Вчера в полночь в КХЛ был введен запрет на все переходы. Одним из тех, кто сменил команду в последние часы, стал защитник ЦСКА Микко Мяенпя, отправившийся в "Лев". С его уходом в столичном клубе, хотелось бы верить, завершился "театр абсурда". Ведь за армейцев финский легионер выступал под номером "24", навечно закрепленным в ЦСКА за легендарным форвардом красно-синих и сборной страны Сергеем Макаровым.
Андрей КУЗНЕЦОВ
Больше 10 лет под сводами Ледового дворца ЦСКА висели свитера с фамилиями игроков-легенд, тех, благодаря чьим подвигам армейский клуб стал самым титулованным в мире. Но теперь о великой истории ЦСКА во дворце не напоминает ничто.
После "зачистки", проведенной нынешней армейской администрацией, под сводами арены пусто. Нет даже свитеров Харламова, Третьяка, Фетисова и Макарова, за которыми клуб в свое время по собственной инициативе навечно закрепил их известные всей планете игровые номера. Как говорится, без права передачи.
Только вот - без права ли? Примерно на второй минуте матча на лед выскакивали третьи пятерки команд - и вы не верили своим глазам: вот он, номер "24" - тот самый, который 11 лет принадлежал Сергею Макарову, левому краю легендарной пятерки, забросившему за ЦСКА в чемпионатах страны 303 шайбы.
С октября 2008-го этот номер закреплен за Макаровым навечно, что подтверждает официальный сайт клуба. Не верите - загляните в раздел "Номера, выведенные из обращения".
Впрочем, на том же сайте вы могли найти и опровержение. В разделе "Состав команды". Графа "защитники", фото Микко Мяенпя, номер "24".
И как это, граждане армейцы, надо было понимать?!
Сергей МАКАРОВ: "НАЧАТЬ РЕШИЛИ С МЕНЯ…"
- Я, конечно, заметил, что мой игровой номер отдали другому хоккеисту, - вздохнул на днях лучший бомбардир в истории советского хоккея. - Вот только не знаю, кто решил пойти на такой шаг и кто позволил его совершить. Никакой информации у меня нет. Не обладая точными сведениями, легко кого-то из нынешнего ЦСКА обидеть. А я этого не хочу.
- Ваша позиция объяснима. В отличие от действий клуба. Согласитесь, тогда можно отдать кому-нибудь из армейских легионеров и номер Валерия Харламова.
- Соглашусь. Только вот стать свидетелем чего-то подобного мне не хотелось бы. Сам я человек не тщеславный и могу спокойно отреагировать на перипетии с моим 24-м номером. Но убежден: под номерами Харламова или, к примеру, Фетисова выступать в ЦСКА не должен никто! Люди, которых хоккейный мир назвал в числе шести лучших игроков XX века, заслужили такое право.
- Так ведь в этот список наряду с Харламовым, Третьяком и Фетисовым включили и вас, Сергей Михайлович.
- Потому-то наши четыре номера и были выведены в ЦСКА из обращения. И вдруг такой поворот. А начать решили с меня…
Вячеслав ФЕТИСОВ: "БЕЗ ТРАДИЦИЙ НЕТ ПОБЕД"
Да уж, выплескивать свои обиды на публику звезды прежних лет не приучены. Что подтвердила беседа с еще одним хоккеистом великой пятерки ЦСКА и сборной СССР - сенатором Вячеславом Фетисовым, который в прошлом сезоне покинул пост президента клуба.
Звонок корреспондента "СЭ" застал знаменитого защитника в Нью-Йорке. Там он в ранге главы комитета спортсменов Всемирного антидопингового агентства принимает участие в конгрессе этой организации. А потому был уверен, что "СЭ" интересуют именно эти проблемы.
- Мы обсуждаем новый антидопинговый кодекс, который будет вводиться в ближайшее время, - сказал Фетисов. - Плюс к этому разрабатываем позицию атлетов всего мира в отношении тех, кто принимает допинг и тем самым обманывает коллег. По мнению членов комиссии, наказанием за прием запрещенных препаратов может быть полная дисквалификация уже за первое нарушение. Позиция у них предельно жесткая: обманщики, отбирающие славу и титулы, заслуживают строжайшего наказания…
Пришлось объяснить, что борьба с допингом - это, безусловно, важно и интересно, но звоним мы по другому поводу. Уточнили, по какому.
- Прискорбно все это, - сказал Фетисов. - Когда я десятилетним пацаном пришел в армейский клуб, на каждое собрание ДЮСШ приходил великий Тарасов со звездами взрослой команды, - продолжил Фетисов. - Так закладывались традиции, на которых воспитывалось мое поколение. Без них и сегодня сложно рассчитывать на победы. Но, может, по мнению тех людей, которые сейчас руководят процессами внутри клуба, нас с ЦСКА уже ничего не связывает? А уж история с номером "24" - вообще из ряда вон. Макаров молчал только потому, что он очень скромный человек.
- НХЛ навечно закрепила игровой номер за Гретцки, "Ванкувер" - за Павлом Буре, "Колорадо" - за Форсбергом… Список можно продолжать долго, но хотелось бы спросить вот о чем: вы способны представить ситуацию, при которой похожая на армейскую история произошла бы в Северной Америке?
- Нет, не могу! - воскликнул Фетисов. - В НХЛ свято чтут традиции. Считают, что это залог успешного развития нашего вида спорта как бизнеса. Когда на арене объявляют, что в числе зрителей находится Горди Хоу, 20 тысяч болельщиков встают и пять минут аплодируют. Вместе с игроками. Это нормальное положение дел в нормальном обществе. Что тут еще комментировать?
СВЯТАЯ ПАМЯТЬ
Действительно, что тут комментировать, если случай и впрямь уникален. Большинство клубов КХЛ номеров за своими легендами не закрепляло. А те, кто закрепил, в неумении держать слово не замечены.
"Авангард" вывел из обращения "семерку" форварда Черепанова и "двойку" защитника Блинова - талантливейших воспитанников омского хоккея, по какому-то роковому совпадению умерших на самом взлете карьеры.
В минском "Динамо" никому не отдают 24-й номер, который принадлежал сгоревшему вместе с "Локомотивом"-2011 белорусу Салею.
Число "11" в тольяттинской "Ладе" не нашивают на игровые свитера в память о скончавшемся на летних сборах в начале 2000-х Безукладникове.
В "Тракторе" особый статус у "четверки" - под этим номером играл погибший в автокатастрофе 1992 года 20-летний защитник Копать.
И лишь нынешним армейцам на свое прошлое, получается, наплевать. Взяли на контракт финского новичка, тот обнаружил, что любимая на протяжении всей его карьеры "семерка" занята ветераном Гуськовым, попросил другой номер - и вместо рассказа о том, почему на свитер не могут быть нашиты цифры "2" и "4", услышал: "Хорошо".
Судя по словам Сергея Макарова, о скандальной ситуации он узнал уже вскоре. Вполне вероятно, что всё быстро поняли и в самом ЦСКА. Как еще объяснить тот факт, что на презентации новичков команды финн Мяенпя не был удостоин публичного, перед фото- и телекамерами, вручения клубного свитера? Скорее всего, за компанию, чтобы избежать ненужных сопоставлений, обошли и другого защитника - Гимаева. На прямой вопрос: "Где свитера?" генеральный менеджер армейцев Сергей Федоров выдал тогда невразумительную тираду. Мол, ЦСКА не церемонии нужны, а победы в каждом следующем матче.
Судя по тому, что один из худших защитников команды до последних дней играл под номером, принадлежащим легендарному Макарову, никакой это был не казус. А нечто большее.
ДОРОГА В НИКУДА
Что, кстати, доказывает история с исчезнувшими из-под сводов армейского дворца игровыми свитерами. По этому поводу довелось услышать две версии.
Первая - ремонт - не выдерживает никакой критики. Следов какой-то серьезной работы внутри армейской арены не видно. Неужели ремонт начнется во время плей-офф?
Вторую версию озвучил Сергей Макаров:
- У нас был разговор с Немчиновым (советник генерального менеджера ЦСКА. - Прим. "СЭ") о том, что серьезная часть болельщиков команды не знает, на какие годы пришлись выступления звезд прошлого в составе армейцев. И, значит, нужно изготовить новые свитера, где кроме фамилий и номеров будут обозначены временные рамки их армейской карьеры.
При этом Макаров, правда, подчеркнул: о решении снять свитера из-под сводов его информировали, а вот о том, когда их будут вешать обратно, - полнейшая тишина.
Фетисов же по этому поводу заметил:
- Может, в ледовом дворце ЦСКА хотят повесить свитера тех персонажей, которые сегодня там вовлечены в процесс? Тоже будет нормально... Если Фирсова, Рагулина, Локтева сняли, почему меня должны были оставить? По большому счету мне как-то все равно, есть под сводами мой свитер или нет. Даже если те ребята, которые сейчас в клубе рулят, будут вешать его снова - я на церемонию не пойду. Вот так! Пусть лишают мой номер статуса "навечно закрепленный", нашивают кому-то из хоккеистов, пусть попробуют играть под ним так, как я. Мне все равно, правда. Вот только не знаю, все равно ли болельщикам, всем нормальным людям…
Что касается упомянутых Фетисовым болельщиков, то тут разговор долгий. Своих поклонников армейский клуб, по сути, потерял. В нынешнем сезоне посещаемость домашних матчей команды (с Дацюком, Брызгаловым и Радуловым!) ничуть не выросла по сравнению с прошлогодней, когда состав был куда менее звездным. На безыскусный "Спартак" в этом регулярном чемпионате ходит столько же народу, сколько на армейцев.
Единственное, что было у бедствовавшего в конце прошлого и начале нынешнего веков ЦСКА, - славная, великая история. Теперь клуб, вольно или невольно объявивший войну собственным ветеранам, отрекается и от нее.
Парадокс, но параллельно с укреплением финансового благополучия клуб все дальше удаляется от самого себя прежнего. Многие считают, что это дорога в никуда.