FONBET Чемпионат КХЛ. Статьи

19 июля 2013, 23:54

Алексей Касатонов: "Дали Ковальчуку кодовое имя "легенда"

КХЛ

Генеральный менеджер СКА в интервью "СЭ" рассказал о подробностях переговоров с "Нью-Джерси" по поводу перехода Ильи Ковальчука.

Никита ЛИСОВОЙ
из Санкт-Петербурга

– Возвращение Ковальчука – исторический момент в истории российского хоккея?

– Не люблю делать такие громкие заявления. Я рад, что Илья возвращается даже как простой болельщик, не говоря уже о том, какие чувства испытываю как генеральный менеджер СКА.

Лучше открою вам один секрет: во время переговоров имя Ковальчука мы даже между руководителями и менеджерами клуба старались вслух не произносить. Дали Илье кодовое имя "Легенда". После того как возвращение состоялось, стали в шутку говорить: "Теперь это настоящая легенда". Как хоккеист, совершивший такой поступок.

– Когда впервые задумались о том, что Ковальчук может перейти в СКА на постоянной основе?

– Сама идея – вернуть Илью на родину – появилась с приходом в СКА Геннадия Тимченко. Это было как раз после триумфального для нашей сборной чемпионата мира, где Ковальчук показал себя настоящим лидером. Мне было поручено заниматься этим вопросом, и я вышел на связь с генеральным менеджером "Нью-Джерси" Лу Ламорелло.

– Какой, интересно, была его реакция, когда сообщили ему о желании СКА выкупить контракт Ковальчука?

– Была немая сцена (смеется). Лу молчал почти минуту. Сначала он даже не нашелся, что ответить. А когда немного пришел в себя, попросил несколько дней на то, чтобы подумать и обсудить наше предложение с владельцами "Дэвилз".

– И долго он думал?

– Ламорелло перезвонил мне через несколько дней, чтобы сказать категорическое "нет". Как вы, наверное, помните, Илья после этого провел отличный сезон в НХЛ, вывел команду в финал Кубка Стэнли, где во многом из-за его травмы у "дьяволов" не получилось навязать борьбу сопернику. А потом случился локаут, и, конечно, мы в СКА сразу рассматривали Илью как кандидата номер один.

Его игра за СКА в прошлом сезоне полностью оправдала наши ожидания. Мы увидели, что в команду пришел удивительный человек, настоящий лидер. За ним потянулись остальные ребята. Он показал, что такое профессиональный подход к делу. А когда стало известно о том, что локаут закончится, мы ждали, какое соглашение будет заключено между профсоюзом игроков и лигой. Что тут скажешь – НХЛ есть НХЛ, соглашение было подписано идеально с юридической точки зрения, подкопаться было не к чему, поэтому мы, я имею в виду руководство СКА, даже не могли предложить Илье подумать о чем-либо. Мы не могли вести переговоров, хотя понимали, что Ковальчуку у нас очень понравилось.

Но в итоге чувство того, что он играет на родине, да еще в таком клубе, в таком городе, с такими болельщиками, пересилило. Летом Ковальчук решил, что для него и его семьи будет лучше вернуться в Россию и продолжить выступления в КХЛ.

– То есть вы не принимали никакого участия в дискуссиях с "Нью-Джерси"?

– Илья сам принял решение и пошел на разговор с Ламорелло. О чем они говорили, не знаю. Но признаюсь честно: я до конца не верил, что Илье удастся договориться с "Нью-Джерси". Мы даже состав в это межсезонье подбирали таким образом, чтобы отсутствие Ковальчука не сказывалось, чтобы и без него можно было решать большие задачи. Но с ним, понятное дело, наши шансы на завоевание Кубка Гагарина резко повышаются.

– На ваш взгляд, если бы у "Нью-Джерси" не возникли финансовые проблемы, клуб отпустил бы свою главную звезду в Россию?

– Мне кажется, у этого вопроса две стороны. Во-первых, очень важно, что Илья сам попросил "Дэвилз" завершить отношения. Значит, у него действительно было огромное желание вернуться на родину, а это весомая причина.

То время, что Ковальчук провел в СКА во время локаута, сильно повлияло на него. Он лишний раз убедился в том, что Санкт-Петербург – один из красивейших городов в Европе, что здесь есть современный дворец и лучшие, на мой взгляд, болельщики в мире. Плюс у нас всегда была отличная атмосфера в коллективе, а с приходом Ильи она стала еще лучше.

Не могу не отметить и факт, о котором мало кто знал. У Ильи сложились очень доверительные отношения с президентом нашего клуба. Можно сказать, что Геннадий Николаевич относится к Ковальчуку как к сыну, и Илья это очень ценит. Понятно, что этот момент повлиял на его решение сделать такой крутой и сенсационный поворот в своей судьбе.

А вторая сторона вопроса касается бизнеса. Один из лучших генменеджеров в мире Ламорелло никогда бы не отпустил главного игрока, если бы в дело не вмешался бизнес. Поверьте мне, Лу, пожалуй, как никто другой, умеет уговаривать людей, выжимать из любого хоккеиста 110 процентов его возможностей.

"Дьяволы" приобретали Ковальчука на фоне открытия в Нью-Джерси нового катка. Команда, долгие годы игравшая в не самый яркий хоккей – дисциплинированный и жесткий, хотела изменить свой имидж. Для этого и покупался игрок со статусом суперзвезды. Плюс к тому моменту прошли два победных для России чемпионата мира, все видели, какие эмоции давала людям игра Ковальчука. Ни один актер в мире не сыграл бы так, как он радовался после победной шайбы канадцам в Квебеке. Этот момент вошел в историю нашего хоккея, нашей страны.

Менеджмент "Дэвилз" наверняка понимал, что на такого игрока пойдут зрители. В принципе их план реализовывался. Но возникли финансовые проблемы, о которых стало известно даже американской прессе: задержки по зарплате – небывалый момент для НХЛ. И Ламорелло, просчитав ситуацию, понял, что лучше будет высвободить достаточное количество средств, чем дальше рисковать.

– Не могу не затронуть тему, которую после возвращения Ковальчука не поднимал только ленивый. Мол, у игрока травма, которая не позволяет ему выкладываться в НХЛ на сто процентов, а в КХЛ он может позволить себе играть и в полсилы. Что ответите на это?

– Слухов может быть сколько угодно. Началось все с Реника и его жестких высказываний. Но Джереми я как раз прекрасно понимаю. Это человек, который всю свою жизнь стремился попасть в НХЛ, он шел к этому с детства. Попал, стал суперзвездой, потом остался работать рядом с лигой. А тут ему говорят, что его мечта детства, его любимая работа, его дом – не самые лучшие вещи на свете. Естественно, он взбунтовался против такого мнения и пошел защищать имидж и статус своего дома. Это патриотизм – тут нечего добавить. Люди в Америке просто не понимают, как Илья мог решиться на такой поступок.

А теперь скажите мне, какой нормальный человек уедет от социальных гарантий, если у него контракт чуть ли не на 80 миллионов долларов?! Если бы у него была травма, ему лучше было бы остаться в клубе и спокойно получать эти деньги.

Ну ладно Реник, с ним-то все ясно. Но ведь и в России люди ищут какие-то подводные камни, пытаются очернить великого спортсмена. Зачем?! Давайте лучше порадуемся! Давайте будем гордиться собой! Ведь это мы все вместе создали в нашей стране такую почву, при которой появилась стабильность, при которой наш хоккей начал отвоевывать какие-то позиции.

Илья будет выполнять не только роль человека, который дает результат. Дети, видя его игру, потянутся в секции. Он возьмет на себя много социальных миссий. Разве это плохо?

– Такие люди, как Реник, способны существенно ухудшить имидж нашей лиги за океаном, не согласны?

– Знаете, Реник чем-то напоминает мне нашего Александра Кожевникова, который иногда бывает чересчур агрессивным в своих высказываниях. Но, как показывает практика, по-другому нельзя, когда ты борешься за "свое". Бороться надо до конца, быть максималистом.

– Много разговоров было о сумасшедших суммах контракта, предложенных Ковальчуку СКА. Проясните ситуацию.

– Не буду ни с кем спорить. Скажу одно: Илья вернулся не из-за денег. Он возвращается на родину, перевозит сюда всю семью, хочет дать своим детям российское образование – что тут плохого? К тому же для него сборная – не пустой звук. Он один из тех, для кого национальная команда всегда была командой № 1.

Тот, кто говорит про деньги, не понимает одного – в Америке у Ковальчука был фантастический контракт. Значит, им двигало что-то большее, чем финансовая выгода.

– За Ильей могут потянуться в КХЛ остальные российские звезды НХЛ?

– Об этом не думаю, меня сейчас заботит только старт сезона для СКА и сборная России. Однако, отвечая на ваш вопрос, скажу: а кто верил, что Ковальчук вернется? А он сумел так поговорить с Лу, как, может быть, не смог бы никто другой. Поэтому не хочу делать прогнозы: поживем – увидим.

Меня больше волнует другой момент. Не хочется, чтобы наши молодые, только-только подающие надежды звездочки уезжали за океан. Оставить молодых ребят играть в КХЛ – намного важнее.