22 марта 2016, 15:00
Решение о создании премьер-лиги открыло миру секрет Полишинеля: никакой по-настоящему работающей клубной вертикали в российском хоккее нет. Созданные несколько лет назад КХЛ, ВХЛ и МХЛ должны были создать неразрывную цельную структуру, через которую бы пробивались наверх в элиту десятки и сотни молодых игроков, только вот на деле никакие прочные связи так и не были установлены. Сейчас о крахе вертикали можно говорить как о свершившемся факте. Иначе зачем было бы умножать сущности и плодить очередную лигу?
Всегда находятся уникумы, которые могут завоевать место в составе взрослой команды, минуя промежуточные этапы развития – как в НХЛ некоторые топ-проспекты стартуют в лиге в 18 лет сразу после драфта, так и в России многие будущие звезды начинали карьеру в КХЛ (а до этого в Суперлиге) в 16-17 лет. Однако это путь, доступный лишь единицам. Большинству уготована более длинная дорога – несколько лет в молодежке, два-три года в фарм-клубе и лишь затем желанное место в основе. Такой вариант предполагает наличие идеальной хоккейной вертикали. Но ее не сложилось – большинство игроков проскакивало второй этап, сразу переходя из МХЛ в КХЛ. А точнее – большинство талантливых игроков, уже давно заявивших о себе в юниорском и молодежном хоккее на уровне сборной. "Среднему классу", чьи представители часто дозревают к 22-23 годам, было негде прогрессировать – и неудивительно, что дефицит российских игроков на рынке КХЛ за восемь лет существования лиги ничуть не уменьшился.
Почему так получилось? Все просто: между КХЛ и ВХЛ, несмотря на предельно дипломатичные высказывания в адрес друг друга (и после создания премьер-лиги в том числе) произошел конфликт интересов. ВХЛ и ее представители не захотели быть аналогом АХЛ, где каждый клуб напрямую зависит от главной команды из старшей лиги, и чьи составы по большей части комплектуются игроками системы энхаэловских коллективов. В ВХЛ хотят самостоятельности и независимости, только вот КХЛ на эти интересы (что, впрочем, довольно очевидно) плевать с высокой колокольни.
Почти все участники "вышки" имеют договор с клубами КХЛ, но вреда от него иногда чуть ли не больше, чем пользы. Молодой игрок, не проходящий в состав главной команды, спускается "вниз" – но там уже есть свои лидеры и звезды, и он продолжает кочевать между запасом и четвертым звеном, только уже в лиге рангом ниже. Что было бы логичным выходом из ситуации? Попытка договориться. Придумать условия, при которых клубы двух лиг смогли бы извлечь выгоду из этой ситуации. Все это не выглядит тяжелейшей задачей – необходим лишь грамотный анализ и взвешенный подход к делу.
Что вместо этого? Дмитрий Чернышенко заявил, что премьер-лига должна укрепить хоккейную вертикаль, но складывается ощущение, что новый проект лишь добавит хаоса и неопределенности. Есть ли место для ВХЛ в ряду новых лиг? Пока непонятно. Ситуация похожа на начало войны, только без официального объявления: никто напрямую не критикует других участников конфликта, но сам по себе факт создания "фарм-лиги" говорит обо всем лучше любых слов.
В стремлении подражать заокеанским образцам нет ничего дурного, если учитываются и свои собственные хоккейные реалии. Система драфтов максимально выравнивает уровень энхаэловских команд, причем сверху донизу – от главной команды до подбора проспектов в юниорских лигах. Неравенство школ клубов КХЛ выглядит еще куда более весомым, чем разница в силе самих команд – в одной возрастной группе "Трактора" или "Локомотива" может быть больше талантов, чем появилось у некоторых их конкурентов за 10-15 лет. Речь ли только о своих воспитанниках, или о грамотной селекции скаутов, перетягивающих игроков еще в детском возрасте, дело в данном случае десятое.
Проблема в другом: когда у одних клубов (ЦСКА, "Локомотив", "Трактор", "Динамо", "Ак Барс") есть острейшая необходимость в настоящем фарме, поскольку на талантливых воспитанников не хватает одной молодежки, и многим попросту негде играть, то другим (и таких команд в лиге не менее половины) фарм не нужен – наигрывать там практически некого. Неслучайно генменеджер "Сибири" Кирилл Фастовский заявил о том, что новосибирцы в Премьер-лигу заявляться не будут, причем дело вовсе не в финансовых затратах. Все проще: у "Сибири" довольно средняя школа, и нет никакой необходимости раздувать состав еще на 20-25 хоккеистов. И подобных отказов от участия в новом турнире будет еще множество.
В ВХЛ уже есть пять команд, которые полностью входят в систему клубов КХЛ – СКА, московское "Динамо", ЦСКА, "Ак Барс" и "Трактор" не пожалели денег и создали настоящие фармы– "СКА-Неву", "Динамо" из Балашихи, "Звезду", "Барс" и "Челмет". Не у всех них система работает идеально, но навсегда решилась проблема с местами для молодых игроков – и каждый, кто понимает важность организации вертикали клуба, мог последовать примеру этой пятерки, было бы желание. Взять тех же Шипова, Федорова, Алексеева, Игумнова – все они начинали этот сезон в ВХЛ, а заканчивали в основе бело-голубых и помогали москвичам пробиться во второй раунд плей-офф.
Каждый, кто нуждался в фарме, мог бы пойти по пути "Динамо" и других команд, но вместо этого мы получим отдельный турнир таких клубов. Да, теперь в ВХЛ не будут смешаны между собой команды, решающие разные турнирные задачи, но будут ли у этой истории победители?
Раньше условные Игумнов, Алексеев, Пилипенко и многие другие, кто уже перерос МХЛ, могли перейти на ступень выше и играть против пусть не самых мастеровитых, но тем не менее взрослых игроков. Уровень конкуренции в ВХЛ не так высок, однако совсем принижать его не тоже не стоит – лучше хоть что-то, чем ничего. Премьер-лига (если, конечно, в нее не начнут перетаскивать самостоятельные клубы из "вышки") же будет лишь банальной старшей версией МХЛ, где средний возраст игроков будет равен 21-22 годам. Надо ли изобретать велосипед? В этом есть серьезные сомнения. Да и зрительский интерес будет совсем не высок, что подтверждается низкой посещаемостью "Барса", "Челмета" и остальных – ажиотажа болельщиков на сразу три команды в одном городе точно не хватит.
Итоги неутешительны. Создание Премьер-лиги больше похоже на уход в сторону от реальной проблемы, чем на действенный путь ее решения, способный работать, что в российском хоккее происходит не в первый раз. И, к сожалению, видимо, не в последний.