FONBET Чемпионат КХЛ. Статьи

16 июня 2016, 14:30

Тройки с бубенцами. Почему сборной не нужны клубные звенья

Игорь Еронко
Обозреватель
Корреспондент "СЭ" объясняет, почему идея наигрывания клубных троек для сборной России обречена на провал

КУДА ДЕВАТЬ КОВАРЖА?

Над недавним заявлением президента КХЛ Дмитрия Чернышенко, предложившего дать клубам поручение наигрывать тройки для сборной России, можно было бы посмеяться. Ну, озвучил он комичную идею, наверняка вложенную ему в уши кем-то из седовласых ветеранов, имеющих определенный вес и так любящих жить прошлым.

Посмеялись – и забыли бы. Если бы идея эта не получила в напарники слово "фикс", не была повторена с уточнением, что в регламенте Континентальной лиги, к сожалению (на самом деле – к счастью), не прописана возможность давать такие поручения, и не стала бы обсуждаться руководителями этих самых клубов. Того же ЦСКА, например.

Штука в том, что Дмитрий Квартальнов в плей-офф использовал 23 разных варианта сочетаний в первой и второй тройках. 23! Это не шутка. Ну и кого мы тогда обманываем?

Ладно армейцы, стиль Квартальнова достаточно нетипичен для КХЛ. Но ведь и в других, куда более консервативных (ни в коем случае не в плохом смысле), клубах случаются пертурбации. Продиктованные самыми разными причинами. Игровыми спадами, травмами, ссорами, сменами тренеров, их желанием поработать на перспективу, прорывами молодых и не очень игроков и чем угодно еще. Директивы попросту лишат тренерские штабы пространства для маневра, что автоматически скажется на и так невысоких конкуренции и уровне соревновательности.

Есть, конечно, практически неизменные сочетания. Типа тройки Коваржа в "Магнитке". Но куда прикажете девать этого самого Коваржа, если в лиге центрфорвардов его уровня пара человек? Заменить Калетником? Вот Мозякин с Зариповым-то обрадуются. А главное, что лига сразу станет не в пример сильнее, не говоря уже о сборной.

КРУЖОК ПО ИНТЕРЕСАМ

Как-то раз довелось обсудить тему ярких троек с Максимом Сушинским, участником сразу нескольких таких.

– Глядя на Панарина, Шипачева и Дадонова, я вспоминал наши времена, когда играл с Прокопьевым и Затонским, с Якубовым вместо Прокопьева, с Яшиным и Чаянеком. Сочетания, которые и исход игры могли решить, и хоккей показывали такой, какой нравится болельщикам. Очень жалко, когда такие тройки разваливаются, потому что их тяжело собрать.

Во-первых, нужна определенная сумма мастерства помимо того, что тренер должен разглядеть возможную незримую связь и поместить тройку в определенные условия. Но тут важно понимать, что у игроков должны быть какие-то определенные внешние качества (Сушинский имел в виду поведение, проявление внутреннего снаружи. – Прим. И.Е.). Что-то типа настроенных на одну волну флюидов. Чтоб, как с женой – сошелся и всю жизнь вместе, грубо говоря. Здесь тоже надо, чтобы ты мог понять партнера в любой момент, поддержать его, где-то не подкрикнуть, а просто сказать что-то по-дружески, и поэтому партнер всегда рад тебя видеть не только на площадке. Чтобы не было такого, что ушли со льда и разошлись в разные стороны. Тут, наоборот, у нас многое было совместным. Совместные ужины. Мы сидели в автобусе рядом, в раздевалке. Это был кружок по интересам, так сказать, – подчеркнул Сушинский.

– Но и этого, конечно, мало. Необходим игровой интеллект. И это касается всех троих. Чтобы все понимали, куда и зачем бежать, как открыться. Оказался ты рядом с шайбой, а твой партнер уже разворачивается в эту сторону, и тебе буквально один взгляд только нужен, чтобы отдать ему пас. Мы многие передачи отдавали не глядя, знали просто, что там будет свой. Он там был – и забивал в пустые ворота. Это нельзя проговорить как-то, наиграть, это чисто игровой интеллект. И он, если честно, никак не связан с интеллектом как таковым. Это могут быть совершенно разные люди. То, как они понимают хоккей, как понимают жизнь, как учились в школе, – никак не связано. Выдающийся хоккеист может быть двоечником и не уметь читать, например. Слава богу, у меня был только один такой знакомый, и он не стал хорошим игроком, – отмечал один из лучших нападающих в истории российского хоккея.

Чтобы создать тройку калибра шипачевской, нужны в первую очередь игроки уровня Шипачева, Панарина и Дадонова. Обладающие соответствующим игровым интеллектом. Затем уже соответствующая система игры. И только потом можно попытаться что-то там наиграть. А таких хоккеистов на всю лигу – пересчитать по пальцам двух рук. И еще не факт, что они сойдутся. Обнаружат те самые флюиды.

СИЛЬНАЯ ЛИГА – СИЛЬНАЯ СБОРНАЯ

Сборная-то может стать сильнее за счет сыгранности. И это, возможно, даже поможет на чемпионате мира. Но, в конце концов, на ежегодных весенних турнирах свет клином не сошелся. От того, что Россия выиграет золото в Кельне или Копенгагене, а то и там, и там сразу, наш хоккей не станет сильнее, а победа на Олимпиаде – ближе. Если, конечно, НХЛ не откажется от участия. Но тогда это и за победу глупо считать, какой-то вынесенный этап Евротура будет. Правда, преподнесут наверняка как большое достижение, звон бубенцов от которого еще долго не смолкнет.

Нет ни у шведов, ни у финнов (канадцы вообще за скобками) ни лимита на легионеров, ни базового клуба сборной, о чем Чернышенко тоже впрямую говорит, почему-то считая его благом, ни поручений наигрывать тройки. А поди ж ты – они постоянно среди фаворитов даже в отсутствие звезд и пачками производят классных игроков, способных моментально встроиться в систему. В случае с "Тре Крунур" – весьма сложную, построенную как раз на работе с шайбой с большим количеством взаимодействий. И это страны, чье суммарное население в 10 раз меньше. Да и по количеству зарегистрированных хоккеистов они уступают: 97 420 в России против 69 414 у Финляндии и 56 371 у Швеции.

Зато у них есть внятная концепция, серьезная программа, подразумевающая единый национальный стиль, напрочь отсутствующий у нас, в рамках которого и ведется подготовка детей, юношей, молодежи. И работа во многом нацелена на то, чтобы заставить будущих надежд думать на льду, а затем развивать интеллект, параллельно шлифуя технику.

Вот чем стоит озаботиться, а не придумывать костыли для и без того зажатой в узкие рамки Континентальной лиги, страдающей от серьезного дефицита уровневых российских хоккеистов. Ведь костыли эти обязательно скажутся на конкуренции, основной движущей силе роста игроков, причем негативным образом.

Руководство КХЛ постоянно повторяет: сильная лига – сильная сборная. Лозунг-то правильный, вот только в данном конкретном случае налицо подмена понятий. Акцент почему-то делается на национальной команде, отталкиваются всегда от нее. При том что обратной зависимости не существует. И если преследовать одни только интересы сборной, что сейчас и происходит, то лиге от этого будет отнюдь не жарко, а разве что холодно. И чем ей холоднее – тем хуже этой самой сборной.

КЛУБНЫЕ ТРОЙКИ СБОРНОЙ РОССИИ НА ЧЕМПИОНАТАХ МИРА

Год

Тройка

Клуб

Заброшенные шайбы

Набранные очки

Место на ЧМ

1992

Сергей ПЕТРЕНКО – Алексей ЖАМНОВ – Алексей КОВАЛЕВ

Динамо

1 (1+0+0)

2 (1+0+1)

5

 

Виталий ПРОХОРОВ – Игорь БОЛДИН – Николай БОРЩЕВСКИЙ

Спартак

4 (0+3+1)

11 (3+4+4)

5

1993

Андрей НИКОЛИШИН – Алексей ЯШИН – Ян КАМИНСКИЙ

Динамо

5 (1+2+2)

11 (4+3+4)

1

1994

Алексей ЕМЕЛИН – Вячеслав БЕЗУКЛАДНИКОВ – Эдуард ГОРБАЧЕВ

Лада

4 (2+1+1)

5 (2+2+1)

5

1999

Сергей ПЕТРЕНКО – Александр ПРОКОПЬЕВ – Максим АФИНОГЕНОВ

Динамо

5 (2+1+2)

11 (6+2+3)

5

2001

Равиль ГУСМАНОВ – Андрей РАЗИН – Александр ГОЛЬЦ

Металлург Мг

8 (2+3+2)

19 (8+7+4)

6

 

Александр ХАРИТОНОВ – Александр ПРОКОПЬЕВ – Александр КУВАЛДИН

Динамо*

4 (2+1+1)

7 (2+3+2)

6

2002

Дмитрий ЗАТОНСКИЙ – Александр ПРОКОПЬЕВ – Максим СУШИНСКИЙ

Авангард

8 (2+3+3)

19 (5+7+7)

2

2007

Данис ЗАРИПОВ – Сергей ЗИНОВЬЕВ – Алексей МОРОЗОВ

Ак Барс

14 (3+3+8)

38 (12+13+13)

3

2008

Данис ЗАРИПОВ – Сергей ЗИНОВЬЕВ – Алексей МОРОЗОВ

Ак Барс

9 (3+1+5)

20 (7+6+7)

1

2015

Артемий ПАНАРИН – Вадим ШИПАЧЕВ – Евгений ДАДОНОВ

СКА

13 (5+4+4)

30 (10+9+11)

2

2016

Артемий ПАНАРИН – Вадим ШИПАЧЕВ – Евгений ДАДОНОВ

СКА*

18 (6+6+6)

46 (15+18+13)

3

* – Тройка в клубе распалась за год до чемпионата мира.

4