FONBET Чемпионат КХЛ. Статьи

18 августа 2015, 16:30

Лимит на легионеров в КХЛ: фарс по-белорусски

Павел Климовицкий
Шеф-редактор по спецпроектам
Поздно вечером в понедельник Министерство спорта обнародовало документ, в котором еще раз обозначило лимит для иностранных игроков КХЛ. 5 человек – и точка. Ни слова об игроках с белорусскими и казахскими паспортами.

ПЛЭТТ – ЖЕРТВА ЛИМИТА?

Есть вечные темы в российском спорте. Никуда от них не убежать. Когда месяц назад Минспорта пригвоздило футболистов к формуле "6+5", по ходу дела угрожая новыми ужесточениями лимита на легионеров, хоккейное сообщество могло лишь пожалеть коллег, ведь у нас самих все было стабильно, никто никого не трогал. Страхи прошлого лета, когда консервативно революционеры под соусом сочинского поражения пытались уменьшить число иностранных игроков в клубах КХЛ до трех, по счастью, остались в прошлом. Но как уже говорилось, тема-то вечная – всегда найдется, о чем поспорить.

И вот, когда оставалась самая малость до начала регулярного чемпионата, выяснилась страшная вещь – статус белорусских хоккеистов в лиге до сих пор не определен. И вместе с ними казахов, армян и киргизов, пусть представителей двух последних стран в КХЛ и не найти. Лига то свое решение уже обнародовала – белорусы и казахи, по ее мнению и вроде бы жесткой позиции – не легионеры. Но радостно хлопать в ладоши было еще рано. Последнее слово все равно оставалось за Минспорта, пригвоздившим КХЛ жестким решением: пять иностранцев – и точка. Никаких тебе белорусов.

К консенсусу стороны до сих пор не пришли, хотя до начала сезона осталось меньше недели. То, что ничего до конца не ясно, подтвердила и неожиданная новость из стана "Локомотива": клуб расторг контракт с Джеффом Плэттом. Белорусом по паспорту, если вдруг кто забыл. Наверное, можно найти внутренние причины отказа ярославцев от услуг канадо-белорусского форварда, но кто просто так станет избавляться от снайпера, ни разу в карьере не забивавшего в КХЛ менее 13 шайб за сезон? Да и агент игрока косвенно намекает, что разрыв соглашения связан с неопределенностями в регламенте.

А ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ ИНТЕРЕСЫ СБОРНОЙ?

Кроме как фарсом ситуацию не назвать. Вопрос о том, почему нельзя было договориться раньше, можно даже не поднимать. С тем, как серьезное решение, касающееся судеб многих людей и команд, откладывается на последний момент, в российском спорте мы сталкиваемся далеко не в первый раз. И, к сожалению, явно не последний. Хочется задаться иным вопросом: а из-за чего, собственно, весь сыр-бор? Итак, консервативно настроенная сторона конфликта считает, что белорусы и казахстанцы должны считаться легионерами. Не имеют права играть за сборную России – пусть и проходят с финнами, чехами и канадцами по одному списку. Все четко и логично, не правда ли?

Для КХЛ ситуация принципиальна. Если бы число российских клубов зависело от количества качественных местных хоккеистов, оно бы равнялось не 22, а уменьшилось в лучшем случае на пять-шесть команд. Выход на рынок в качестве нелегионеров белорусов и казахстанцев хоть немного облегчит селекцию для середняков и аутсайдеров лиги. Пострадает ли сборная России от такого решения? Она его просто не заметит.

Возможность зачесть представителей соседских республик за нелегионеров объясняется политически: мол, это наши партнеры по Таможенному союзу. Однако мы здесь говорим не только о межнациональном сотрудничестве, а о живых людях, спортсменах, повороты карьеры которых решаются прямо сейчас. А что нам до этих белорусских и казахстанских хоккеистов? Они же иностранцы – скажут некоторые.

Но вот вам такой факт: тринадцать игроков из этих двух стран, представляющих клубы КХЛ, родились в России. Это Алексей Угаров, Андрей Степанов, Евгений Ковыршин, Андрей Антонов и многие другие, уже давно выступающие на российской земле. Получается, они чужие среди своих? Их единственная вина в том, что, будучи неспособными побороться за место в составе российской сборной, они решили попробовать себя на международном уровне за братскую страну.

ШВЕЙЦАРСКИЙ ПРИМЕР

Нас уверяют, что лимит на легионеров действует в интересах сборной России и помогает развиваться российскому хоккею в целом. Только в чем разница между Алексеем Угаровым и Андреем Степановым и подавляющим большинством их российских партнеров по "Адмиралу" и "Ладе"? Все родились на территории нашей страны, и все абсолютно ничем не помогут команде Олега Знарка ни сейчас, ни в обозримом будущем. Ни к чему называть фамилии, но вы и сами прекрасно понимаете, что из более чем 500 российских хоккеистов, выступающих в КХЛ, как минимум 400 национальную команду вряд ли когда-нибудь заинтересуют.

Что же получается? Один российский игрок никогда не играл и не сыграет за сборную своей страны, а другой, находясь в аналогичном положении, решил попробовать себя в форме другой национальной команды. Чем первый настолько более полезен российскому хоккею, что второй вынужден отбираться в состав по легионерской квоте? Алексей Поникаровский, чтобы играть за СКА, отказался от выступлений за украинскую сборную. Сильно это нам помогло? Признайте белорусов легионерами – и соседи просто получат кучу "отказников" перед следующим чемпионатом мира. Такая вот братская помощь. Кого же признать "своим", а кого нет? Так или иначе нужны четкие критерии.

В Европе есть всего один сильный хоккейный чемпионат, где лимит на легионеров еще строже, чем в КХЛ, – швейцарский (NLA). В альпийской лиге в составе на матч может находиться не более четырех иностранцев, правда, в заявке на сезон их предельное число увеличивается до восьми. Однако могут быть сделаны исключения. Иностранцам, долгое время отыгравшим в Швейцарии, и особенно тем, кто выступал в молодежной лиге этой страны и может считаться воспитанником местных хоккейных школ, выдается лицензия, которая дает право считаться нелегионером. Все адекватно, логично и рационально. Чужие по праву становятся своими, но никто не заставляет их отказываться от возможности сыграть за свою страну.

Хотелось бы, чтобы и наша проблема разрешилась так же просто и разумно. Пока страдают все: клубы, хоккеисты, сборные Белорусии и Казахстана, имидж лиги в конце концов. КХЛ, затянувшая белорусский вопрос до самого начала сезона и не согласовавшая его с Минспорта вовремя, теперь вынуждена показывать силу, чтобы не выглядеть немощно и разгильдяйски перед своими клубами, давно заключившими контракты с белорусскими игроками. Вполне возможно, что чемпионат начнется по правилам, обнародованным в пресс-релизе КХЛ, где белорусы и казахстанцы не входят в лимитированную пятерку. Министерство спорта предлагало КХЛ альтернативу: белорусы не считаются иностранцами в заявке, но являются ими на льду. КХЛ не согласилась на это и получила жесткий отпор. Что будет теперь, когда уже во второй день чемпионата сразу пять клубов выпустят на лед шесть (согласно решению Министерства спорта) легионеров? Судебные разбирательства?