любит сборную и игроков, – сказал мне египетский коллега Амр Фатхи. – Люди всей душой ее поддерживают и верят. Все-таки мы вернулись на чемпионат мира после такого длительного перерерыва! Да, есть небольшая группа, которая недовольна оборонительным стилем игры Эктора Купера (раньше ведь команда приучила всех к красивому атакующему футболу), но тут речь идет о легкой критике, которая касается исключительно главного тренера. Игроков же у нас очень любят. Всех.

– Возможны ли в вашей стране истории, когда футболисты, например, закатят вечеринки после поражений? Или будут смотреть свысока на болельщиков? Говорить неосторожные и высокомерные слова вместо извинений за то, что не смогли добиться результата? Не общаться месяцами со СМИ по собственному желанию? – спросил я его.

– Нет! Египетские игроки очень преданные и идейные, их невозможно упрекнуть в самоуспокоенности и самовлюбленности. Тот же Салах всегда, подчеркиваю – ВСЕГДА, приезжает на матчи за сборную, даже если они товарищеские и против откровенно слабых соперников. Он никогда не скажет: "Я устал, восстанавливаюсь от травмы, не хочу рисковать здоровьем". Все футболисты – очень простые в своем поведении. Как в общении с болельщиками, так и СМИ. И безумно патриотичны.

Этот текст – ни в коем случае не укор никакой из сторон, а просто констатация факта. В конце концов, любовь – чувство взаимное, болельщики обычно отдают футболистам столько же, сколько получают взамен. Это касается как результатов, так и всего остального.

Главным положительным итогом чемпионата мира лично для меня станет вовсе не выход сборной из группы, о необходимости которого твердят на каждом углу, а хотя бы небольшое изменение сознания, шаг в сторону превращения страны в действительно футбольную. Пока же Египет в этом компоненте не просто выигрывает у нас, а громит с крупным счетом.

А ведь народная любовь на крупных турнирах очень часто играет важнейшую роль.

Как попасть на чемпионат мира по футболу //
Сборная России на чемпионате мира по футболу //
Все о чемпионате мира-2018 по футболу: календарь турнира, города и матчи