ТЕПЕРЬ ПОНИМАЮ, КАК ТРУДНО ВЫИГРАТЬ КУБОК СТЭНЛИ
- Свою фамилию в списке потенциальных олимпиоников ожидали увидеть?
- Скорее не ожидал, а надеялся. И очень обрадовался этому. Значит, не зря работал в течение всего прошедшего сезона и проливал пот на тренировках. Теперь четко понимаю свою задачу на сезон предстоящий: надо работать так, чтобы получить постоянное место в составе "Вашингтона", а еще лучше - стать первым номером. И тогда у меня будут все шансы попасть из расширенного списка в более узкий (смеется).
- Вообще, сборная для вас - это что?
- Смысл всей моей хоккейной жизни, и это не громкие слова. Я играл за различные юниорские и молодежные сборные и до сих пор прекрасно помню свои чувства и ощущения, когда впервые надел майку с российским гербом. Это совершенно непередаваемо, восхитительно и гордо. Жаль только, что ни с одной из сборных мне так и не удалось подняться на самую вершину и стать чемпионом мира. Это и является одной из моих целей, для этого буду работать без всякой прохладцы.
- Олимпийские игры, Кубок Стэнли, чемпионат мира... В каком порядке расставлены ваши личные приоритеты?
- Именно в таком, какой вы указали. Участие в Олимпиаде, где собираются самые сильнейшие без всяких оговорок хоккеисты, - уже определенное и весьма немалое достижение. Победа на Олимпиаде - это главная победа, которая только может быть в жизни. На втором месте, конечно же, Кубок Стэнли. В этом сезоне "Вашингтон" с моим скромным участием играл в двух этапах плей-офф. Скажу честно: такой эмоциональной напряженности, таких нервов я в своей жизни еще не встречал. И теперь могу со всей ответственностью заявить, что тем ребятам, что проходят три этапа и играют в финале, памятник при жизни нужно ставить. А уж тем, кто этот кубок завоевывает... Возможно, между Кубком Стэнли и чемпионатом мира следует поставить еще Кубок мира, но, к сожалению, этот турнир не имеет четкого расписания. Если бы он проводился на постоянной основе, то мог бы занять весьма важное место в мировом хоккейном календаре.
- Зато у европейских хоккеистов, даже из числа тех, кто играет в НХЛ, чемпионат мира в почете...
- Я бы не сказал, что у канадцев или американцев этот турнир не в почете. С патриотизмом в Северной Америке все в порядке, и защищать цвета национальной команды все почитают за большое доверие. Тут просто нужно понять менталитет любого профессионала НХЛ. Пока идет регулярный чемпионат или твоя команда играет в плей-офф, все мысли только о Кубке Стэнли. И ни о чем другом. А вот если твой клуб не попадает в плей-офф или вылетает в первом раунде, то у хоккеистов словно какой-то тумблер в голове переключается и все внимание переносится на чемпионат мира. Тем более что и сил еще достаточно - все ж готовятся с расчетом играть до лета. Сюда можно добавить и психологию спортсменов. После поражения в одном чемпионате очень хочется отыграться в другом - а тут тебе как раз чемпионат мира. Так что желающих играть на главном турнире ИИХФ в НХЛ немало, и всем есть что доказывать.
ЗОВУТ В СБОРНУЮ - БЕГИ, КУДА ВЕЛЕЛИ!
- Для российских болельщиков главное, что таких немало и среди наших соотечественников. И в кошмарном прошлом остались бесчисленные отказы наших энхаэловцев от участия в чемпионатах мира. Надеюсь, такого отказа мы никогда не услышим от вас?
- Что вы! Я, да и все ребята моего поколения так воспитаны, что если в сборную позвали - хватай, что рядом лежит, и беги, куда велели и где ждут. Что же касается тех, что постарше... Я думаю так: если человек нужен своей стране, если команду после чемпионата мира так встречают в аэропорту, а ребят принимает и награждает президент - в такую команду желающих всегда будет больше, чем в наличии вакантных мест. И рубиться, чтобы в нее попасть, особенно на Олимпиаду, мы все будем не на жизнь, а на смерть.
- А после таких встреч, скажем, Илья Ковальчук заявляет, что приедет на Олимпиаду в Сочи в любом случае. Даже если НХЛ примет решение в Играх не участвовать. И в фантазиях болельщиков сразу же стали зарождаться душераздирающие картины, как Ковальчук под покровом ночи сбегает из Атланты в Адлер. А лично вы готовы поддержать такой патриотичный почин форварда "Трэшерз"?
- Поскольку вопрос ваш несет провокационный подтекст, а российскую спортивную прессу в НХЛ мониторят исправно, то отвечу на него следующим образом. Я, конечно, еще очень мало играю за океаном, но один вывод для себя сделал: и на Олимпиаде-2014 в Сочи, и на всех последующих зимних играх, где бы они не проводились, НХЛ участвовать будет. В руководстве лиги сидят весьма неглупые люди, которые прекрасно понимают, что значит Олимпиада и для имиджа НХЛ, и для каждого хоккеиста. Так что все переживания наших болельщиков по этому вопросу, полагаю, беспочвенны.
САМАРСКИЙ ХОККЕЙ НА ГРАНИ ГИБЕЛИ
- От дел заокеанских перейдем к российским. Появлялась информация о том, что ярославский "Локомотив" сделал вам предложение. Вы уже выступили с опровержением, но откуда у этой информации "выросли ноги", не подозреваете?
- Ни малейшего представления. С "Локомотивом" и его руководством у меня сохранились хорошие отношения. Уходил я из команды по взаимной договоренности, без всяких претензий, расставались мы очень тепло. Думаю, тут нечто совсем иное...
- Нечто вроде тонкого намека кому-то за океаном, кто задумал переманить кого-то из действующих игроков "Локомотива"?
- Не исключаю нечто подобное, но, обратите внимание, эту версию предложил не я.
- Дома-то, в Самаре, почувствовали себя заокеанской суперзвездой?
- Если бы! Дома оказалось все настолько плохо, что подчас плакать хотелось...
- Семейные проблемы?
- Нет, в этом вопросе все в порядке. Непорядок, и очень большой, творится вокруг клуба, который дал мне путевку в хоккейную жизнь. За те две недели, что я провел в Самаре, в родительском доме, разговоры у нас велись исключительно о бедственном положении самарского хоккея. Отец у меня работает в областной федерации хоккея и ведет настоящую борьбу за сохранение клуба со всей его инфраструктурой.
- Неужели в ЦСК ВВС все так плохо?
- Даже еще хуже, чем вы думаете. По большому счету от клуба мало что осталось. Военно-воздушные силы по новым директивам Министерства обороны имеют право разве что поддерживать дворец спорта да автотранспорт выделять. Средств, выделенных местными властями, едва хватит на покрытие прошлогодних долгов. Команда и без того все последние годы не существовала, а скорее выживала, но теперь, похоже, и этому приходит конец.
В детстве у меня была большая мечта: завоевать и привезти в родной город Кубок Стэнли. А теперь я понимаю, что мечте этой не суждено сбыться - и не по моей вине. Даже если фортуна мне улыбнется и с "Вашингтоном" мы завоюем кубок, то выставлять его в местном ледовом дворце, где я делал свои первые шаги на льду, не разрешит служба безопасности НХЛ. И правильно сделает, что не разрешит - его сейчас и дворцом-то назвать нельзя. Того гляди, что-нибудь где-нибудь рухнет. Здание ведь сколько уж десятилетий без серьезного ремонта живет.
- Видимо, Самарская область считается нехоккейным регионом.
- А "Лада" у нас, извините, на другом краю глобуса? Так ведь она тем же путем идет, повторяя судьбу ЦСК ВВС. Уверенно так идет. На мой взгляд, Россия - это, как и Канада, такая страна, в которой все регионы хоккейные. Какие-то явно, а какие-то потенциально - если этим хоккеем хоть немного, но заниматься. А если не заниматься, то и становится регион нехоккейным.
Вот убери, скажем, из Ярославля "Локомотив" и "Арену-2000" - и через год это тоже будет нехоккейный регион. А с другой стороны, возьми "Ак Барс" и "Татнефть-арену" и перевези их куда угодно, в любой нехоккейный район - хоть в Дагестан, хоть в Калмыкию, - и в любой республике будет хоккейный бум: в клубную ДЮСШ будет конкурс, как в МГУ, и все будут сходить с ума по своей команде.
- Вот только виновных в безвременной смерти ЦСК ВВС вряд ли кто будет искать...
- Правильно говорит мой отец: не нужно искать виновных, нужно спасать то, что еще можно спасти. У нас за все, что происходит в регионе, ответственность несет губернатор, правильно? Но получается, что в Самаре директор хоккейного клуба в одиночку бьется как рыба об лед. Говорят, был у клуба попечительский совет во главе с председателем губернской Думы Виктором Сазоновым. Опять же со слов отца, для самарского хоккея он был человеком-невидимкой, во дворец на игры ЦСК ВВС не заглядывал, да и нынешнее чудовищное положение клуба, создается впечатление, не особенно-то его волнует.
Понимаете, когда я был совсем маленьким и ЦСК ВВС играл в суперлиге, в городе был настоящий хоккейный бум. Сколько детей занималось хоккеем на всех уровнях, сколько было спасено хоккеем от подворотен - подсчитать, наверное, невозможно. А потом положение в ЦСК ВВС становилось все хуже, болельщиков - все меньше, примера для мальчишек не стало. Хорошо, что есть еще футбольные "Крылья Советов", но ведь хоккей - это по-настоящему наша игра. Бросать на произвол судьбы хоккейный клуб - значит, бросать целое растущее поколение. Отправляя его за водкой и к наркоманам.