Чемпионат Европы

6 декабря 2016, 10:15

Антонина Скоробогатченко: "Настраивалась на Трефилова пять дней"

Владимир Иванов
Обозреватель

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ. Женщины. 1-й групповой турнир. Группа D. 
РОССИЯ – ХОРВАТИЯ – 32:26

17-летняя юниорка, которая считается одним из самых перспективных игроков мира, – о своем первом "большом" турнире.

Владимир ИВАНОВ
из Хельсинборга

В дебютном матче для нашей команды на Евро-2016 она вышла в стартовом составе. К удивлению многих. Ничуть не стушевалась. Четыре раза бросила – три забила. Отдала шикарную голевую передачу на Анну Сень. Самое время подробнее узнать о девушке, которая этим летом успела дойти до финала молодежного чемпионата мира (до 20 лет) и выиграть юниорский чемпионат мира (до 18 лет), а теперь борется за награды в составе взрослой команды.

– Когда вы дебютировали за основную сборную России?

– Два месяца назад. Это произошло на "Золотой лиге" в Дании.

– Особенный день?

– Конечно! Было очень волнительно. Такой ответственный момент! Но хоть я и переживала, справилась неплохо. Забила три мяча. Это добавило мне уверенности, и в следующих встречах я действовала уже смелее.

– Насколько для вас тяжело начинать матч со скамейки запасных?

– Вы верно подметили, это довольно проблематично. Однако я понимаю, что выходить на чемпионате Европы в "старте" для меня, возможно, рановато. Я настроила себя на такую волну, что пока в этом ничего страшного нет, свыклась с этой мыслью. Ведь выходила на "Золотой лиге" не в основе. Было непривычно. Но две-три минуты на площадке – и я ловила ритм.

– В биатлонной сборной на каждый чемпионат мира российская команда берет запасного. Он не бежит гонки. Но тренеры уверяют, что спортсмен все равно набирается опыта. Вас такая же роль на этом чемпионате Европы устроила бы?

– Так я не хочу! Решать, конечно, не мне. Но когда я сижу на скамейке, меня просто разрывает изнутри. Хочу поскорее выскочить на площадку. В клубе играю от звонка до звонка, в юниорских командах – тоже. А быть глубокой запасной, даже в такой сильной сборной, это не то. По крайней мере, чувствовать себя спокойно я точно не смогу.

Главный тренер сборной России Евгений ТРЕФИЛОВ. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Главный тренер сборной России Евгений ТРЕФИЛОВ. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

МНЕ ДОСТАЕТСЯ НАРАВНЕ СО ВСЕМИ

– Какими были ваши первые впечатления, когда вы впервые приехали в основную сборную?

– Больше всего меня поразил, конечно, Евгений Васильевич. Я много слышала о нем, но первое же занятие стало для меня шоком. Никак не могла привыкнуть к тому, что он столько кричит (улыбается). Терялась, не могла понять, чего от меня хотят.

– На вас он тоже повышал голос?

– Нет, вот меня на первом сборе он вообще практически не трогал. Иногда делал замечания, но в очень спокойном тоне. А вот сейчас уже мне достается наравне со всеми. Если честно, я знала, что так оно и будет. Свыклась с этой мыслью заранее, поэтому никаких переживаний на этот счет нет. Что касается тренировочного процесса, то он у Трефилова тоже отличается – все упражнения выполняются в очень высоком темпе, динамика невероятная. А если учесть, что все это приходится делать вместе с очень опытными и титулованными игроками, то это…

– Совсем тяжело?

– Я хотела сказать – интересно. Ведь в "Динамо-Синаре" игроков такого уровня нет. И для меня тренировки в сборной – огромный опыт. Сейчас я уже привыкла к нагрузкам. А на первом сборе было непросто. Дело в том, что из Волгограда я приехала одна. Хотя должно было несколько человек. В результате сначала практически ни с кем не общалась – не знала с чего начать. Но девочки в команде помогали мне, сами подходили – и с каждым днем я чувствовала себя все комфортнее. Сейчас все вообще замечательно!

– "Художницы" часто рассказывают, как на первых тренировках у Ирины Винер стараются как можно реже попадаться ей на глаза. Предпочитают спрятаться на краю ковра и искренне надеются, что их там не заметят. Вы, наверное, понимаете их?

– О вызове в национальную сборную я узнала дней за пять до того момента, как нужно было приехать туда. И все это время я психологически настраивалась на Евгения Васильевича. Готовила себя к тому, что ни в коем случае не стоит "зажиматься" и нужно постараться вести себя очень спокойно. И когда приехала, то хотела не прятаться от тренера, а наоборот – выделиться. Чтобы он сказал мне хоть что-нибудь. Ведь и он видел меня в первый раз – я тоже должна была заинтересовать его. Страха не было.

Однако сейчас, когда он уже разговаривает со мной, как со всеми, если честно, бывает боязно. Но прятаться я все равно не собираюсь.

– Самый запоминающийся совет от Трефилова?

– Он постоянно повторяет, что хоть я и младше, но не должна подыгрывать всем. Нужно быть на равных и играть так, как умею. Проявлять характер на площадке. В сборной никому не интересно, какой у меня возраст. Еще Евгений Васильевич говорит, что я должна быть злее.

Антонина СКОРОБОГАТЧЕНКОВА (справа) в борьбе с хорваткой Весной МИЛАНОВИЧ ЛИТРЕ. Фото AFP
Антонина СКОРОБОГАТЧЕНКО (справа) в борьбе с хорваткой Весной МИЛАНОВИЧ ЛИТРЕ. Фото AFP

КРОМЕ ГАНДБОЛА НИЧЕГО НЕ УМЕЮ

– Как вы попали в гандбол?

– Я училась в четвертом классе в Волгограде, и на урок физкультуры пришел тренер, который начал отбирать детей в команду. Это была Рязанова Ольга Александровна – мой первый тренер. На тот момент даже не знала, что такое гандбол. Но мы вдвоем или втроем пришли на тренировку. Понравилось. Играю уже восемь лет.

– Вы левша от природы?

– Да. Все делаю левой рукой.

– Правда, что левшы – люди творческие?

– Если только я – исключение (смеется). Я совсем не творческий человек. Если честно, помимо гандбола практически ничего не умею. Вся моя жизнь сейчас – это институт и тренировки. Ну, еще учусь машину водить – хочу сдать на права.

– Вас такое положение дел устраивает?

– Абсолютно. Я сама для себя решила, что для меня на первом месте сейчас – спорт. На второй план убрала даже семью и друзей, не говоря уже о чем-то еще. Иногда, конечно, хочется погулять, но я напоминаю себе о приоритетах. Тем более, сейчас, когда попала в сборную.

– Когда вы осознали, что спорт в вашей жизни – на первом месте?

– Где-то год назад. Мне тогда было 16 лет и меня только взяли в суперлигу. Сейчас же идет только мой второй сезон там. Все как-то так быстро идет. В позапрошлом году я попала в юниорскую сборную, в прошлом – в молодежную, теперь – в основную. Для того, чтобы держать уровень, нужно отбросить все, кроме спорта. Да, чем-то жертвую. Но это приносит свои плоды.

– Задумывались, что было бы, не будь у вас столь стремительного прогресса?

– Просто не знаю, чем бы я сейчас вообще занималась. Кроме спорта я ничего не умею. В учебе я уже "пролетела" и продолжаю делать это. Чем-то еще заниматься серьезно я тоже не могу. Поэтому благодарна судьбе за такой шанс. Мне ничего не остается, кроме как цеплять за него всеми силами.

– Анна Вяхирева говорила, что больше всего боится когда-нибудь "зазвездиться".

– У меня, наверное, то же самое. Причем все тренеры в Волгограде, начиная с детских команд и заканчивая нынешней, предостерегали меня от этого. При этом были периоды, когда мне "сносило крышу". Но меня сразу же опускали на место. И это правильно. Я очень боюсь, что со мной случится нечто такое, а я не замечу. Именно поэтому стараюсь даже интервью не давать – опасаюсь, что не так поймут. Понимаю, что ничего такого в общении с журналистами нет, но обычно перестраховываюсь.

ХОЧУ ВЫИГРАТЬ ОЛИМПИАДУ

– Какие у вас спортивные мечты?

– Месяца три назад я грезила тем, чтобы попасть в национальную сборную. Не успела оглянуться – а она сбылась. Ну а в глобальном плане, все как и у любого другого спортсмена: хочу выиграть Олимпиаду. Еще хочется победить на чемпионатах Европы и мира. Причем не сидя на скамейке, а принося пользу!

– Хоть один матч нашей сборной в Рио пропустили?

– О чем вы?! Переживала, болела. Смотрела и думала: "Господи, это же сборная России! Неужели и я когда-нибудь туда попаду"? И вот я здесь. Даже не знаю, радоваться ли тому, что все так быстро происходит. Но если получила шанс – надо его использовать, ведь так?

– Не боитесь, что двигаясь такими темпами, можете довольно быстро пресытиться гандболом?

– Пока не выиграю Олимпиаду – такого точно не случится. Пока я хотя бы не попаду туда, даже думать ни о чем другом не буду. Чемпионаты Европы и мира – это очень круто. Но без Олимпиады все равно останется чувство недосказанности. Поэтому впереди у меня еще много гандбола.