В сезоне-2020/21 российская вратарская школа установила рекорд — сразу 11 наших голкиперов сыграли в основе клубов НХЛ. Это произошло 1 апреля, когда «Аризона» бросила в бой Ивана Просветова. Приятно, что в сильнейшей лиге планеты появляются новые имена. Адаптировался к североамериканскому хоккею и достойно страхует Семена Варламова в «Айлендерс» Илья Сорокин. Помимо Просветова дебютировали в НХЛ Алексей Мельничук и Артем Загидулин, но они пока ждут своего шанса в фарм-клубах, как и Михаил Бердин. Уфимский воспитанник — основной вратарь «Манитобы» из АХЛ, но с сезона-2022/23 его контракт с «Виннипегом» станет односторонним. Не исключаю, что к «Джетс» его привлекут гораздо раньше.
Пять из 11 вратарей — основные в своих клубах. При этом нью-йоркские команды оккупированы российскими голкиперами. Георгиев и Шестеркин — в «Рейнджерс», Варламов и Сорокин — в «Айлендерс». А вспомните прошлогодние финалы конференций Кубка Стэнли. Худобин, Василевский и Варламов бились за выход в решающую серию. Это действительно большая редкость, когда три первых номера на четыре клуба-финалиста — представители одной страны.
На фоне успехов российских вратарей за океаном их коллеги из КХЛ отстают в прогрессе. На четыре команды из финалов конференций — только один основной российский голкипер. Это Тимур Билялов из «Ак Барса». В «Авангарде» по ходу плей-офф чех Шимон Грубец усадил в запас Игоря Бобкова. Ларс Юханссон — безальтернативный первый номер ЦСКА. В СКА метались между героем евротуров Александром Самоновым и Магнусом Хелльбергом, но в итоге доверились более опытному шведу. Как получилось, что в финале Кубка Стэнли-2020 было больше основных российских вратарей, чем в полуфинале Кубка Гагарина?
Первая причина — отток кадров за океан. За последние два года КХЛ потеряла лучших российских вратарей: Шестеркина и Сорокина. Первый улетел покорять Америку после сезона-2018/19, второй — прошлым летом.
Игорь и Илья — два сильнейших вратаря урожайного 1995 года. Вместе они прошли молодежную сборную, примерно в одно время закрепились в КХЛ и вышли на топовый уровень. Логичным стал следующий шаг — попробовать сделать карьеру в НХЛ.
Последовали примеру Шестеркина Мельничук и Загидулин — два вратаря, потенциально способные претендовать на пост номер один практически в любом клубе КХЛ. Их карьерные пути чем-то похожи. Алексей завис в системе СКА, где его мариновали в Высшей лиге и по минимуму подпускали к основе, когда тот обозначил, что хочет продолжить карьеру за океаном. Артем прошел и ВХЛ, и аренду в «Куньлуне», но вернувшись в родной «Металлург», не смог в полной мере вытеснить Кошечкина. Эпизодически Загидулин играл сильнее тольяттинского богатыря, но ставку в «Магнитке» все же делали на опыт.
Вы спросите, неужели на место Сорокина и Шестеркина не могут прийти другие, не менее талантливые вратари? С голкиперами-то проблем нет. Другой вопрос, что под влиянием разных факторов — от личных и тренерских до сомнительной политики менеджеров — большинство тех, от кого ждут стремительного рывка, пока топчутся на месте.
Все это привело к тому, что в декабре на Кубок Первого канала пригласили вратарей, которые не являются основными в своих клубах: Самонова, Тарасова и Федотова. Это обеспокоило президента ФХР Владислава Третьяка.
«Меня это немного беспокоит, так как я сейчас посчитал, что в КХЛ играет 19 иностранных вратарей, и это очень много. То был какой-то спад по этому показателю, а сейчас опять почти в каждой команде голкипер-легионер. Хотя у нас сейчас очень хорошие молодые вратари, и некоторые уезжают в НХЛ», — сказал Третьяк в интервью ТАСС.
В московском «Динамо» Иван Бочаров так и не смог подвинуть легендарного Александра Еременко, переживающего 21-ю молодость. Только вдумайтесь — 41-летний голкипер начал профессиональную карьеру в дубле бело-голубых, когда Мельничук только-только появился на свет. После обмена из «Авангарда» затерялся в московском клубе и Эмиль Гарипов. А это лучший вратарь плей-офф-2018. Застой голкиперов «Динамо» — история, заслуживающая отдельного текста. Клубу нужен новый специалист, отвечающий за вратарей. Виталий Еремеев «углублен» в работу со своим давним товарищем Еременко, но помочь выйти на новый уровень Бочарову и Гарипову он, как показывает практика, оказался не в состоянии.
Не хватает стабильности Бобкову, который по ходу плей-офф проиграл конкуренцию Грубецу. Ярославский талант Илья Коновалов просидел большую часть сезона за спиной Эдварда Паскуале. Тихомирову, Аликину и Подъяпольскому нужен качественный шаг вперед — пока они не доросли до топ-клубов. Как только в ЦСКА восстановился от травмы Юханссон, Александр Шарыченков все чаще оставался в запасе. Сильный сезон в «Тракторе» провел Иван Федотов, но челябинцы в регулярке чаще выпускали менее техничного Романа Вилла.
В «Салавате Юлаеве» до последнего верили в Юху Метсолу. Даже когда финна меняли по ходу матчей, в следующей игре Томи Лямся не выпускал Даниила Тарасова с первых минут, а упрямо ставил своего соотечественника. К Метсоле-то вопросов минимум — печально, что проспекта «Коламбуса» держали в запасе. Выжали из Уфы и Андрея Кареева — он отправился за практикой в финскую лигу.
«Автомобилист» прошел весь плей-офф с Якубом Коваржем, которому после среднего сезона предложили новый контракт. Чех останется в Екатеринбурге как минимум до конца следующего чемпионата. Лучшему голкиперу МХЛ сезона-2018/19 Владимиру Галкину не стоит ждать резкого роста игрового времени. Равно как и Леониду Фомину и Владиславу Гроссу.
Не стал бы нагнетать сложившуюся ситуацию именно для сборной. Если освободятся голкиперы из НХЛ, проблем на этой позиции не возникнет. Пока вне зоны плей-офф «Даллас» Худобина и «Рейнджерс» Георгиева с Шестеркиным. Правда, у Игоря летом истекает контракт, что ставит под вопрос его участие в ЧМ. Однако если НХЛ запретит хоккеистам ехать в Латвию, как раз Шестеркина бан не коснется.
Что может предложить сборной КХЛ? Хорошо, есть Билялов и Самонов. Но первый только-только восстановился от травмы голеностопа, а второй сел в запасе в ключевой серии плей-офф. То, что в КХЛ на данный момент только один голкипер достоин статуса «вратаря сборной на крупном международном турнире», должно насторожить руководство ФХР.
Недавно Третьяка спросили: нужно ли возвращать налог на иностранных вратарей? Избитая фраза, что все новое — это хорошо забытое старое, здесь неприменима. Действительно, введенные в 2007 году ограничения на голкиперов-легионеров прямо или косвенно поспособствовали прогрессу российской вратарской школы. Но сейчас ситуация совершенно иная.
В России нет проблем с кадрами. Проблема — в образовавшемся разрыве между голкиперами, играющими в НХЛ, АХЛ и КХЛ. В России остаются или те, чья карьера близится к завершению, или те, кого пока относим к статусу «перспективные», которым нужно выходить на новый уровень. Согласитесь, что Самонов и Билялов — далеко не Сорокин и Шестеркин. Это сильные вратари для нашей лиги, но и до НХЛ, и до планки, заданной теми же Кошечкиным и Еременко в лучшие годы, им далеко. Аналогично и с Бобковым, Бочаровым и Гариповым.
Так нужно ли что-то менять? Скорее, не менять, а совершенствовать работу тренеров вратарей. Российский хоккей запоздал с внедрением этой должности в клубах, не говоря уже о детских школах и молодежных командах. Только в середине 2000-х у нас появились специализированные школы вратарей, а команды приглашали опытных иностранных тренеров. Тем не менее и сейчас на уровне КХЛ квалификация многих специалистов вызывает сомнения.
Тренер вратарей — это не человек, который за 25 минут до командной тренировки побросает на ловушку и на блин, а потом расскажет байку о победах 15-летней давности. Профессиональный специалист должен отвечать и за технику, и за психологию своих подопечных. Ему не следует ломать через колено уже сформировавшихся голкиперов, а лишь точечно корректировать стиль игры. Замечать ошибки и подбирать упражнения для их устранения. И, разумеется, анализировать вратаря соперников, но это другая история. Если ФХР готова к новшествам, то развиваться нужно именно в этом направлении: проводить курсы и мастер-классы для молодых тренеров, приглашать опытных коллег из Европы и Америки, проводить собрания с клубными специалистами. А лимиты и искусственно выжженная конкуренция — тупик для развития хоккея.