14 октября 2015, 12:00
Александр ОВЕЧКИН
По прошествии 10 лет с дебюта в НХЛ Овечкин занимает четвертое место среди действующих игроков по количеству заброшенных шайб. На его счету 475 голов – в 760 матчах. Компания опережающих подобралась солидная: Яромир Ягр (722 гола в 1550 матчах), Джером Игинла (589 голов в 1392 матчах) и Мариан Хосса (486 голов в 1172 матчах). Все трое старше как минимум на 6 лет.
Овечкин пять раз становился лучшим снайпером за 10 сезонов. Только Бобби Халл (7) и Фил Эспозито (6) возглавляли этот список чаще. Также капитан "Вашингтона" четыре раза забрасывал больше всех шайб в большинстве, и лишь Эспозито (5) его опережает.
Как долго Ови сможет держать планку? В истории НХЛ барьер в 50 голов за сезон преодолевался всего 193 раза. И только в 16 случаях (8,3 процента) это удавалось сделать игрокам в возрасте 30 или более лет.
С другой стороны, если кого и можно назвать чудом природы, человеком не от мира сего, так это Овечкина. И если кто еще и в состоянии выдать хотя бы один, а то и два сезона с 50 голами в возрасте "30+", так это Александр Великий. В ближайшие годы он по-прежнему будет выходить на лед с очень талантливыми партнерами и быть частью спецбригады большинства, которая наверняка останется одной из самых убийственных в НХЛ. Ни один нападающий не имел больше игрового времени в большинстве, чем Овечкин в прошлом сезоне. Его превзошли лишь три защитника.
"Никто не вечен, – признает генеральный менеджер "Кэпиталз" Брайан Маклеллан. – Но Овечкин по-прежнему заряжен на играх, на тренировках. Он сохранил свою страсть, сохранил энтузиазм, и ему нравится заниматься тем, чем он занимается. И его отличный бросок при нем. Пока этот бросок есть, и он играет с Никласом Бэкстремом, способным вывести партнера на убойную позицию, он будет забивать. Может, немного снизит темп, не знаю; трудно так прогнозировать. Но и остаться на том же уровне на протяжении нескольких сезонов тоже может. Потому что он прирожденный снайпер. И любит забивать".
"Овечкин – парень прочный, – продолжает Маклеллан, – в том смысле, что сильный, мощный, крепкий. Он играет в контактный хоккей, но все равно сохраняет эту прочность. Не ломается. У него случаются повреждения, но даже с ними он выходит на лед. Это восхищает".
Что есть – то есть. Это восхищает. Наслаждайтесь, пока есть такая возможность, потому что вы наблюдаете за едва ли не главным талантом поколения, одним из лучших спортсменов в истории. Никто не знает, как долго он еще будет радовать глаз, но вечно это не продлится.
Евгений КУЗНЕЦОВ
Кузнецов начал свою карьеру в НХЛ, перебравшись в Вашингтон в марте 2014 года. На старте ему требовался переводчик, и он потратил остаток сезона-2013/14 в 17 матчей на то, чтобы обвыкнуться, адаптироваться к стилю игры в Северной Америке и познакомиться поближе с партнерами.
В прошлом году тренерский штаб "Вашингтона" затеял в тренировочном лагере эксперимент с переводом на позицию центрфорварда двух молодых талантов: Кузнецова и Андре Бураковски. Поначалу у россиянина не шло, тогда как 19-летний Бураковски, которого, впрочем, поставили в центр еще в лагере для новичков – за два месяца до того, – чувствовал себя гораздо комфортнее в новом амплуа.
На первый матч "Вашингтона" в сезоне-2014/15 с "Монреалем" Бураковски вышел в центре второго звена. Это была дебютная для него игра в НХЛ, но он провел на льду 15 минут и 58 секунд и 14 раз появлялся на точке вбрасывания. Тогда как Кузнецов был отправлен в четвертую тройку, с которой откатал всего 6 минут и 36 секунд с 8 вбрасываниями, причем игровое время в равных составах составило 4 минуты и 10 секунд. За первые два месяца прошлого сезона он дважды оставался в запасе, будучи здоровым, а в 7 играх провел на льду меньше 10 минут. Прошел всего год, и все изменилось коренным образом.
В новом сезоне в Кузнецове видят центрфорварда уровня первых двух троек, и он вполне способен самостоятельно и обстоятельно общаться с прессой по-английски. Бэкстрем стартовые матчи пропускает из-за травмы, и как минимум на время его отсутствия Кузнецов будет играть в первой тройке, и ни о каком запасе или игровом времени менее 15 минут не идет и речи. Это кажется несусветной глупостью.
"Пожалуй, та пара месяцев была для меня самой сложной, – признается Кузнецов. – Я старался, но у меня не все получалось, было тяжело. Особенно когда получал совсем мало игрового времени. Всегда трудно понять, что же ты сделал не так, а тут, даже если понимаешь, исправляться некогда. Помню, как меня оставляли в запасе, как сидел на лавке, но, по правде говоря, все это только помогло мне. Я переосмыслил некоторые вещи, немножко изменил подход, стал чуть по-другому готовиться к играм и тренировкам, по-другому тренироваться. Сконцентрировался на других аспектах игры. Так что я благодарен за этот урок. Кто-то мог бы сломаться, но я просто не имею на это права. Наверное, тот момент был поворотным".
"Он повзрослел, – отмечает Овечкин. – Набрался опыта. Ему помогло то, что он перебрался за океан тогда, в марте 2014-го, доиграв концовку. И даже очень. Он приехал, присмотрелся, попробовал себя, и в прошлом году уже знал, чего ожидать. Провел полный сезон, и под его конец уже было видно, на что он реально способен. И ведь лучшую свою игру он показывал в самых важнейших матчах. Знаю, что он упорно работал над собой весь год, и это пойдет ему только на пользу. Теперь в команде знают, насколько он силен и мастеровит".
До перерыва на Матч звезд-2015 Кузнецов проводил на льду в среднем по 12 минут и 13 секунд, набирая по 0,34 очка за матч. После – играл по 14 минут и 41 секунде, набирая по 0,61 очка. Если следовать второму графику, то за 82 игры он должен набрать около 50 очков. Но при этом его игровое время должно еще увеличиться, что может сказаться на результативности в лучшую сторону.
Что бы вы там ни думали, прошло 20 лет с тех пор, как в составе "Вашингтона" было 2 центрфорварда с 60 или более очками по итогам сезона (Михаэль Нюландер и Джо Жюно в сезоне-1995/96).
– В "Вашингтоне" хватает потрясающе одаренных игроков, про которых можно сказать: "Этот парень может стать лучшим". Но всем им чего-то не хватает, – говорит главный тренер "Кэпиталз" Тротц. – А Кузнецов – он выделяется. На мой взгляд, у него замечательное отношение к работе над собой. Он боец, у него есть эта жилка, и есть все остальные необходимые качества, высочайшее мастерство. Он может вырасти в игрока, способного вести команду за собой, влиять на результат, менять сценарий игр. Не факт, что это случится уже в этом сезоне. Но, возможно, через пару лет он этого добьется.
В НХЛ полно отличных игроков из России, и мы предложили Кузнецову пообщаться с некоторыми. Русские ребята, особенно из числа лучших из лучших, прекрасно относятся к своим соотечественникам, с большим уважением. И я сказал Евгению: "У нас в команде есть один парень, на которого многие равняются". Это, естественно, Овечкин. Но если брать центрфорвардов, то моим любимым игроком, когда я работал в другой конференции, был Павел Дацюк. Этот парень показывает запредельное мастерство, принимая невероятные решения, и все делает с огоньком. Я был свидетелем разрушительных войн между Ши Уэбером и Дацюком, а Уэбер намного мощнее и крупнее Павла. И вот что я вам скажу. Множество раз я говорил себе: "Этот Дацюк, я просто перед ним преклоняюсь, потому что он доминирует на льду". Против него играл один из лучших защитников НХЛ, доминирующий физически, и если справлялся, то с большим трудом.
- В общем, Кузнецов и Дацюк связались, - продолжает Тротц. - Не знаю, как они сошлись, наверное, через сборную России, но поддерживают связь и общаются, когда "Детройт" приезжает к нам в гости или мы – к "Ред Уингз". И я хочу сказать, что Павел, похоже, донес до Евгения многое из того, что мы пытались ему объяснить. Потому что таков Дацюк, он так играет. Ну а Кузнецов – он следит за лучшими центрами НХЛ. Я как-то встретил его в нашей видеолаборатории, где он наблюдал за игрой лучших центрфорвардов, изучал их, отмечал для себя, что делает их успешными. А он настолько смышленый парень, что впитывает в себя все, что слышит, видит, пробует, как губка. Ну и говорит мне: "Скоро я буду как они". И он этого добился. Нужно отдать ему должное.
Не то чтобы мы вписывали его в какие-то рамки или пытались внушить, что именно нужно делать. Скорее, вручили карту и задали направление. Игрок сам должен решать, каким путем идти, каким советом воспользоваться. Тренер похож на родителя. Иногда стоит позволить ребенку пару раз дотронуться до печки, чтобы он, наконец, усвоил, что она горячая. Честно говоря, возможности, открывающиеся перед Кузнецовым, не могут меня не радовать.