СОЧИ-2014
Защитник "Монреаля" Алексей Емелин вернулся на лед после травмы совсем недавно, однако уникальный набор навыков, по всей видимости, делает его "железным" кандидатом в сборную. Вчера корреспондент "СЭ" в Северной Америке поговорил об этом с самим хоккеистом и с Зинэтулой Билялетдиновым.
Слава МАЛАМУД
из Вашингтона
НАСЛЕДНИК ВЛАДИНАТОРА
Сколько среди российских энхаэловцев было настоящих защитников-силовиков? Таких, у которых эффектный и своевременный силовой прием был бы главным элементом игры? Этаких доморощенных скоттов стивенсов, чистильщиков пятака и противотанковых ежей синей линии?
Вспоминаются только двое – Владимир Константинов и Дарюс Каспарайтис. Не так, чтобы очень уж много. Но вот Алексей Емелин, который в первый свой сезон в НХЛ был в двадцатке лучших по силовым приемам (при том что пропустил 15 матчей из-за травмы), – игрок именно такого плана. И можете не сомневаться в том, что "Монреаль" в нем это ценит. Иначе не продлил бы с ним контракт, когда Алексей еще восстанавливался после тяжелой травмы – разрыва крестообразных связок.
– Емелин очень много значит для нашей команды, – сказал главный тренер "Канадиенс" Мишель Терьен во время утренней раскатки перед матчем с "Вашингтоном". – Нам его сильно не хватало, пока он был травмирован. Сейчас он готов на сто процентов, но процесс возвращения, конечно, не может быть быстрым. Его время и нагрузка будут возрастать постепенно, что не умаляет его важности для клуба.
Важность Емелина отражается не столько в его собственной статистике, сколько в статистике соперников. Сам-то он защитник-домосед и на табло гость нечастый, но после того, как волгарь выбыл из состава, "Канадцы" в 15 матчах регулярки и плей-офф пропустили 55 шайб. То есть по 3,7 за игру. С Емелиным в составе показатель был – 2,4. Разница чувствуется?
УСЫ ОТ ФАНАТОВ НЕ СПАСАЮТ
Что Емелин не успел сделать в этом сезоне – набрать игровой практики. Субботний матч в Вашингтоне был для него всего лишь третьим. Что Емелин успел сделать – отрастить знатные усы в честь международной акции Movember. Впрочем, у коллеги Андрея Маркова растительность еще внушительнее. Марков утверждает, что просто лезвие где-то потерял.
– Как самочувствие? – спрашиваю Емелина.
– Проблем никаких не ощущаю.
– Все-таки разрыв крестообразных связок – травма, после которой очень тяжело восстанавливаться. Многие говорят, что потом, когда начинаешь кататься, движения уже совсем другие, надо все заново менять…
– Вначале так оно и есть. Но тут не в колене дело, а в голове. Колено-то готово, но все время думаешь о том, что была травма, и побаиваешься. Но в играх с этим справляешься, забываешь.
– "Монреаль" продемонстрировал немало веры в вас, подписав новый контракт еще до того, как вы вернулись к тренировкам.
– Ну да, это здорово. Еще перед выходом на лед был уже спокоен за свое будущее и не нервничал почем зря. А то выйдешь и начнешь думать: "Вот, сейчас опять травмируюсь – и все, останусь без контракта". Мне дали понять, что я нужен команде.
– Контракт на четыре года. Вам нравится жить в Монреале?
– Болельщики там сумасшедшие. Наверное, самые преданные во всей лиге. Город хороший. Небольшой, компактный такой. Только вот французского языка я не знаю. Да и с английским пока не совсем, хоть уже и лучше.
– Внимание-то к хоккеистам там бешеное. Вот сколько прессы на выездной матч прикатило: даже на утренней раскатке в раздевалке толкотня.
– А видели бы вы, что дома творится. Там и на улицу не выйдешь, чтобы не быть тут же узнанным.
– Усы не спасают?
– Куда там!.. Бывает, устаешь от всего этого. Иногда хочется просто побыть в кругу своих, чтобы никто не совался. Спокойствие ценить начинаешь.
– А детям в школе как?
– Старшая дочка ходит в англоязычную школу, младшая маленькая еще. Ничего, школа хорошая, преподаватели приветливые. Она ведь когда пошла в школу, английского вообще не знала и очень боялась. Но понравилось с первого же дня. Пришла домой – говорит, что каждый день туда ходить хочет.
– А что, сверстники пальцем не показывают: "Вот, дочка знаменитого Емелина!"?
– Нет, нормально все. То есть про папу-то знают, но так, чтобы донимать этим – там нет такого.
ПОКОРИТЕЛЬ ФРАНЦЕНА
– Ваш стиль игры довольно необычен для российских защитников. Как здесь говорят, “intimidator”, то есть игрок-запугиватель. Откуда вы такой? Научил кто-то?
– Нет, это я сам такой. Натуральным образом появился.
– Любите контакт?
– Если есть возможность и это по месту. Тут в команде на меня такая ставка, и я стараюсь держать этот уровень. В принципе, показываю то, что от меня хотят видеть.
– То есть вы, приехав в НХЛ, на маленький лед, решили показать канадцам то, что им нравится?
– Не скажу, что именно так думал. Моя главная задача – не пропускать, играть надежно.
– Из всех россиян-защитников в НХЛ игроков вашего плана, на моей памяти, было только двое. Вы знаете, о ком я?
– Ну, один – точно Каспарайтис, так?
– А другой – Константинов.
– Я сравнивать себя ни с кем не люблю, но другие все время вспоминают Каспарайтиса. Может быть, со стороны так оно и выглядит.
– Из любимых моментов в карьере что в памяти выделяется наиболее ярко – силовой прием, гол, передача?
– Не вижу смысла разделять эти категории. Хороший силовой прием и людям нравится, и часто придает сил команде в переломные моменты матчей.
– А был у вас такой момент?
– Да вот, на чемпионате мира в Швеции – на том, который мы выиграли. Был очень упорный матч со шведами. Очень грязная игра была. Но нам игру переломить все-таки удалось.
– И кого вы тогда опрокинули?
– Если не ошибаюсь, то Юхана Францена.
– О, ну это мастер игры на пятаке! Вот уж кого надо будет оттуда снимать в Сочи, чтобы вратарю нервы не портил.
– Ну, это наша работа. Буду стараться.
– Сегодня на игре Зинэтула Билялетдинов, с которым вы хорошо знакомы…
– Мы уже встречались – в Коламбусе. Я, правда, тогда не играл еще. Он просто интересовался, как я себя чувствую. Ни о чем конкретном мы, конечно, не говорили. Тут надо готовиться и ждать решения штаба.
– Жесткими игроками сборной России разбрасываться не надо бы. Или на больших площадках это уже не столь важно?
– Нет, это очень важно. Канада – силовая команда, которая будет играть жестко на любых площадках. И любому сопернику в матче с канадцами надо уметь держать удар и как минимум не уступать.
В Вашингтоне, как оказалось, был вечер всех звезд. На матче присутствовали не только Билялетдинов и Игорь Кравчук, но и Уэйн Гретцки. Великий канадец, проходя мимо главного тренера сборной, поздоровался.
Жаль, что не задержался подольше – могли бы обсудить Кубок Канады-81. Или даже Кубок Канады-87, но уже с Кравчуком. Это ведь именно Игорь Александрович тогда, в свой 21-й день рождения, совершил ошибку в чужой зоне, приведшую к победному голу Уэйна (пусть там и был очевидный фол, пропущенный "легендарным" рефери Кохарски)…
Но Гретцки торопила свита – скорей, скорей из ложи прессы в VIP-бокс, пока журналисты не набросились! А Билялетдинов, узнав, что меня интересует прекрасно ему знакомый Емелин, был только рад такой теме разговора.
БИЛЯЛЕТДИНОВ: "СОМНЕНИЙ В ЕМЕЛИНЕ НЕТ"
– Знаю, что вы приехали на этот матч специально, чтобы посмотреть на Емелина. Какие пока впечатления?
– Понятно, что он проходит период адаптации. Очень долго был травмирован. Но играет пока аккуратно и чисто. Претензий никаких нет.
– Но вот удалился в конце первого периода, оставив команду втроем. Овечкин его в итоге за это и наказал.
– Да удаления там, с моей точки зрения, особо-то и не было. Ну, ладно, судья так решил.
– Учитывая дефицит на силовиков в сборной, как думаете, насколько нужен в Сочи игрок такого плана?
– Да конечно нужен. Он всегда умел играть в тело, причем довольно агрессивно. Такие защитники всегда нужны. Думаю, он должен нам помочь на Олимпиаде.
– Он сказал, что его часто сравнивают с Каспарайтисом…
– Я не сторонник сравнений. Это Емелин, и никто другой. Да, он жесткий игрок, но у него свой стиль. Скажу так: у него есть хорошие качества, которые он умело использует. И правильно делает. Надо играть за счет своих сильных сторон. Когда противник знает, что у тебя есть такой защитник, он будет тебя опасаться.
– Помню, когда вы тренировали сборную на Кубке мира-2004, посетовали, что российский хоккей почти не производит игроков, умеющих вести борьбу на пятаке…
– К сожалению, таких ребят у нас мало. Это уже вопросы к школам и секциям. Но умение вести силовую борьбу – оно либо есть, либо нет. Емелин – один из немногих наших, у кого оно есть.
– Могли бы сказать, что он на сегодняшний день – один из ведущих кандидатов в сборную?
– Конечно. Безусловно. Дай только бог, чтобы здоровье не подкачало. А так, я его знаю – это человек надежный. Сомнений в нем никаких нет.