24 мая 2010, 03:45

Владимир Крутов стал 30-м россиянином в Зале славы ИИХФ

Вчера в Зал славы ИИХФ были введены шесть новых членов.

Юрий ГОЛЫШАК
из Кельна

С Владимиром Крутовым я столкнулся на самом пороге кельнской гостиницы "Maritim". Легендарный нападающий советского хоккея был задумчив и чуть испуган, расписываясь в блокнотах собирателей автографов. Говорил почти шепотом.

- Давайте поговорим? - подошел я к легенде.

Крутов охотно повернулся, но тут же был увлечен другими членами Зала славы ИИХФ в сторону: "Володя, после. Нас ждут". Крутов послушно повернулся в другую сторону - пока вместо него в почетный список не занесли кого-то другого.

На экране мелькали знаменитые имена - Курри, Балдерис, Гретцки, Ларионов, Глинка… Ведущий устало улыбался сидящим в первых рядах Крутову и знаменитому вратарю Артуру Ирбе. Дошла очередь до кадров и с их участием. Дамы в бриллиантах снисходительно аплодировали.

Я, не вполне разобрав, о чем толкует с трибуны господин Фазель, президент ИИХФ, тоже принялся хлопать. Как оказалось - невпопад. Однажды так в аэропорту Лос-Анджелеса Сергей Юран с Сергеем Горлуковичем угодили на выступление мэра. Горлукович продрался сквозь ряды - и принялся посреди речи неистово аплодировать. Мэр замер и выпучил глаза.

Приблизительно так выступил и я.

У кого-то в зале зазвонил телефон - собравшиеся посмотрели осуждающе. И немедленно выключили свои. Так проколоться мог каждый.

На сцену поднялся плечистый немец Дитер Хеген. Мне показалось, этот парень вполне мог бы пригодиться и нынешней сборной Германии. Хеген под вспышки фотоаппаратов натянул немецкий свитер с 23-м номером - тот едва не расползся по швам. Что-то организаторы не рассчитали.

На сцену вышел Артур Ирбе. Помню-помню, подумал я, как Артур бегал от меня на чемпионате мира-2006 в Риге. Тогда то ли из-за травмы, то ли еще из-за чего Ирбе в сборную не взяли. Опечалился Артур настолько, что не отвечал на телефонные звонки. Видя репортеров с аккредитациями на шеях, переходил на другую сторону улицы. В своих отказах от интервью был отрывист и сух. Наконец мы встретились.

Ирбе протянули майку сборной Латвии с первым номером - на сей раз обнова оказалась мешковата. Но все равно, посмотреть на Артура приятно - тренер вратарей "Вашингтон Кэпиталз" никак не выглядел на свой 1967-й год рождения. Ирбе ловко забрался на трибунку - и сказал что-то такое, что зал хохотнул. Возможно, поздравил ИИХФ с отличным выбором. На его месте я поступил бы именно так.

Говорил Ирбе так долго, что в зале начали переглядываться. Кто-то рассмеялся - и Артур немедленно поблагодарил собравшихся за терпение. Через четверть часа физически утомился стоять с памятной доской на сцене даже Фазель. Нервно переминался с ноги на ногу - Артур и не думал заканчивать. Никто его не осуждал - Ирбе летел через океан много часов. И все это время наверняка готовил речь.

Благодарил знаменитый вратарь такое количество людей, что, казалось, вот-вот дойдет и до меня. Отвесив поклон за то, что я так и не угнался за ним в Риге.

Я понял: вратари, старея, становятся словоохотливыми. Владимир Крутов, выйдя на сцену следом, сыграл на контрасте - не сказал ни слова вовсе. В зале пожали плечами.

Из надетой на Крутова майки сборной России игриво выпорхнул забытый организаторами ценник - и подскочивший господин Фазель заправил его лично. Приподнявшись на цыпочки.

Следующий лауреат вызвал настоящее оживление - появилась на сцене очаровательная финка в коротенькой юбочке. Я завидовал сидевшим в первом ряду - им было видно чуть больше, чем остальным. Я раскрыл программку и постарался выучить ее фамилию - получилось так: "Ниеминен-Вялиля". Как занятно. Очаровательно краснея и запинаясь, Рикка сообщила залу, как счастлива. И спорхнула в зал. Хоть ее готовы были созерцать еще дольше, чем латвийского вратаря.

Вместо умершего шведа Рикарда Фагерлунда появилась перед камерами его дочь Хелена, рослая дама, но после финской хоккеистки смотрели на нее устало. Та, прежняя, была уж очень хороша.

Американского тренера Лу Вайро, казалось, ждали все. Многие знали его лучше, чем я, - предчувствовали спектакль. Говорил Лу еще дольше, чем Ирбе, пошел на рекорд - и Артур начал ерзать на стуле. Заметно волновался. Старина Лу при этом умудрялся гримасничать и говорить такое, что зал взрывался от хохота. Смеялись все - кроме меня и Крутова, не понявшего ни слова.

Приготовленный приз Фазель не желал выпускать из рук. Вайро тянул на себя, Фазель в обратную сторону. Трудно осуждать - приз того стоил, чтоб побиться. Уступив в схватке, Фазель обиженно шевелил усами.

А Вайро, насладившись аплодисментами, развернулся - и пошел снова к трибуне. О чем-то недоговорил. К счастью организаторов, пробыл недолго - на сей раз ограничился парой восклицаний и одной гримасой. Все были счастливы.

Я подошел к Владимиру Крутову, выпутывавшемуся из майки с ярлыком. Кажется, лауреат собирался ее сдать назад в ИИХФ.

- О чем вспоминается в такие моменты - стоя на сцене?

- Уф… Что же мне вспомнилось-то… Вот Ирбе рассказал, кажется, про всю свою карьеру. А мне, значит, надо было пересказать свои тридцать лет в хоккее? Два дня понадобится! Но сегодня буду вспоминать Олимпийские игры, чемпионаты мира. Особенные моменты. Все это живо в памяти. Красивые голы - сегодня один из них показали на большом экране.

- Что за гол?

- Отлично его помню - Кубок Канады 1981 года. Хороший гол.

- Согласен с вами.

- В хоккее тяжелая жизнь. Но очень красивый вид спорта. Мужской. Хоть женщины тоже играют, - оглянулся Крутов на ту самую финку.

- Да какие красивые женщины.

- Да, - отчего-то с печалью согласился Крутов. - Красивые.

Опомнившись, свернул с рискованной темы на нейтральную:

- Приятно, когда нас не забывают на международном уровне. Еще приятнее было бы, если б не забывали в России.

- Вы были любимым хоккеистом Тарасова. Он сегодня был бы счастлив видеть вас на этой сцене.

- У него не было любимцев - Анатолий Владимирович уважал игроков, которые не щадили себя. Кто мог спасти команду, получив травму.

- Ваши партнеры давно в этом Зале славы. Только вы припозднились.

- Да, но я знал, что тоже здесь окажусь. Где уже есть и Фетисов, и Макаров, и Касатонов. Моя очередь должна была настать.

- Почему не сказали ни слова? Постеснялись?

- С моим-то английским лучше даже не брать микрофон…

РОССИЯНЕ В ЗАЛЕ СЛАВЫ ИИХФ


Год рождения

Год введения в Зал славы

Всеволод БОБРОВ

1922

1997

Александр РАГУЛИН

1941

1997

Андрей СТАРОВОЙТОВ

1915

1997

Анатолий ТАРАСОВ

1918

1997

Владислав ТРЕТЬЯК

1952

1997

Валерий ВАСИЛЬЕВ

1949

1998

Виктор ТИХОНОВ

1930

1998

Анатолий ФИРСОВ

1941

1998

Валерий ХАРЛАМОВ

1948

1998

Борис МАЙОРОВ

1938

1999

Александр МАЛЬЦЕВ

1949

1999

Аркадий ЧЕРНЫШЕВ

1914

1999

Борис МИХАЙЛОВ

1944

2000

Сергей МАКАРОВ

1958

2001

Владимир ЮРЗИНОВ

1940

2002

Александр ЯКУШЕВ

1947

2003

Виталий ДАВЫДОВ

1939

2004

Юрий КАРАНДИН

1937

2004

Николай СОЛОГУБОВ

1924

2004

Виктор КУЗЬКИН

1940

2005

Вячеслав ФЕТИСОВ

1958

2005

Владимир ПЕТРОВ

1947

2006

Вениамин АЛЕКСАНДРОВ

1937

2007

Игорь ДМИТРИЕВ

1941

2007

Виктор КОНОВАЛЕНКО

1938

2007

Константин ЛОКТЕВ

1933

2007

Вячеслав СТАРШИНОВ

1940

2007

Игорь ЛАРИОНОВ

1960

2008

Алексей КАСАТОНОВ

1959

2009

Владимир КРУТОВ

1960

2010