Кубок мира. Статьи

30 сентября 2016, 10:30

Александр Якушев: "Канада играет в советский хоккей. Кросби напоминает Ларионова"

Игорь Рабинер
Обозреватель
Лучший бомбардир Суперсерии-1972 в составе сборной СССР дал обозревателю "СЭ" эксклюзивное интервью о Кубке мира-2016.

Игорь РАБИНЕР
из Торонто

2 января Александру Якушеву исполнится 70, а выглядит он – дай бог ему здоровья! – как звездный голливудский киноактер. И на лед еще, между прочим, выходит. И книгу недавно выпустил – в начале сентября на ежегодной книжной выставке-ярмарке на ВДНХ они с другой хоккейной легендой, Борисом Михайловым, представляли свои автобиографии при немалом стечении публики.

А кому, собственно, еще ее выпускать, если не лучшему бомбардиру Суперсерии-1972 в составе сборной СССР (7+4), о которой днями Уэйн Гретцки сказал, что в той сборной Канады он мечтал бы сыграть? Перечисляя на той же пресс-конференции наших хоккеистов, оказавших наибольшее влияние на развитие мирового хоккея, Гретцки назвал пятерых, и среди них – Якушева.

В Торонто интеллигентнейший Александр Сергеевич (хоть Пушкиным российского хоккея его при таких славе и имени-отчестве называй!) прилетел вместе с Павлом Буре, Алексеем Касатоновым и Игорем Ларионовым. Провели переговоры с комиссионером НХЛ Гэри Бэттменом, его заместителем Биллом Дэйли и президентом ИИХФ Рене Фазелем о расширении Лиги Легенд на Северную Америку. Пообщались с руководством Зала хоккейной славы о передаче опыта российскому аналогу. Приняли их везде, по словам Якушева, с должным уважением. Еще бы!

С таким же вниманием мы должны прислушиваться к хоккейным оценкам Якушева. По итогам Кубка мира-2016 они оказались бескомпромиссными и, на на мой взгляд, предельно объективными. Беседовали мы с великим спартаковцем почти сразу же после общения наших знаменитых ветеранов с Бэттменом.

Евгений КУЗНЕЦОВ и Владимир ТАРАСЕНКО. Фото REUTERS
Евгений КУЗНЕЦОВ и Владимир ТАРАСЕНКО. Фото REUTERS

ДЛЯ МЕНЯ ИТОГИ КУБКА МИРА ДЛЯ СБОРНОЙ РОССИИ – НЕГАТИВНЫЕ

– Для вас итоги выступления сборной России на Кубке мира – позитивные, нейтральные или негативные? – спрашиваю Якушева.

– Наверное, все-таки негативные. Несмотря на то, что вышли в полуфинал, любители хоккея ждали большего. И главное даже не в том, что не прошли дальше, а в том, что не показали игру. Ту игру, на которую надеялись наши болельщики.

Если брать основные показатели, то они удручающие. Взять хотя бы большинство. Мало того, что ни разу не забили, так если вспомнить численное преимущество против канадцев, то за две минуты мы ничего не смогли создать, а на наши ворота два раза выкатывались фактически "один в ноль".

Еще – наши лидеры не сыграли в свой хоккей, которого от них ждали. Это тоже негативный момент, который очень серьезно сказывается на общем результате. Если в любой команде лидеры не играют, все очень печально заканчивается.

– Сборная СССР ваших и более поздних времен играла в доминирующий хоккей, построенный на контроле шайбы. Нынешняя полагается на вратаря и контратаки. Согласны, что отличия разительны?

– Да, советская школа хоккея всегда отталкивалась от атаки. Мы практически никогда не играли от обороны. Но в последнее время, уже начиная с юношеских сборных, на чемпионатах мира наша команда нередко действует именно так. Это не присуще нашему хоккейному менталитету, традициям советского хоккея.

– И Канада, и Северная Америка значительно нас перебросали.

– Канадцы – надо сказать, молодцы. Глядишь на их игру – и понимаешь, что они играют не просто в европейский, а в советский хоккей. В зону крайне редко входят, просто вбрасывая туда шайбу. Я посмотрел – проходят среднюю зону и спокойно входят в чужую через пас. Располагаются и начинают розыгрыш. А мы в полуфинале с канадцами, получив большинство, даже в зону войти не могли. Просто в зону! Никак. На синей линии все прерывалось.

– Что бы сделал за такое Анатолий Тарасов?

– Об этом умолчу (улыбается).

На Кубке мира-2016 Александр ОВЕЧКИН и Сидни КРОСБИ оставят о себе диаметрально противоположные воспоминания. Фото REUTERS
На Кубке мира-2016 Александр ОВЕЧКИН и Сидни КРОСБИ оставят о себе диаметрально противоположные воспоминания. Фото REUTERS

КРОСБИ – ЛИДЕР, ОВЕЧКИН – СНАЙПЕР

– Продолжая вашу аналогию, рискну высказать свое наблюдение: Сидни Кросби по стилю игры – абсолютно советский центрфорвард. Согласитесь?

– Да. По манере игры он – европейский хоккеист. И напоминает мне Игоря Ларионова.

– Можно считать его безоговорочно лучшим на сегодня хоккеистом мира?

– За него говорит результат. Он забивает все решающие голы. В полуфинале с нашей сборной первый гол Кросби забил сам, второй и третий – с его передач. С его помощью в игру был внесен перелом. Можно вспомнить и его голы в финалах Олимпиад в Ванкувере и Сочи. Он безусловный лидер и сборной Канады, и "Пингвинз".

– У Кросби есть способность именно в главных матчах показывать свой лучший хоккей, поднимать свой уровень в самые нужные моменты.

– А это и есть признак высочайшего мастерства игрока. Лидером можно называть именно того, кто в самые ответственные моменты своими забитыми шайбами и передачами решает исход игры.

– Почему Александру Овечкину этого не хватает?

– Овечкин – игрок немножко другого плана. Он все-таки зависимый хоккеист. Ему надо, чтобы партнеры снабжали его шайбами в правильное время и в правильных точках. У него другая манера игры, он типичный снайпер.

– При этом на Кубке мира у него всего шесть бросков.

– Мало, мало. И у Евгения Малкина, кстати, тоже шесть за четыре игры. Это подтверждение слов, что, когда не играют лидеры, результата ждать очень сложно.

Евгений МАЛКИН. Фото AFP
Евгений МАЛКИН. Фото AFP

НАША ТРЕНЕРСКАЯ ШКОЛА ОТСТАЛА ОТ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ

– По-вашему, когда Овечкин и Малкин при третьем тренере невразумительно выглядят на третьем турнире с участием всех сильнейших, чья это вина – самих хоккеистов или тренеров, которые не знают, как их использовать?

– Играя в НХЛ, ребята показывают хорошие и стабильные результаты. Поэтому вопросы, думаю, больше к тренерскому составу. Не думаю, что ребята не хотели играть. Может быть, просто не были готовы к этому турниру в спортивном плане из-за того, что сезон в НХЛ еще не начался. Тот же Малкин в июне выиграл Кубок Стэнли, а сейчас ему уже надо было заново набрать форму к Кубку мира.

– Но вот Кросби, одноклубник Малкина, наоборот, сказал, что короткое лето помогло ему не растерять кондиции и лучше подготовиться к Кубку мира.

– Может быть, Женя где-то ошибся в подготовке. Но не считаю, что у него не было желания играть так, как он делает это в "Питтсбурге".

– Говоря о проблемах в игре лидеров, вы делаете акцент на тренерской работе. То есть готовы признать, что наша тренерская школа сегодня отстает от североамериканской?

– В целом да. Именно этот фактор влияет на то, что происходит. Думаю, что методика тренировочного процесса в мировом хоккее несколько ушла вперед по сравнению с нашей. Эта "вилка" мешает тому, чтобы хоккеисты показывали достойную игру.

– Что нужно? Организовывать семинары, вывозить наших специалистов на стражировки в клубы НХЛ?

– Семинары сейчас проходят – в Европе, в мире. Другое дело, что наших специалистов туда очень трудно затащить. Может, это связано с тем, что они не знают иностранных языков. Но надо быть в курсе всех новинок, которые происходят в тренировочном процессе, тактической мысли.

Олег ЗНАРОК. Фото REUTERS
Олег ЗНАРОК. Фото REUTERS

ЗА ТО, ЧТО СЫГРАЛИ В ПОЛУФИНАЛЕ, СПАСИБО БОБРОВСКОМУ

– Можно ли вообще сказать, что нам с выходом в полуфинал повезло, и благодарить за это надо вратаря?

– По игре, которую показала наша сборная, по объективным показателям – да. За то, что сыграли в полуфинале, спасибо Бобровскому.

– Его еще рано сравнивать с Владиславом Третьяком?

– У Владислава Александровича титулов больше (улыбается). Но игра, которую показывает Бобровский, – очень достойная.

– Тащил он сборную и во всех трех матчах с североамериканскими командами, включая выставочный в Питтсбурге. А когда вы в 1972-м ехали на первую свою Суперсерию со звездами НХЛ, какие были эмоции?

– Меня всегда спрашивают, было ли нам страшно, когда ехали на Суперсерию. Страха точно не было! Конечно, перед первой игрой определенное волнение было. Потому что играли с ними первый раз, и о противнике почти ничего не знали: информации-то не было.

Но тогда система подготовки была совсем другой. Мы рано ее начинали, готовились в целом к сезону, а не к конкретному турниру. Начало было 1 июня, закладывали фундамент. Месяц была только "земля", лишь с 1 августа на лед выходили. База физическая была очень солидная, и это было нашим козырем. На этом фундаменте и технические элементы выполнялись легче.

Сейчас наши ребята готовятся так же, как канадские и американские энхаэловцы. И мы видим, что канадские ребята превосходят нас и в "физике", и в габаритах. Они мощнее – и сразу перекрывают какие-то наши технические элементы, которыми мы могли бы козырнуть. Сразу "накрывают", и этому очень трудно противодействовать.

– Тем не менее можно ли говорить, что игра нашего нового поколения дает надежду, что у сборной России есть будущее? По два гола на Кубке мира забили 24-летние Кузнецов и Тарасенко и 23-летний Кучеров, причем каждый из этих голов был очень важным.

– Да, молодые ребята показали неплохую игру, и тут прослеживаются определенные надежды на следующую Олимпиаду и другие предстоящие турниры. Но все-таки нам надо подумать и что-то изменить в подготовке и в тренировочном процессе. Не случайно мы уже на протяжении стольких крупнейших турниров ничего не выигрываем. Последний наш настоящий успех был в 1981 году, когда победили на Кубке Канады, и это была еще советская система. 35 лет с тех пор прошло!

– Кого-то из наших игроков можете отметить?

– Высоко над всеми стоит Бобровский. И молодые сыграли на хорошем уровне – хотя не могу сказать, что выдающемся. Кузнецов – такой же по-спортивному дерзкий, каким был еще в молодежке. Самодостаточный игрок, в хорошем смысле наглый. Здорово, что после некоторого затишья в последние сезоны он вновь заиграл, теперь на уровне НХЛ.

Александр ОВЕЧКИН. Фото AFP
Александр ОВЕЧКИН. Фото AFP

ОПЫТ КИНЭНА ПРИГОДИЛСЯ БЫ. В РОЛИ СОВЕТНИКА

– Я разговаривал с Майком Кинэном, и он сказал, что был бы готов помочь сборной России, в том числе и на этом Кубке мира, – но его никто не звал. По-вашему, нужно было это сделать?

– Здесь все зависит от решения главного тренера. От того, как бы он видел взаимодействие с Кинэном. Если приглашения не произошло – значит, наверное, Олег Валерьевич посчитал это ненужным и решил, что справится сам. Но опыт Кинэна в энхаэловском хоккее, наверное, пригодился бы. Не в тренировочном процессе, а советником. Этот вариант был бы приемлемый.

– А правильно ли вообще отдавать все на откуп главному тренеру, фигуре изначально авторитарной? Может, лучше было бы назначить генерального менеджера, и чтобы он формировал весь тренерский штаб? У канадцев вон – пять тренеров клубов НХЛ.

– У нас все идет от видения главного тренера. Если тебя назначили на этот пост, ты решаешь, кто будет тебе помогать. В общем-то это нормально, когда он выдвигает определенные условия – что ему надо и не надо. Потому что он отвечает за результат. И если бы тот же Знарок захотел видеть Кинэна в штабе, это наверняка было бы сделано.

– По-вашему, Знарок после Кубка мира заслуживает того, чтобы продолжать работу со сборной?

– Если суммировать две его победы в Кубке Гагарина с "Динамо", золото чемпионата мира в Минске и пусть даже полуфинал Кубка мира, – послужной список достаточно весом. На сегодняшний день – да, он заслуживает того, чтобы остаться. Знарок – мужик неглупый, думаю, он сделает правильные выводы из неудач и что-то изменит.

Владислав НАМЕСТНИКОВ. Фото AFP
Владислав НАМЕСТНИКОВ. Фото AFP

ЖАЛКО, ЧТО МОЛОДЕЖКА СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ НЕ ПРОШЛА ДАЛЬШЕ

– Имели ли, по-вашему, право на существование две гибридные команды – Европа и Северная Америка? И какое впечатление они на вас произвели?

– Как показал этот турнир, руководство НХЛ сделало очень мудрый шаг, сформировав две эти команды. Тем самым они задействовали на Кубке мира всех сильнейших энхаэловцев! В сборной Европы – все сильнейшие игроки своих стран, только игроки НХЛ, и это придает определенный уровень турниру. Не случайно она вышла в финал, хотя, конечно, от нее никто такого результата не ждал. Ведь там нет ни сыгранности – ничего!

И тренер последние годы работал президентом футбольного клуба в Англии. Казалось бы, приедут туристы, сыграют три матча и приедут обратно. А оно видите как получилось. Мое главное объяснение – высокий профессиональный уровень Ральфа Крюгера. Работая со сборной Швейцарии, он вывел ее в элиту мирового хоккея и многого с ней добился. Ту же Канаду в Турине 2:0 обыграли. Надо отдать Крюгеру должное.

Ну а молодежка сыграла просто здорово! Когда они были на льду, это были самые впечатляющие, запоминающиеся матчи. Как они начинали первые периоды, когда силенок у них было еще прилично. Такого темпа я давно не видел (улыбается). Со времен Советского Союза. Они просто мяли всех! А как против нас вышли? Даже жалко, что они дальше не прошли.

– На что, по-вашему, мы можем рассчитывать на Олимпиаде в Пхенчхане при условии, что игрокам НХЛ разрешат в ней участвовать?

– Только надеяться. Потому что у канадцев в этом случае команда наверняка будет не слабее, чем сейчас. Американцы сделают выводы из провала на Кубке мира, которого не ожидали ни они сами, ни кто-либо другой. Все будет непросто. Весь вопрос в том, что сможем ли мы сделать выводы и найти причины неудач на всех последних крупных турнирах.