Хоккей

2 сентября 2011, 02:10

Кросби: карьера подвисла в воздухе

НХЛ. Межсезонье

Капитан "Питтсбурга" Сидни Кросби, не сыгравший ни одного матча с начала января, никак не может оправиться от сотрясения мозга

Слава МАЛАМУД
из Вашингтона

Можно уже представлять себе НХЛ без Сидни Кросби или еще рановато? А то есть опасение, что представлялка от тоски засохнет - очень уж многое потеряет современный хоккей без одного из лучших своих игроков. Поэтому не станем пока. Хотя пессимисты советуют...

Нынешнее состояние Кросби, если свести медицинский лексикон к минимуму, наверное, можно описать примерно таким образом: "Ну вот никак". Вы вряд ли видели, когда Малыш Сид впервые получил травму головы: России было не до этого - она только что встретила новый, 2011-й год. С тех пор парень сыграл один матч, тут же получил в голову еще раз, после чего на ледовых аренах мира героя ванкуверской Олимпиады уже не было. Это, если вы тайком подсчитываете, уже восемь месяцев. И за все это время прогресс его выздоравливания колеблется между минимальным и никаким.

Кататься на коньках Кросби разрешили только этим летом, но любой контакт ему по-прежнему противопоказан. И ни о каких прогнозах речи быть не может. Более того, пару недель назад канадская пресса сообщила, что какие-то надежные источники утверждают, будто к началу сезона Сидни точно готов не будет. "Питтсбург" поспешил все это опровергнуть, но никак более публику не воодушевил. Кросби по-прежнему играть в хоккей не может, прогнозов нет.

Да и откуда им взяться-то? Мозг - не кость, не мышца и не прямая кишка. Посттравматические симптомы сотрясения мозга ни замерить, ни предугадать невозможно. Что там творится внутри, среди сидниевых шариков-роликов, ни рентгеном, ни магнитно-резонансной томографией, ни прощупыванием до конца не выявишь. Медицинская литература вещает нам, что "патоморфологические изменения могут быть выявлены только на клеточном и субклеточном уровне". В общем - черта с два выявишь, что именно и в какой степени в мозгу Кросби перекорежило. Сегодня он, глядишь, здоров и полон сил, а завтра - дикие головные боли, потеря ориентации, провалы в памяти и еще тридцать три удовольствия, которые не дай вам бог испытать. И когда это кончится, вам ни один врач не скажет.

Было, помнится, дело в плей-офф 2006 года, когда форвард "Баффало" Конноли попал под игрока "Оттавы" и схлопотал себе сотрясение. Поначалу говорили, что парень вернется к концу серии, потом - что в следующем раунде, потом недоумевали, почему Конноли ходит по ложе прессы жив-здоров и счастлив, но не играет, потом наступило лето... Конноли вернулся на лед только в самом конце следующего сезона. Только тогда, когда у него перестали проявляться все симптомы сотрясения до единого.

А раньше вас в хоккей играть не пустит ни один невропатолог, дорожащий своей медицинской лицензией. А когда перестанут проявляться эти симптомы - эксклюзивное дело вашего головного мозга. Поэтому так трудно верить как надежным источникам канадской прессы, так и оптимистам, ждущим Кросби на льду к октябрю: никто из них по определению не может знать тайн, заключенных в талантливой черепной коробке мегазвезды хоккея.

О том, что дела у Кросби пошли на поправку, мы узнаем только тогда, когда врачи дадут ему "зеленый свет" на контактные тренировки. Только тогда и не днем раньше. Этот момент пока не наступил, и карьера Кросби по-прежнему подвисла в воздухе.

Да, карьера. О том, насколько это гиблое дело - шутить шутки с мозгом, нам прекрасно напомнил только что случай с форвардом "Бостона" Саваром, одним из лучших диспетчеров мирового хоккея. Человеку 34 года, он на пике карьеры и только недавно подписал длинный контракт. А в хоккей, судя по всему, уже не сыграет.

Полтора года назад Савара сразил локоть питтсбургского задиры Кука. Этот инцидент, кстати, и положил начало процессу, конечным итогом которого стало ужесточение правил НХЛ, карающих за удары в голову. Но бедняге Савару от этого легче уже не стало. Он вернулся в плей-офф и начал следующий сезон, но первый же серьезный удар в голову - и все. Марк не только пропустил остаток победного для "Брюинз" сезона-2010/11, но даже не смог быть в Ванкувере на последнем матче финала - летать на самолетах ему было противопоказано.

Савар и сейчас находится в таком ужасном состоянии, что предстоящий сезон для него абсолютно исключен, и все до одного врачи клянутся, что с хоккеем надо заканчивать немедленно, если Cавар еще хочет попользоваться своей головой для чего-то нужного и приятного.

Савар при этом - только последняя из жертв сотрясений, раньше времени завершивших карьеру в НХЛ. А среди них есть и немало суперзвезд калибра Кросби - Линдрос, Рихтер, Лафонтэн, Кария. Последний, которого год назад Селянне звал к себе в "Анахайм", по совету врача решил пропустить весь сезон. А этим летом, когда симптомы так и не ушли (через год!), Кария повесил коньки на гвоздь и в пух и прах разнес НХЛ за ее чересчур осторожный подход к профилактике ударов в голову.

Все эти игроки, включая Савара, конечно же, ушли из хоккея не после первого сотрясения. В случае с Линдросом - далеко не после первого. Их на шаткой памяти его многострадального мозга было восемь. Под конец, если честно, было весьма удивительным, что Линдрос еще сохраняет способность попадать ногами в штаны, не то что шайбой в ворота.

У Кросби сейчас - первое серьезное сотрясение. Но продолжительность симптомов говорит о том, что оно от Сидни уже никуда не денется. Симптомы пройдут, а предрасположенность останется. Опасность получения нового сотрясения возрастет. А после второго - возрастет опять. И симптомы в ослабленном мозгу будут все сильнее и сильнее, пока молодой человек не скажет себе: "Есть ли смысл рисковать оставшимся еще клеточно-субклеточным уровнем моих единственных мозгов?"

Не исключено, что это он говорит себе сейчас, и зная симптомы сотрясения мозга (кроме всего прочего, еще и тошнота, рвота, бессонница, быстрая утомляемость, повышенная нервозность, раздражительность, повышенный риск болезни Альцгеймера) и факт, что медицина не умеет их лечить (единственным средством является отдых), винить его в этом никто не может.

Можно только пожалеть. И Кросби, и весь современный хоккей. Будет очень жаль, если этот вид спорта лишится ярчайшего своего представителя в возрасте 24 лет. И уже очень жаль, что хоккей не умеет пока качественно охранять самую важную часть тела своих игроков.