2 июня 2020, 23:15
Два года назад «Ак Барс» выиграл Кубок Гагарина. Во времена финансового доминирования двух армейских «тяжеловесов» тот результат казался почти сенсацией. Хотя в действительность размах трат казанского клуба тоже был огромным. Последний титул обошелся с учетом победных бонусов от 1,5 до 1,8 миллиарда рублей — по разным оценкам. Тут впору вести речь не о «бедном родственнике», а «хитром татарине».
В составе клуба было много опытных игроков, выходивших на лед совсем не за чак-чак, а за очень хорошие деньги — Ландер, Марков, Секач, Ткачев, Свитов и другие. Это не помешало «Ак Барсу» подойти к введению жесткого потолка зарплат в полной готовности всего за два сезона. А если считать, что стратегия перехода в экономный режим начала действовать только с приходом на пост главного тренера Дмитрия Квартальнова, то казанцы уложились всего за год!
На фоне других «олигархов», вынужденных расставаться с важными игроками основного состава, договариваться об урезании зарплаты с лидерами и даже выкупать контракты, лидер «Востока» смотрится очень выгодно. От неликвидных или сбавивших игроков Казань избавилась заранее. Лишь уход Санникова и выкуп контракта Галузина напоминают о просчетах.
В минувшем сезоне команда без серьезных финансовых вливаний круто выступила в «регулярке», отстав только от звездного ЦСКА, и в плей-офф считалась как минимум фаворитом своей конференции. На бумаге ни один из претендентов в это межсезонье не стал сильнее. За исключением московского «Динамо», потерявшего Петерссона, но вернувшего Кагарлицкого и подписавшего двукратного чемпиона мира Линдберга. «Ак Барс» лишился только Эмиля Галимова, но его к системным игрокам, на которых многое держится, все-таки не отнесешь. Быстрый анализ действий казанского руководства позволяет использовать словосочетание о «разумном татарине».
Генеральный менеджер Рафик Якубов не во всех своих шагах выглядит гением и однозначным претендентом на звание «управленца года». Но у него нет под рукой своего «Витязя», чтобы по примеру СКА отправлять туда ставших ненужными хоккеистов. Зато в каждом действии прослеживается логика, начиная еще с прихода Квартальнова. Это назначение не было исключительно идеей Якубова.
Однако именно новый специалист смог быстро завести в основной состав молодежь без видимой потери в качестве командной игры. Только в Ярославле, где такой подход существует уже несколько лет в независимости от личности главного тренера, установление жесткого потолка встретили с большей радостью.
Команда выглядит сбалансированной во всех линиях после недавнего продления контракта с ключевыми защитником Яруллиным. Редкий пример адекватности для клубов КХЛ, ранее привыкших жить на широкую ногу. Отвешивать яркие комплименты в начале лета, возможно, и перебор. Я и значительная часть моих коллег привыкли выискивать слабые места и недостатки. Но если подворачивается редкий случай похвалить, то можно это делать и в первых числах июня. К «Ак Барсу» претензий почти нет.
Если отталкиваться от платежки, то однозначно завышенным кажется только оклад Зарипова. Ветеран серьезно подвинулся с прежних 130 миллионов. В его пользу говорят важная роль в раздевалке и неоценимая значимость как самой медийной фигуры не только в Казани, но и Татарстане в целом. Он сам по себе живой бренд. За это не жалко и 20 «лямов» накинуть. Вопросы к переплаченным ролевикам из третьего-четвертого звеньев возникают в идеальном мире. В реальном клуб оценивает этих игроков иначе и может позволить тратить на них чуть больше. Потолок этому никак не препятствует. А если так, то чего переживать?
Контракты Глухова и Фисенко не длинные. В случае регресса, как произошло с Лукояновым, можно в будущем урезать соглашения или найти кого-то еще. Риск не так велик, если бы казанцы вложились в нескольких звезд по примеру «Динамо». Незаменимым выглядит только Азеведо, поскольку игроков сопоставимого уровня в лиге не больше десятка.
Всегда есть к чему придираться. Нынешний «Ак Барс» не исключение. Сохранение почти всего прошлогоднего состава — уже хорошо. Приглашение Да Косты в помощь Азеведо за вменяемые деньги — тоже неплохо. Но кроме этой связки в атаке достойной силы нет. Кроме, пожалуй, Галиева. Против Зарипова говорит возраст, против Воронкова — нехватка опыта, Петров тоже не является примером стабильности.
Для Квартальнова всегда было важно наличие молодежи и ролевиков, способных играть по схеме. Тот же Да Коста не слишком с ним ладил в ЦСКА. С тех пор тренер, как уверяют, оттаял и стал гибче. И все-таки запас прочности у команды органичен. Молодежь при всех ее достоинствах решать судьбу титула в 20-22 года еще не способна. Фигур калибра Капризова, Кузнецова, Панарина в составе нет и близко. Слишком мало в команде игроков, способных вытащить матч в одиночку.
Хотя на фоне конкурентов по «Востоку» даже с учетом этого шансы казанцев выглядят лучше: «Магнитка» затеяла перестройку с целым рядом сомнительных решений; «Салават Юлаев» лишился Умарка, отправил в опалу главного тренера и остался с посредственной обороной; «Авангард» с Бобом Хартли перестал прогрессировать; «Автомобилист» идет на риск с приглашением Билла Питерса. До следующей кубковой весны еще полно времени. Многое может измениться. Это не мешает считать «Ак Барс» сейчас основным претендентом на выход в финал от «Востока».