КХЛ. Регулярный чемпионат
Новый капитан магнитогорского "Металлурга", 41-летняя суперзвезда мирового хоккея, специально для "СЭ" оценил старт своего клуба и прокомментировал самые "горячие" события в регулярном чемпионате КХЛ
НЕ НАДО ПЕРЕОЦЕНИВАТЬ БОЙЦОВСКИЙ ФАКТОР
Судя по всему, уральский регион до сих пор не может отойти от визита в Магнитогорск "Витязя", который осуществил несколько жестких атак на голкипера "Металлурга" Георгия Гелашвили. Во всяком случае, наш разговор с прославленным ветераном, лучшим кубковым игроком в истории российского легиона НХЛ начался именно с чеховской темы.
- Считаю, что те события ударили по имиджу КХЛ, - сразу же заметил Федоров-средний. - Уверяю вас, канадские ребята, с первых же смен задевавшие нашего вратаря, в НХЛ и низших лигах Северной Америки так себя никогда не вели. Возьмите того же Бреннана - моего доброго знакомого, с которым мы пару лет играли в "Анахайме". В НХЛ он действовал предельно профессионально. Потому что там все четко прописано - и наказание за грубость или хамство последует незамедлительно.
- Однако в НХЛ начала 90-х годов, когда вы начинали там свою карьеру, вратарей нередко атаковали. Взять хотя бы нашумевшую историю из матча "Баффало" - "Ванкувер", когда Джино Оджик специально вывел из строя Доминика Гашека.
- Да, такое было. Однако Оджик сбил вратаря, но не снимал с него маску - в отличие от чеховских бойцов. В любом случае в НХЛ с тех пор многое изменилось - правила ужесточаются каждый год.
- То, что бойцы "Витязя" не по правилам атаковали Гелашвили, - очевидно. Но, согласитесь, очевидно и то, что ваш вратарь симулировал…
- Здесь я не готов с вами согласиться. Трудно понять состояние человека - в том числе и психологическое, пока, грубо говоря, не окажешься в его шкуре.
- В интервью "СЭ" главный тренер "Витязя" Андрей Назаров сравнил чеховскую команду с тем "Детройтом", в который на заре 90-х годов приехали вы. И там вас сразу взяли под охрану Боб Проберт и Джой Кошур - лучший дуэт "полицейских" в истории североамериканского хоккея. Назаров надеется, что под присмотром канадских силовиков "Витязя" карьеры чемпионов мира среди молодежных команд Никиты Двуреченского и Артемия Панарина тоже будут стремительно развиваться.
- С уважением отношусь к Андрею, внимательно слежу за его тренерской работой, он - мой друг. Да, Назаров прав в том, что ныне покойный Проберт и Кошур содействовали моему становлению, хотя их поддержку вряд ли стоит переоценивать. Однако в любом случае убежден, что сравнивать нынешний "Витязь" и тот "Детройт" в корне неверно! "Ред Уингз" по большому счету не выбивался из общего ряда, играл по четко регламентированным правилам. Чего не скажешь о "Витязе", который, на мой взгляд, выпал из правового пространства.
У меня нет сомнений в том, что амплуа "полицейского" - самое тяжелое в хоккее. Выходить на лед на три - пять минут, пытаться дракой переломить ход игры, сбить соперника с фокуса - не самое большое удовольствие. Знаю, что некоторые бойцы после пропущенных ударов иногда не помнят, на какой арене находятся и за какой клуб играют…
- В начале вашей карьеры в НХЛ "Детройт" с Пробертом, Кошуром, Примо, Галланом был одним из самых жестких клубов лиги, а затем, взяв курс на европейцев, превратился, наверное, в самый мягкий. В каком "Детройте" вам игралось легче?
- Знаете, не надо переоценивать бойцовский фактор. Основное внимание я всегда уделял своей игре, а не побочным явлениям. Да, в начале девяностых было много игроков, которые пытались вывести тебя из равновесия, спровоцировать, если хотите, сломать. Но постепенно такие хоккеисты - причем речь не только о "полицейских" - оказались вытеснены из лиги благодаря четко прописанным правилам и более жесткой работе арбитров.
МОЖНО СОКРАТИТЬ РАЗМЕР ПЛОЩАДОК
- Каким вы видите оптимальное и глобальное решение КХЛ по "Витязю"?
- Во-первых, лига должна принять жесткое решение: бойцы могут драться исключительно с коллегами по амплуа, но никак не с играющими хоккеистами. Во-вторых, в каждую команду лиги, возможно, имеет смысл пригласить по одному "полицейскому", чтобы сделать небольшое шоу. Ну и в-третьих, я бы сократил размеры площадок, чтобы повысить интенсивность и зрелищность игры.
- Но уменьшение льда пойдет на пользу прежде всего именно таким командам как "Витязь"…
- Это отдельный и весьма спорный разговор.
- Неужели вы считаете, что если бы ваше поколение и, скажем, поколение Игоря Ларионова начинали на площадках североамериканского формата, то вы, лучшие центрфорварды страны, состоялись бы?
- Отличный вопрос. Честно говоря, не уверен. С другой стороны, советский хоккей уже не вернешь. У нас уже нет прежней школы тренировок, функциональной и технической подготовки, нет прежних детских школ, нет курса на создание четырех равных звеньев, интенсивно перекрывавших лед.
Теперь мы играем по календарю, который похож на североамериканский. Особого времени для тренировок нет - игры, игры, игры. В таких условиях, возможно, имеет смысл перейти и на единый для всех формат площадки. Хотя допускаю, что свои аргументы есть и у консерваторов - сторонников большого льда.
С БАРКОВЫМ ИНТЕРЕСНЕЙ, ЧЕМ С ХЕЙККИЛЯ
- Давайте поговорим о вашей команде. Не могу не поздравить вас с избранием капитаном "Магнитки".
- Спасибо. У нас в команде прошли выборы капитана и двух ассистентов. Ребята доверили мне этот важнейший в жизни любой команды пост.
- Тренеры контролировали выборы?
- Нет, они только вошли на наш избирательный участок (смеется), пожали всем руки и, можно сказать, утвердили решение.
- Вас не задевал тот факт, что при прежнем главном тренере клуба Кари Хейккиля вы не были капитаном?
- Нет. Я пришел в команду, которая семь-восемь лет назад сформировалась и в которой капитаном почти все эти годы был Виталий Атюшов. В такой ситуации от добра добра не ищут.
- Тем не менее не секрет, что с Хейккиля у вас не было стопроцентного взаимопонимания.
- (Перебивает.) Извините, а кто это вам сказал?
- Ваш отец, заслуженный тренер России Виктор Федоров, который не заразился от своих сыновей тотальной политкорректностью…
- Знаете, не вижу смысла возвращаться в прошлое. Кари - очень опытный тренер. Он ценит жестко систематизированную игру, предельно четкое распределение ролей. Как начали сезон с определенных четырех звеньев, так его и завершили. Еще один момент, характерный для Хейккиля, - дежурный бросок с центра поля на вратаря с одновременным подбором шайбы на отскоке. Вот такая модель игры.
- Не уверен, что такой хоккей близок Сергею Федорову…
- Соглашусь в том плане, что стиль работы Александра Баркова, нашего нового тренера, ближе к советской школе хоккея, которая импонирует не только мне, но и хоккеистам нашего клуба.
- Можете раскрыть несколько секретов барковской кухни?
- Он делает ставку на комбинационную игру на классическом раскате, на интенсивное взаимодействие между нападающими и защитниками. Скажем, теперь шайбы набрасываюся не на вратаря, а в те зоны, в которых должны находиться крайние форварды. Есть и еще два-три новых момента.
- С Барковым вам работать интереснее, чем с Хейккиля?
- Александр, как мне кажется, более разносторонний специалист. Он не боится рискованных шагов, экспериментов, дает игрокам много свободы. Это здорово!
- Можете назвать "Магнитку" главным претендентом на чемпионство в этом сезоне?
- Наши амбиции всем известны. Но, знаете, в отличие от советских лет у нас теперь очень плотный чемпионат, нет явных лидеров. Выстрелить может любой.
Игорь ЛАРИН