FONBET Чемпионат КХЛ. Статьи

6 июля 2015, 13:05

Герман Титов: "Наш "Спартак" будет ближе к народу"

На днях в гости к "СЭ" заглянул главный тренер возрожденного московского "Спартака"

КВАРТАЛЬНОВ ВСЕГДА БЫЛ МОЛЧУНОМ

– Уходя из "Кузни", вы сослались на семейные обстоятельства. Перевозите сюда семью из Калгари?

– Нет, дело в том, что моя мама живет в Раменском, и, когда я в Москве сниму квартиру, она будет жить со мной или я буду постоянно ее навещать. Все-таки возраст – не знаешь, что будет, и хочется чаще видеться.

– Уже во втором матче нового чемпионата "Спартак" ожидает встреча с ЦСКА.

– Да, сразу же дерби с повышенной ответственностью. Армейцы провели блестящий сезон, к тому же их тренирует мой бывший партнер по тройке Дмитрий Квартальнов. Тоже интересное дерби: Квартальнов против Титова.

– Вы с ним не общались после своего назначения?

– Нет еще. Думаю, в скором времени созвонимся, заключим пари.

– ЦСКА Квартальнова играет в "североамериканский" хоккей – агрессивный, силовой. "Спартак" так же будет играть? Или похитрее, погибче?

– Я мечтаю вернуть наш советский комбинационный стиль, люблю выигрывать со счетом 6:5, а не 1:0, но все зависит от уровня мастерства. Могу сказать, что точно будем начинать обороняться в зоне атаки и прессинговать соперника при потере шайбы. Как и ЦСКА, но с поправкой на качество исполнителей.

– ЦСКА укомплектован не одними звездами.

– Значит, Квартальнов – хороший педагог, раз нашел к игрокам подход и добился с ними успеха.

– Не знаете, почему он не дает интервью?

– Сколько помню Диму, он всегда был молчуном. Если это помогает ему и команде, то это его право.

– С армейцами вам еще встречаться на предсезонных турнирах – на Кубке мэра, на турнире Чернышева.

– Ну, это все-таки не то. Что бы ни говорили, товарищеские игры – это всего лишь часть подготовки к сезону, какой бы статус ни был у турнира. Команда новая, клуб новый, тренер новый – все новое. На предсезонных турнирах мы будем только обкатывать состав, проверять наработки. Сейчас везем на сборы тридцать восемь человек – нужно определить костяк команды.

среди этих тридцати восьми есть те, кто вам вообще не знаком, чьих возможностей себе не представляете?

– Вживую действительно видел не всех. Но каждого посмотрел на видео и согласовал кандидатуры с руководством. Дальше все зависит от того, как ребята поймут мои требования, как мы сработаемся. Чем быстрее это получится, тем скорее начнем давать результат. Задача у нас амбициозная: выйти в плей-офф.

– Это задача-максимум?

– Минимум. Успехом буду считать выход во второй раунд Кубка Гагарина.

– Поначалу, пока команда несыгранна, что будет важнее: игра или результат?

– Руководство будет требовать побед. Но от красивого хоккея мы не откажемся.

– На сколько рассчитан ваш контракт?

– На два года. Однако все зависит от результатов.

РЕМЕШОК, КАК У СТАРШИНОВА

– Вас не смущает, что часть болельщиков не ассоциирует новый "Спартак" с прежним?

– Я еще не задумывался над этим вопросом. Скажу так: "Спартак" – это в любом случае бренд, знаменитое имя. Я живу в Калгари – там не знают, что такое новокузнецкий "Металлург", зато "Спартак" знают.

– В "Спартаке" создан совет ветеранов. Уже была встреча?

– Она запланирована на август, после приезда со сборов из Финляндии. Соберем большую пресс-конференцию, встретимся с ветеранами, и тогда же соберется попечительский совет.

– Насколько ценны советы ветеранов?

– Неоценимы. Старшинов, Майоров, Шадрин, Якушев делали имя "Спартаку", это легенды нашего хоккея. Общаться с ними полезно не только нам, но и игрокам, среди которых много молодежи.

– Успеете до начала сезона повесить на Малой спортивной арене свитера канонизированных героев?

– Это вопрос к Жамнову. Позовите в гости Алексея Юрьевича, спросите у него.

– Он, наверное, не захочет менять динамовцев на спартаковцев…

(Cмеется.) Динамовцы к тому времени уже перенесут своих на "Арену Легенд".

– У вас Лужники вызывают какие-нибудь ассоциации?

– Пока неприятные: в девяностом году мы лидировали в Высшей лиге, должны были становиться чемпионами СССР, но проиграли на Малой арене "Динамо". Причем "Химик" устраивала ничья. Мы проигрывали 0:3, сравняли счет, потом пропустили в большинстве, по-моему, от Яшина, а пятую – в пустые ворота. После этого "посыпались" и заняли только третье место. Не хватило опыта борьбы за золото.

– Еще вы были участником матча, в котором "Спартак" последний раз завоевал медали. Даже забили гол.

– Да, в 1992 году. Как забивал, увы, не помню, зато игра отложилась в памяти. Наш "Химик" проиграл "Спартаку" за третье место. Тогда у спартаковцев блистала тройка Прохоров – Болдин – Борщевский, вратарь Леша Марьин.

– Последнее золото "Спартак" и вовсе завоевал почти сорок лет назад.

– Понимаю, куда вы клоните. Для меня это не просто цифры, и "Спартак" – не пустое слово. Мой отец был ярым болельщиком "Спартака" и всегда брал меня на хоккей. Я рос на спартаковском поколении 60 – 70-х, Старшинов был моим кумиром. Он вот здесь (показывает на подбородок) ремешок цеплял – я тоже всегда так делал, чтоб быть на него похожим, и номер везде брал его, восьмой.

– Для поклонников "Спартака" это важно – чтобы был "свой" человек.

– Буду делать все от меня зависящее, чтобы "Спартак" возродился, был в лидерах нашего хоккея, как в советское время. Пусть он нечасто выигрывал золото, но постоянно боролся за медали. Хочу вернуть эту традицию.

– Фарм-клубом "Спартака" стал воскресенский "Химик". Весь штаб, кроме Сергея Голошумова и Алексея Жамнова, тоже выходцы из "Химика".

– Мы профессионалы, много лет поиграли на высшем уровне, и нет никакой разницы, воскресенские мы, динамовские или из ЦСКА. Сейчас наша команда – "Спартак", мы хотим сделать его сильным и будем биться, чтобы он был на виду.

– Будете взаимодействовать со штабами "Химика" и молодежного "Спартак"?

– Уже собирались с тренерами команд. Обсуждали тактику. Хотим создать вертикаль, чтобы игроки, приходившие из МХЛ в ВХЛ, а затем в КХЛ, знали мои требования. Обязательно буду ходить на игры молодежки, как это делал в Новокузнецке.

КАСТА ВРАТАРЕЙ

– Ваш помощник Вячеслав Козлов не хотел стать играющим тренером?

– Нет, пусть убивает в себе игрока (смеется). Он человек серьезный, хочет работать, попробовать себя на тренерском поприще. Я думаю, из него вырастет хороший тренер. Задатки для этого очень хорошие. Хотя он, конечно, феномен: находится сейчас в такой физической форме, что на сборе не уступит многим нашим игрокам.

– Вспомнилось, как вы с ним, совсем еще молодым, играли в Воскресенске против "Миннесоты".

– Это когда мы им 2:3? Когда Вязьмикин, царство ему небесное, подрался? Отлично помню. Слава тогда шикарные голы забил. Сколько ему было? Лет восемнадцать, наверное. Вот видите, говорю же, какой у нас советский хоккей был!

– А проиграли из-за вратаря Червякова.

– Так, только не надо задавать мне провокационных вопросов. А то завтра Леха позвонит и выскажет. Леша Червяков уникальный человек. Как мы всегда говорим, вратари – они …

-…странные?

– Не странные. Другая каста. Не такие, как все. Сколько я работал с вратарями в Новокузнецке, они всегда себе на уме.

– Болельщики "Спартака" мечтают, чтобы в команду вернули вратаря Шестеркина.

– Мы тоже этого хотим и боремся за него. Как раз вчера (в среду. – Прим. "СЭ") разговаривали с Жамновым: отдаст нам его СКА или нет. А больше всех был бы рад этому возвращению наш тренер вратарей Сергей Голошумов: Шестеркин – его воспитанник.

– Не окажется ли он у вас на вторых ролях, как в Питере? Энгрен же сильнее Шестеркина.

– Как это вы заранее определили, кто сильнее, а кто слабее? Я не могу так сказать. Да, на бумаге Энгрен сильнее, но, как будет на самом деле, никто не знает. Все покажут сборы. Вот вам пример: был у меня в Новокузнецке Сорокин. Мы взяли финна Ховинена, а Сорокин его переиграл, многие матчи нам вытаскивал, выигрывал в одиночку. На лед должны выходить сильнейшие, а не зарплаты. Это мой принцип.

– Знающие люди говорят, что в 19 лет Сорокин более талантлив, чем Бобровский в том же возрасте. Согласны?

– Посмотрим. Сколько было примеров, когда очень талантливые игроки уже в 20 лет заканчивали. Думали, что всего добились, и останавливались в росте. Если не отдаваться хоккею, он этого не прощает. Надеюсь, что с Сорокиным ничего подобного не случится, и он будет прогрессировать.

БЫКОВ И ЧУТЬЕ

– В "Спартаке" завершал карьеру Доминик Гашек. Как вы к нему относитесь?

– Буквально вчера с Козловым про него вспоминали, Слава никогда ему не мог забить, хотя очень часто против него играл. А для меня удобный вратарь, я ему немало накидал.

– В чем его "фишка"? Как забить Гашеку?

– Закрыть глаза и бросить. Стиль у Гашека футбольно-хоккейный, я бы так сказал. Он никогда не сдавался, даже если шансов спасти ворота почти не осталось. Любыми способами не давал шайбе пересечь линию. Козлов рассказывает: "Мне Фетисов отдает пас на дальнюю штангу, под пустые ворота, я уже вижу шайбу в сетке, – а Гашек туда летит и вытаскивает!" Вот и вся фишка.

– На тренировках можете сами показать упражнения?

– Конечно. В Новокузнецке всегда показывал.

– К чему спрашиваем: в Уфе поражались, когда Вячеслав Быков на тренировке ставил ворота поперек поля и "возил" игроков один на один. Илья Зубов потом звонил отцу: "Меня обыгрывают на полплощадки".

(Восхищенно.) Ну-у-у, Слава – это суперстар! Звезда нашего, советского, хоккея. Давайте признаем, что советский хоккей был качественно лучше, игроки – сильнее. Любой мог заиграть в НХЛ. Когда мы поехали за океан в конце 80-х – начале 90-х, хоккей там был прямолинейный. А когда появились советские хоккеисты, чешские, шведские, игра стала совсем другой, поднялась на новый уровень. Посмотрите, канадцы взяли всю советскую методику. За счет этого физически стали сильнее. Когда мы туда приезжали, половина лиги кататься не умела…

– На тощих ножках?

– Да, именно. Я всегда удивлялся: у игроков широченные плечи, квадрат такой, а ноги тощие. А они удивлялись, глядя на мои ноги, спрашивали: "А как ты такие ноги сделал?" Так я с пятнадцати лет со штангой приседал. Сто килограммов нагружали – и приседали.

– В СКА Быков собрал тройку Дадонова, за один сезон ставшую лучшей в КХЛ. Насколько важна роль тренера в создании такого звена?

– Тренер подбирает игроков, совмещает их, учитывая не только лучшие качества, но и особенности. Как Виктор Васильевич Тихонов. Он был замечательным психологом, создал две выдающиеся тройки: Крутов – Ларионов – Макаров и Каменский – Быков – Хомутов.

– Быков говорил, что "видел" Дадонова в тройке еще до того, как его приобрели. А вы можете сразу определить, какого игрока с кем поставить?

– Я не такой опытный тренер, как Слава. У него огромный опыт работы. Чем больше работаешь, тем больше видишь, появляется чутье на игроков. У Быкова оно есть, благодаря чему он и собрал вместе ребят в СКА. Жаль только, что Панарин уехал в "Чикаго".

В КАЛГАРИ ПРОСЯТ: "ПРИВЕЗИ РУССКИХ"

– Календарь чемпионата уже изучили?

– Да. Хороший календарь для нас. Из первых четырех матчей – три домашних и дерби с ЦСКА. А следом тяжелейший выезд по маршруту Новокузнецк – Новосибирск – Владивосток – Хабаровск. Удобно, что он в самом начале сезона, когда команда будет свежей и готовой физически.

– 60 игр – это много или мало?

– В НХЛ по 82 и еще плей-офф. Хотя здесь летать приходится больше, расстояния другие. В Америке у меня самый долгий перелет был шесть часов, из Анахайма в Нью-Йорк.

– Паузы на Евротур помогают или мешают?

– Для меня игры лучше, чем тренировки. Но сборной перерыв на пользу: можно посмотреть больше игроков с прицелом на чемпионат мира. Тем более что в этом сезоне он пройдет в России, и очень важно выступить на нем достойно.

– Финал чемпионата мира-2015 – это бедствие нашего хоккея или разовая акция, единичный случай?

– В том матче канадцы, конечно, были сильнее. Но сыграй они еще раз, такого счета не было бы. Не уверен, что наша команда смогла бы выиграть, но уступила бы в упорной борьбе. Как в полуфинале с американцами. Нельзя же сказать, что мы их сильнее на четыре гола. Но забили первыми, и пошло дело.

– У американцев состав был достаточно средний.

– Средний? За сборную США студенты играли?

– Три студента, игроки из АХЛ, из четвертых троек команд НХЛ.

– Я вам отвечу, что уровень хоккея в НХЛ таков, что даже в четвертых тройках собраны классные хоккеисты, и они очень быстро прогрессируют.

– Как вы относитесь к паломничеству российских игроков в НХЛ? Не все из них успешно провели прошлый сезон, некоторые вообще провалили. На что они рассчитывают?

– У каждого свой расчет, свои мотивы. Может быть, это и плюс, что столько уехало. Будут расти, прибавлять. Сейчас вот на драфте взяли 18 игроков из России, впервые за многие годы. Там ведь очень скрупулезно подходят к этим вопросам, кого попало не возьмут. Значит, работают у нас школы, игроки стали выше классом, если за ними охотятся скауты.

– Многие связывают массовый отъезд с "просевшим" курсом рубля, а еще с тем, что в России стало больше скаутов НХЛ. У "Филадельфии" уже двое, да и еще много у кого.

– А раньше не было?

– Раньше не было.

– Я с вами не согласен. Если здесь не было скаутов, это не значит, что они не интересовались нашим хоккейным рынком. Я много общаюсь в Калгари с тренерами, с кем играл раньше, и они часто спрашивают меня про русских игроков. В "Калгари Хитмен" (команда юниорской Западной лиги. – Прим. "СЭ") генеральный менеджер Келли Кисио, мы с ним играли в "Калгари Флэймз", постоянно говорит: "Привези мне игроков, мы хотим русских игроков". Я смеюсь: "Почему я должен возить тебе сюда игроков?"

– Какие перспективы в НХЛ у вашего бывшего подопечного Кирилла Капризова, задрафтованного недавно "Миннесотой"?

– Отличный парень, фанат хоккея, далеко пойдет. Он хоть и невысокого роста, но здорово катается, техничен, физически развит, крепко стоит на ногах.

НОВОКУЗНЕЦК ЛЕТИТ

– За кого вы болели в финале Кубка Стэнли?

– Ставил на "Тампу". "Чикаго" со скрипом прошел первый раунд, с "Нэшвиллом". Но потом раскочегарился. Кроуфорд, конечно, здорово отыграл, очень большой вклад в победу внес. Кроме первого раунда, когда тренер заменил его вторым вратарем.

– В чем феномен "Чикаго", завоевавшего три Кубка Стэнли за шесть лет?

– Я думаю, во многом благодаря тому, что прогрессировали ребята, выбранные на драфте, – Тэйвз, Кейн. Удалось сохранить костяк команды. Хотя подобного ждали и от "Эдмонтона", когда появились Холл, Эберле, другие талантливые ребята. Я еще лет шесть назад предрекал, что "Эдмонтон" возродится, будет как в восьмидесятые, когда взял пять Кубков Стэнли. Но что-то там произошло, и команда до сих пор не может подняться.

– "Чикаго" отличается практически от всех команд НХЛ тем, что играет горизонтально, по-европейски.

– И "Эдмонтон" раньше так играл, и хоккеисты там как раз подходят под горизонтальную игру, под комбинационный хоккей. Но у "Чикаго" получается, а у "Эдмонтона" – нет. Не знаю почему.

– Ваша "Кузня" играла как раз в вертикальный хоккей. Упрощали игру из-за того, что мастерства не хватало?

– Каждый тренер исходит из набора исполнителей. В тот момент мы могли играть только так. К более атакующему хоккею были не приспособлены. Много двигались без шайбы, старались прессинговать, затруднить сопернику задачу войти в нашу зону. В этом я видел наш успех. За счет работоспособности мы и выигрывали у Питера, Казани, всех чемпионов. Только за счет этого. Ковальчук потом говорил: "Как ни поднимешь голову – на тебя Новокузнецк летит". А были б исполнители, тогда уже можно было варьировать систему: сегодня так сыграем, завтра этак, в зависимости от соперника.

– После десяти матчей вы шли на пятом месте в конференции, но потом команда просела.

– Просела, скорее всего, из-за того, что Сорокин здорово отыграл первые полтора месяца, тащил нас, а потом что-то надломилось, мы потерпели десять поражений подряд, и это нас совсем выбило из колеи. Были матчи, в которых мы незаслуженно проигрывали; бывало, игра не шла или откровенно не везло. Но нехватка мастерства сказывалась в первую очередь.

– В те дни, кстати, в Википедии написали, что вы возглавите "Спартак".

– Не знаю, откуда взялась такая информация. Мне начали звонить журналисты, задавать вопросы. Я в недоумении: "Какой "Спартак"?" Никто из руководства "Спартака" на меня тогда еще не выходил.

ИНТЕРВЬЮ ВО ВРЕМЯ МАТЧА? БЕЗ ПРОБЛЕМ!

– Лучшая арена в КХЛ, на ваш взгляд?

– В Петербурге всегда очень хорошая атмосфера, полный дворец вне зависимости от соперника. Лед шикарный.

– А где не любите играть?

– Нет такого места, где совсем не нравится.

– Можно сравнить наши арены с "Сэдлдоумом" в Калгари?

– Лучше не надо. Не стоит забывать, что хоккею в Северной Америке уже сто лет и там это настоящая индустрия зрелищ. А "Калгари" сейчас будет строить новый дворец, еще лучше "Сэдлдоума".

– Вы смогли бы дать интервью во время матча?

– Легко. В НХЛ такое часто практикуется, даже в плей-офф.

– А пустить в перерыве в раздевалку съемочную группу телевидения?

– Я это делал в Новокузнецке. Правда, потом подошел капитан команды, говорит: "Мы еще не готовы к этому". Все-таки камера не дает расслабиться, приходится сдерживаться, вести себя с оглядкой.

– При Милоше Ржиге в "Спартаке" появилась традиция посещать почти в полном составе игры футбольных одноклубников. Поддержите почин?

– Если календарь позволит, то почему нет? Я хочу создать в "Спартаке" семью, чтобы тренерский штаб, персонал и игроки были вместе, заряжены одной идеей, чтобы легче решать задачи.

– Футболисты на хоккее частые гости. Рады будете видеть?

– Конечно! Любой болельщик для нас важен.

– А для болельщиков важно общение с игроками сразу после матча.

– Попрошу ребят, чтобы никогда не отказывались от такого общения, были ближе к народу. Даже если тяжело после поражения, нужно оставаться профессионалом и уделить людям время. В Новокузнецке так было всегда. Как бы мы ни выступали, команда подъезжала к трибунам. Знаю, что болельщики ездят со "Спартаком" во все города. Поэтому необходимо их благодарить после каждой игры.

2