FONBET Чемпионат КХЛ. Статьи

7 ноября 2018, 02:00

Сколько стоит гегемония «Автомобилиста»? Все зарплаты хоккеистов лидера КХЛ

Павел Климовицкий
Шеф-редактор по спецпроектам
К перерыву на матчи сборной клуб из Екатеринбурга подошел лидером КХЛ с 8-очковым отрывом от ЦСКА, одержав 25 побед в 26 матчах. "СЭ" объясняет успех "Автомобилиста" с финансовой стороны и публикует полный список зарплат хоккеистов уральского клуба.

Из середняка в олигархи

25 побед в 26 матчах, из них 21 – в основное время. 90 заброшенных шайб против 36 пропущенных. 18-матчевая победная серия со старта сезона. Это не СКА и не ЦСКА. Не "Ак Барс" и не "Металлург". Это главное открытие нового сезона КХЛ – "Автомобилист".

Ранее мои коллеги уже писали о главных причинах успеха уральского клуба. Игорь Еронко подробно разбирал тактику команды из Екатеринбурга и отмечал сильные стороны хоккеистов "Автомобилиста", Алексей Шевченко вспоминал карьеру главного тренера Андрея Мартемьянова и брал у него большое интервью.

Теперь мы расскажем об еще одном элементе прорыва уральцев, том самом, без которого в КХЛ – как и многих других современных спортивных лигах – невозможно добиться больших результатов. Это деньги.

Еще два с половиной года назад "Автомобилист" был обыкновенным середняком КХЛ с претензией в лучшем случае на первый раунд плей-офф. Все изменилось в апреле 2016-го, когда бизнесмена Алексея Боброва на посту президента клуба сменил глава УГМК Андрей Козицын. Кратко об Уральской горно-металлургической компании: крупнейший производитель меди, цинка, угля и драгоценных металлов в России, больше 80 тысяч сотрудников, оборот всех предприятий – более 500 миллиардов рублей. Спонсор богатейшего женского баскетбольного клуба в мире с одноименным названием. Во многом благодаря финансированию со стороны УГМК "Автомобилист" рванул в семерку команд КХЛ с самыми большими зарплатными ведомостями.

Уже в прошлом сезоне уральцы по совокупности базовых (то есть гарантированных хоккеисту) зарплат и бонусов пробили "олигархическую" отметку КХЛ в миллиард рублей. Но неудачный подбор легионеров и сомнительный выбор для такого состава и задач в пользу тренера-ветерана Владимира Крикунова не дали "Автомобилисту" пройти дальше первого раунда.

В это же межсезонье все прошло идеально – новый прогрессивный главный тренер и практически идеальная селекция, которая позволила собрать в Екатеринбурге одну из лучших легионерских бригад КХЛ.

Зарплатный бюджет "Автомбилиста" в сезоне-2018/19. Фото "СЭ"
Зарплатный бюджет "Автомобилиста" в сезоне-2018/19. Фото "СЭ"

Кто сколько получает

Сколько же получают хоккеисты лидера чемпионата? В доступе "СЭ" оказался полный список всех зарплат игроков "Автомобилиста", причем не только их базовая часть, но и бонусы.

Зарплаты хоккеистов "Автомбилиста" в сезоне-2018/19. Фото "СЭ"
Зарплаты хоккеистов "Автомобилиста" в сезоне-2018/19. Фото "СЭ"
Зарплаты хоккеистов "Автомбилиста" в сезоне-2018/19. Фото "СЭ"
Зарплаты хоккеистов "Автомобилиста" в сезоне-2018/19. Фото "СЭ"

В таблице представлены все хоккеисты уральского клуба, чья гарантированная зарплата превышает 10 миллионов рублей за сезон. Таковых 22 человека – 2 вратаря, 9 защитников и 11 нападающих. Их общий ценник – 907 миллионов рублей базовой зарплаты и 423 миллионов бонусов, всего – 1 миллиард 330 миллионов рублей.

Любопытно, что в отличие от большинства клубов, у которых бонусы составляют в лучшем случае пятую часть от общей зарплаты, у "Автомобилиста" они занимают почти треть. У голкипера Якуба Коваржа они даже больше оклада – 60 миллионов против 56. При этом надо понимать, что бонусы чаще всего прописываются за достижение хороших статистических показателей, а с этим у хоккеистов из Екатеринбурга проблем нет – так что есть большие шансы заработать тот самый миллиард и 330 миллионов.

И если по общей величине "платежки" уральцы все-таки немного проигрывают другим претендентам на Кубок Гагарина (СКА, ЦСКА, "Ак Барс", "Металлург", "Авангард", "Салават Юлаев"), то лидеры "Автомобилиста" многих своих конкурентов из других топ-клубов обходят.

Например, в СКА, где базовая часть зарплаты намного превышает бонусы, лишь Павел Дацюк имеет более 100 миллионов рублей (около 200). Большинство же хоккеистов, включая других армейских звезд, получают по 70 миллионов.

У "Автомобилиста" сразу четверо игроков могут рассчитывать на 100 и более миллионов по итогам чемпионата (Коварж, Доус, Да Коста, Секстон).

Как "Автомобилист" собирал топ-клуб. Россияне

Уральский клуб стал "олигархом" в сложные времена для клубов КХЛ: выбор сильных хоккеистов с российским паспортом очень ограничен, и все игроки уровня основной и второй сборной сосредоточены в основном в двух армейских клубах, в меньшей степени – в других грандах.

"Автомобилист" смог вернуть из "Ванкувера" Никиту Трямкина, сохранить в команде Анатолия Голышева (при этом у обоих по меркам КХЛ средняя или даже низкая в случае форварда зарплата), но с остальными россиянами уральцам пришлось действовать по принципу хоккейного "секонд-хэнда".

Самого результативного защитника команды в этом сезоне Ивана Вишневского "Автомобилист" перехватил у "Трактора", Михаила Мамкина – у ХК "Сочи", Ефима Гуркина и Георгия Белоусова – у отправленной в ВХЛ "Лады", Вячеслава Литовченко – у "Амура". Кирилл Лямин год назад переезжал в Екатеринбург из Нижнекамска, Георгий Мишарин и Егор Миловзоров – из Новосибирска, Станислав Егоршев – из Нижнего Новгорода.

За последние четыре года лишь семь российских хоккеистов (Мозякин, Гусев, Ковальчук, Шипачев, Кагарлицкий, Зарипов, Дадонов) набирали в КХЛ больше очков, чем Илья Крикунов – и после сезона-2016/17 он перебрался в "Автомобилист".

И лишь трое россиян переходили из топ-клубов – Владимир Сохатский и Денис Бодров из "Салавата Юлаев" и Александр Кучерявенко из "Авангарда".

К чему это длинное перечисление всего списка игроков "Автомобилиста"? Чтобы обозначить несколько ключевых особенностей селекции.

Во-первых, клуб, подписывая как свободных агентов более половины состава, был вынужден платить почти всем новичкам больше, чем их предыдущие клубы. Без миллиардной платежки "перебивание" контрактов даже "Сибири" и "Нефтехимика" было бы невозможно.

Во-вторых, "Автомобилист" ни разу не покупал права на хоккеистов и тратился только на высокие зарплаты – в отличие от других суперклубов КХЛ.

В-третьих, что самое главное – выяснилось, что из хоккеистов, которые никогда или почти никогда не вызывались в сборную, можно слепить топ-клуб, который проигрывает один матч из 26. При качественном использовании "секонд-хэнд" оказался "товаром первого сорта".

Найджел Доус (слева) - один из самых высокооплачиваемых хоккеистов всей КХЛ - к перерыву на матчи сборных идет на первом месте в списке бомбардиров. Фото photo.khl.ru
Найджел Доус (слева) - один из самых высокооплачиваемых хоккеистов всей КХЛ - к перерыву на матчи сборных идет на первом месте в списке бомбардиров. Фото photo.khl.ru

Как "Автомобилист" собирал топ-клуб. Легионеры

С иностранцами ситуация иная. Лимит не позволяет "олигархам" собрать сильнейших легионеров в нескольких командах, как россиян, к тому же число классных хоккеистов из-за рубежа не так ограничено – каждый год в Европе, АХЛ и НХЛ можно найти для КХЛ новых звезд.

Поэтому на иностранцев "Автомобилист" потратился по максимуму – с учетом бонусов их совокупная зарплата может превысить 570 миллионов рублей, что близко к общему бюджету на хоккеистов некоторых клубов КХЛ.

Экс-партнера Александра Радулова Стефана Да Косту уральцы вытащили из Швейцарии, Дэна Секстона – из "Нефтехимика", Коваржа вернули год назад из "Северстали". А главный трансфер КХЛ межсезонья – это подписание казахстанского канадца Найджела Доуса, который после семи лет в "Барысе" и уже четырех сезонов подряд с 30 шайбами заслужил самый большой в карьере контракт, близкий к трем миллионам долларов в год. Сейчас Доус идет на первом месте в списке лучших бомбардиров лиги, обгоняя Гусева.

Хорошо ли это для КХЛ?

В идеальной лиге с жестким потолком зарплат и финансовым равенством мы вряд ли бы могли говорить о том, что появление нового "олигарха", который собирает команду за счет больших денег, стоит оценивать позитивно.

Но в КХЛ пока нет и в ближайшей перспективе не предвидится хоккейного социалистического рая. И практически единственный шанс увеличения интриги сейчас – это не улучшение среднего уровня команд лиги, а переход середняков в статус фаворитов. Пусть и благодаря миллиарду или даже более рублей.

К тому же "Автомобилист" показывает отличный пример грамотного использования ресурсов. Разве есть в команде хотя бы один хоккеист, который получает больше (по меркам КХЛ), чем заслуживает?

К середине сезона нам не приходится жаловаться на то, что в КХЛ все понятно с чемпионом, и шансы есть только у двух клубов, как то было год назад (пусть все и закончилось победой "Ак Барса"). "Автомобилист" выглядит настолько впечатляюще, что невозможно оценить его шансы на Кубок Гагарина сильно ниже, чем у СКА и ЦСКА. И это хорошо – теперь плей-офф можно ждать с интересом, а не боязнью, что все закончится скучно и предсказуемо.

69