КХЛ
"Я ЭТИ ТЕМЫ НИКОГДА НЕ ОБСУЖДАЮ"
Давно известно: журналисту вытянуть из Зинэтулы Билялетдинова хоть какие-то подробности тренировочного процесса – дело совершенно бесперспективное. Как и то, какие на данный момент проблемы стоят перед его командой особенно остро. Более того, даже если самому разглядеть такую острую проблему, обсудить ее не получится. Такой уж Билялетдинов человек -крайне неохотно пускает в личное и командное пространство кого бы то ни было. При этом нельзя сказать точно, идет ли это на пользу "Ак Барсу", ведь его команда в последнее время либо на вершине, либо около нее. Но все-таки чуть большая открытость не помешала бы. Наоборот, могла бы привлечь дополнительный интерес у более широкой публики. Пока же содержательным можно считать и такое общение с главным тренером "Ак Барса".
– Какие компоненты игры вас на данный момент не устраивают?
– У нас работы еще много, очень много. Есть вопросы, которые нужно решать. Они за один день не решаются. Но мы знаем, что нам надо делать, над чем надо работать.
– Какие, например, вопросы?
– Это личное, командное. Я эти темы никогда не обсуждаю.
– Вы говорили, что внесли изменения в подготовку. В чем они заключались?
– Опять же – это личное, командное.
– Но по крайней мере вносили коррективы ввиду раннего начала чемпионата?
– В принципе он начинается раньше на полторы недели. То есть это просто надо было учитывать, сделать коррекцию, но не более того. Несколько необычно начинать так рано, привыкли уже к другому, но в целом – нормально. Не думаю, что будут какие-то сложности.
В этих комментариях – весь Билялетдинов. Если же попробовать поговорить с игроками, то они непременно ответят вам, что никаких изменений они не замечают и что требования по сравнению с предыдущими сезонами также не изменились. Хотя скорее просто не хотят говорить на эту тему, что в "Ак Барсе" – вполне обычная практика. Даже легионеры в этой команде быстро становятся закрытыми в разговорах на любые чисто хоккейные темы: тактика, тренировочный процесс, элементы коучинга.
ДОРОГУ МОЛОДЫМ
В межсезонье "Ак Барс" покинуло целых 8 ведущих игроков: Андерс Нильссон, лучший вратарь КХЛ сезона-2014/15, Евгений Медведев, один из лучших защитников лиги, Илья Никулин, давно ставший олицетворением "Ак Барса", а также обладавшие звездным статусом Константин Кольцов, Сергей Костицын, Петр Врана, Александр Бурмистров и Кирилл Петров. Подобная перетряска за последние лет 10 в "Ак Барсе" произошла лишь однажды: когда команду покинули Морозов и Зарипов. Но и закупка после этого была довольно масштабной. Сейчас же все по-другому. Три легионера весьма среднего уровня: вратарь Юсси Рюннес, защитник Марек Дялога и форвард Маттиас Шегрен. Плюс вернулись два собственных воспитанника: Альберт Яруллин из "Атланта" и Денис Голубев из "Лады". И по большому счету все. Другое дело, что внутренние ресурсы позволяют довольно многое.
– Вы заявили, что в этом году будете делать ставку на собственных воспитанников, – снова продолжаю мучить Билялетдинова.
– Да, мы делаем. У нас есть свои ребята, которых надо подтягивать. И мы хотим, чтобы они играли в нашей команде. Только и всего.
– Но реально ли заменить ими ушедших?
– А почему нет?
– Дорогу молодым?
– И молодым. У нас есть определенная программа, по которой мы работаем. Есть молодые ребята, мы на них акцентируем внимание. Это вопрос не одного дня, быстро его не решишь. Но первые шаги мы уже делаем, и у нас своих воспитанников сейчас – 11 человек, это полкоманды. То есть у нас единый коллектив, а то, что молодежь вливается, – так это хорошо.
– Но у вас и в прошлом сезоне хватало воспитанников, было всего на одного меньше. Не в том ли дело, что эти – более послушные?
– А что, бывают непослушные?
– Какие сложности рождает ставка на воспитанников?
– Сложность в том, что они еще не все готовы, чтобы играть на сто процентов. Поэтому с ними надо работать, надо давать шансы. Но это надо делать очень аккуратно. Ведь понятно, что они еще не все справляются. Но помогать им надо.
В "Ак Барсе" – одна из лучших школ России. Каждый год она выпускает по нескольку неплохих игроков, но все они почему-то проявляют себя исключительно в других клубах. Дома – не светит совершенно. В нынешнем межсезонье, по-видимому, было решено убить сразу трех зайцев: обновиться, омолодиться и показать талантливой молодежи, которой в системе хватает с головой, что она команде тоже нужна, подстегнув ее таким вот образом.
Чисто стратегически – очень правильный и верный шаг как с финансовой, так и психологической точек зрения. Воспитанники – это хороший оплот. Наиболее успешные клубы за океаном, где Билялетдинов успел поработать, насчитывают по полсостава игроков, выбранных на драфте. Взять тот же "Детройт". Или, из свежих примеров – "Тампу". Клубных школ там нет, так что комплектование на драфте – это наиболее близкая аналогия. С приходом большого количество свежей и молодой крови в команде по полной начинает работать мотивирующий фактор: места в составе отныне не застолблены, а команда вмиг омолаживается. После таких пертурбаций "Ак Барс" помолодел в среднем более чем на год, и теперь казанская команда гораздо более приспособлена к активному хоккею, год от года предъявляющему серьезные требования к физической подготовке. Именно на эти рельсы казанцы и пытаются сейчас перейти, следуя общемировому тренду. Вполне вероятно, что без обновления и омоложения этого бы сделать просто не удалось.
Билялетдинов за очень редким исключением никого из собственных игроков не критикует, как, впрочем, и не хвалит. Понять тренерские задумки можно только по косвенным признакам. Вот Дялога, например, в своих прежних клубах всегда играл в большинстве. Сейчас, исходя из увиденного на предсезонных турнирах, создается впечатление, что он пока готов далеко не на сто процентов. Тем не менее в последние минуты матчей на лед выходит именно он в паре с Константином Корнеевым.
– На сегодняшний день я доволен всеми нашими приобретениями, – уверенно говорит главный тренер казанцев.
– Почему Дялога не выходит в большинстве?
– Пока не выходит.
– Будет ли?
– Возможно, будет. Через какое-то время.
– Есть ли вопросы к Рюннясу?
– Никаких вопросов.
– Сергей Гимаев заявил, что атакующих игроков отговаривают от того, чтобы они переходили в "Ак Барс".
– Я эту глупость вообще не хочу обсуждать.
Что до последнего вопроса, то нет дыма без огня. Возможно, именно это и сказалось на довольно куцей селекции "Ак Барса" в нынешнем межсезонье. Что ж, с точки зрения подготовки собственных кадров это и к лучшему. Школа-то действительно одна из сильнейших в России.
БЫТЬ ЛИ ОТКАТУ?
Антихоккей – одно из самых корректных слов, звучавших в адрес модели игры команды Билялетдинова в розыгрыше Кубка Гагарина-2015 и, самое главное, на Олимпийских играх в Сочи. Может быть, и не совсем "анти", но зрелищным и созидательным его назвать действительно трудно. Тем интереснее было услышать, что об этом думает сам главный тренер, в последние годы достаточно нервно реагирующий на подобные обвинения или же вовсе сводящий все вопросы о модели игры в шутку. Напишите, мол, что мы в откат играем.
– Как вы реагируете на обвинения в унылой игре, игре в откат?
– Я на это не обращаю внимания. И не думаю об этом, глупость какая-то.
– Не собираетесь играть в более активный хоккей?
– Еще активнее?
– Хотя бы с точки зрения подключений тех же защитников.
– У нас Яруллин подключается, Рылов подключается, Мусин подключается. Вы хотите, чтоб все восемь наших защитников постоянно подключались?
– Почему бы нет? И креатива бы побольше. Взять сборную Канады на чемпионате мира – они постоянно играли 4-1, фактически в четыре нападающих при переходе из обороны в атаку.
– И мы бежим 4-1.
– Достаточно редко по сравнению с той же Канадой.
– Когда получается – бежим. Когда не получается – не бежим. Это игра. А креатив – так я же не запрещаю игрокам творить. Есть возможность, если ситуация позволяет, – пожалуйста. Это ведь от них зависит, они же на льду.
– Не отойдете ли вы с течением времени от вашей нынешней модели игры в пользу прежней?
– Время покажет.
"Время покажет" – любимое выражение Билялетдинова. Крайне интересно, что же оно в итоге покажет. Потому что ровно год назад, на том же Кубке Латвийской железной дороги, "Ак Барс" по-хорошему удивлял. Как и сейчас, не сваливался в оборонительную игру. Более того, даже ведя в счете, прессинговал, вынуждал соперника ошибаться, защитники в позиционных атаках позволяли себе уходить за ворота – невиданное для казанцев дело. Может, темп тогда был не слишком высоким, но в данной ситуации он во многом зависит от соперника. А сейчас и с темпом полный порядок.
Если "Ак Барс" будет таким весь сезон – это пойдет на пользу всей лиге. Всем ее командам давно пора уходить от чисто тактического, сугубо оборонительного хоккея, в который играли поголовно все тренеры 90-х, когда большинство ярких исполнителей, способных создавать на льду, комбинировать в атаке и смело идти в обыгрыш, выступали в НХЛ и других заграничных лигах. Возглавить революцию уже не получится: прессингуют по всей площадке, бегут вперед всей пятеркой уже достаточное количество команд. Но и поддержать движение – тоже здорово. Лишь бы регулярный чемпионат не переключил внезапно тумблер на предыдущую программу, как в прошлом году, и тогда нас совершенно точно ждет чуть более веселый сезон, который и так обещает немало интриг.