16 сентября 2022, 08:45
Когда КХЛ весной прошлого года легализовала аренду, российское хоккейное сообщество разделилось на две части. Одни кричали, что введение в регламент подобного института, ранее существовавшего исключительно в теневом формате, — позор для лиги, позиционирующей себя конкурентом НХЛ, и очередной шаг к разделению на бедных и богатых. Другие говорили про необходимость дать еще один путь для развития молодежи, которую в течение нескольких лет аккумулировали олигархи. Однако даже наличие в лагере «противников» Романа Ротенберга не остановило лигу от проведения финального голосования, на котором сразу 15 клубов поддержали введение легальной передержки талантов.
Правила аренды довольно просты. Каждый клуб может отдать и принять в аренду лишь четырех хоккеистов, которые имеют на руках как минимум двухлетний контракт с «владельцем»: трое из них должны быть в возрасте до 22 лет, еще один — до 24 лет включительно. При этом КХЛ пошла по пути РПЛ и запретила отдавать больше двух игроков одному клубу, чтобы исключить разговоры о существовании явных фарм-клубов.
Одновременно с этим лига решила бороться со скрытой арендой и дополнительно внести в общий порядок заключения контрактов положение, согласно которому в случае расторжения контракта с хоккеистом по любым основаниям игрок не мог подписать со своим предыдущим клубом новый контракт в течение текущего сезона и до 1 ноября следующего сезона. К примеру, обменянный по ходу прошлой регулярки в «Витязь» нападающий Степан Старков может вернуться в систему СКА лишь через два месяца. Правда, в данном правиле есть небольшая лазейка. Официально новый сезон начинается 15 июля, а значит, в случае перехода, состоявшегося в промежуток с 1 мая по 14 июля, можно вполне законно обойти эти временные рамки.
Гораздо больше криков в прессе вызвало правило о том, что клуб-владелец имеет право за специально прописанную компенсацию отозвать игрока из аренды до дедлайна. И это положение существенно может ударить по арендаторам. Легко представить ситуацию, при которой условный «Амур» будет изо всех сил цепляться за плей-офф, а не имеющий проблем с финансами «Локомотив» спокойно выдернет обратно начавшего набирать очки с первых матчей чемпионата Ярослава Лихачева и существенно уменьшит шансы хабаровчан на попадание в кубковую восьмерку.
Но куда чаще менеджеры осознанно отказываются от легальной аренды под предлогом «нежелания становиться чьим-то фарм-клубом». Например, ярым противником временных переходов остается генеральный директор «Сибири» Кирилл Фастовский, давно отказавшийся от порочной практики скрытой аренды. И понять горстку клубов, гордо шагающих по лиге с чувством собственного достоинства, можно. Какой смысл брать сырого игрока на один сезон и весь год готовить его для другого клуба? В чем выгода от подобных сделок?
Ни один клуб в здравом уме не отдаст готового молодого хоккеиста уровня КХЛ. Пересчитать талантливых парней уровня Арсения Грицюка, которые в возрасте U-22 могут стабильно делать разницу, можно по пальцам одной руки. И зачем посылать их куда-то в аренду, если в очных матчах они могут сыграть против тебя и лишить драгоценных очков? В мире российского хоккея, где каждый менеджер до дрожи боится отпускать в другие клубы даже ненужных юниоров, приговаривая «кабы чего не случилось», рассчитывать на подобные шаги слишком наивно. «А вдруг заиграет?»
Тот же проспект СКА Илья Иванцов, безусловно, нападающий с большим потенциалом. Однако первые матчи нового чемпионата показывают, что нынешней «Северстали» с ее скромной центральной осью сейчас он точно не помощник: набирать по 30 очков за сезон и приносить результат «здесь и сейчас» в недавнем прошлом лучший бомбардир «СКА-Невы» не способен. А значит, почти вся регулярка у уроженца Пензы уйдет на адаптацию к новому для себя уровню и безболезненное набивание «шишек». Получит ли что-то на выходе Андрей Разин, кроме чувства причастности к развитию очередного таланта? Вряд ли.
Сразу несколько менеджеров команд средней руки в беседе с «СЭ» заявили, что аренда — достаточно нужный инструмент. Но, в отличие от РПЛ, в КХЛ она ограждена возрастным барьером, который существенно ограничивает круг потенциально интересных хоккеистов, готовых сразу приехать и начать решать конкретные задачи. Добавьте сюда фактор конкуренции внутри конференции, из-за которой многие готовы отдавать молодежь только в клубы из противоположной половины таблицы, и на выходе получите чрезвычайно скудный рынок аренды.
Беспокоит середняков и другой факт — легально сдавать игроков в аренду можно только внутри лиги. Подобных сделок формата «КХЛ — ВХЛ» до сих пор не предусмотрено. Выходит, простые смертные, не имеющие собственного фарма, по закону могут отправлять молодежь только в клубы-партнеры, не всегда заинтересованные в развитии молодежи, а также зачастую прибегать к варианту со скрытой арендой.
Свои опасения есть и у сильных мира сего. Для них командировка своего актива означает не только потенциальную возможность развить его на стороне, но еще и потерю контроля над этим развитием. Если в собственной структуре у грандов есть свои принципы работы с молодежью, то у арендатора они могут быть принципиально иными. Да и держать игрока под боком у себя в фарме, корректируя его план подготовки в прямом эфире, в разы спокойнее. Кто знает, как будет обращаться с твоей кровинушкой временный владелец в случае смены главного тренера или резкого разочарования в молодом хоккеисте? В конце концов, фарм-клубы, на которые выделяются немалые деньги, на сто процентов существуют в клубных вертикалях в качестве необходимого инкубатора. Стало быть, и смысла вырывать хоккеиста из собственной экосистемы нет никакого.
Впрочем, перестраховываются не только менеджеры. Частенько аренду того или иного игрока блокируют тренеры. Не важно, сколько у тебя человек в системе: 30, 40 или 50 — в обойме не бывает лишних патронов. За последний сезон можно привести десятки примеров, когда переход блокировался из-за желания иметь максимально длинную скамейку. И маловероятно, что в ближайшее время в тренерских умах что-то щелкнет. Усугубляет все и то, что в прошлом году мы так и не увидели положительных случаев легальной аренды. Может быть, именно Лихачев и Соколов откроют тот самый вентиль и запустят механизм в полную силу?
Парадокс в том, что, несмотря на слабую проработку механизма временных переходов, число арендованных игроков в это межсезонье выросло в два раза. Но кто из нынешней группы временщиков, кроме все того же Ярослава Лихачева и обросшего мясом в вышке Дмитрия Соколова, готов существенно влиять на результат новых клубов? Стал бы Андрей Разин брать Александр Суворова и Илью Иванцова, имей он возможность подписать на их место двух легионеров? Получил бы Константин Шостак место бэкапа в Минске, останься в столице Белоруссии словак Патрик Рыбар? Кажется, если в КХЛ и стали чаще использовать аренду, то скорее от безысходности, а не из-за ее реальной пользы.