Чемпионат мира. Новости

20 мая 2008, 03:44

Вячеслав Быков: "Слезы подкатывают до сих пор"

Это было самое длинное и, пожалуй, самое искреннее интервью, которое наш тренер-чемпион дал за все время пребывания сборной России в Квебеке. В плотном кольце обалдевших от счастья журналистов-соотечественников Вячеслав Быков, разом расслабившийся, даже не пытался вытереть совершенно мокрое лицо. И со стороны было не разобрать, мокрое ли оно от духоты, от шампанского или от слез. Видимо, от всего понемногу.

ЗОЛОТЫЕ ПАРТИЗАНЫ

     - После полуфинала вы рассказывали об SMS-ке, которую прислал начальник ЦСКА Сергей Кущенко, сравнивший ваш турнирный путь с восхождением на Эверест. Было ли у этой переписки продолжение после финала?

     - Было, причем сразу же. Кущенко написал: "Добраться бы до леса, а там мы всех..." В ответ я сразу же написал: "С партизанами еще никто не справлялся".

     - Чувствовать себя партизанами вы имеете все основания. Чужая территория, дефицит 2:4 в третьем периоде, но пара наскоков - и канадский поезд летит под откос.

     - В такие моменты, как в начале третьего периода, нужно просто верить. Я благодарен ребятам за то, что они верили. Верили в нас, верили в партнеров, в свои силы, в то, что мы все вместе делали. И своим подвигом доказали самим себе, что если ты стремишься к чему-то, веришь в это, то в хоккее возможно все. Даже отыграть в финале у Канады на ее поле две шайбы в третьем периоде.

     - От кого еще успели принять поздравления?

     - Звонил Дмитрий Анатольевич Медведев, звонил Владимир Владимирович Путин. Поздравляли с хорошей игрой. С тем, что ее смотрела вся страна, которая теперь нами гордится.

     - Игроки произнесли много теплых слов и в ваш адрес, и в адрес вашего помощника Игоря Захаркина. А что вы скажете об этой команде?

     - Мы горды и счастливы за ребят, ведь они смогли продемонстрировать свои лучшие качества. Почувствовать вкус победы было важно для них самих, поскольку команда у нас такая же молодая, как и у канадцев. За исключением Сергея Федорова, выигравшего в хоккее все, остальные до сегодняшнего дня ничего большого в своей жизни выиграть не успели. Надеюсь, что они эту атмосферу как следует в себя впитают и что теперь в мировом хоккее наступит их эпоха.

     - Что чувствовали в тот момент, когда игроки подбрасывали вас в воздух?

     - Вообще-то я с самого начала был против того, чтобы нас качали. Когда ребята подошли в первый раз, я увернулся (смеется). Качать кого-то одного, считаю, неправильно. Каждый игрок, каждый помощник, каждый массажист - все они вложили в эту победу свою лепту. И качать нужно было каждого. Вот только времени не напасешься всех перекачать.

     - Так кто же вас в итоге уговорил?

     - Да там уж особо и не уговаривали. (С улыбкой.) Я ведь легкий.

     - На телеэкранах были хорошо видны слезы на лице Ковальчука. Но со стороны показалось, что и вы растрогались не меньше.

     - Не без этого. А за Илью приятно. Все увидели, что какие бы деньги эти игроки ни получали, каких бы высот ни достигали, это не мешает им выплескивать эмоции от побед за свою страну. Это очень здорово! Такие эмоции не надо держать в себе, их не надо стыдиться. Даже мужчин слезы иногда украшают.

     - А у вас самого слезы не наворачивались?

     - Они и сейчас подкатывают.

     - Как будете отдыхать, уже решили?

     - Пока точно не знаю. Хочется посмотреть Euro, окунуться в эту атмосферу. Кстати, мы совсем недавно были на поляне в Инсбруке, где нашей сборной предстоит играть. Может, передадим тем самым нашим футболистам небольшой заряд энергии, какой-то дополнительный.

УДАЛЕНИЯ БЫЛИ ПО ДЕЛУ

     - Из десяти российских минут штрафа в первом периоде сколько, по-вашему, были выписаны по делу?

     - Думаю, по делу были все десять. Просто некоторые удаления, которые точно так же по делу должны были быть у канадцев, арбитры не фиксировали. Например, прямо перед тем, как Канада забила второй гол, был очевидный снос Сушинского, за который игрока соперников (Эрика Стаала. - Прим. П.С.) следовало удалять. Но хоккея без ошибок не бывает, и говорить о том, что наши игроки были правы абсолютно во всем, невозможно.

     - Какие эмоции испытали в тот момент, когда в первом периоде за опасную игру высоко поднятой клюшкой удалился на 4 минуты Прошкин и сборная осталась втроем?

     - Знаете, тут важно не поддаться эмоциям. Чтобы и я, и Игорь контролировали ситуацию, не сваливаясь на ненужную нервотрепку. Чтобы, если мы предъявляем какие-то претензии арбитрам, делали это, контролируя собственные эмоции. То есть создать на них определенное давление, но не перехлестнуть.

     Защищаться втроем дико сложно. Здесь нужно не только правильное расположение, но и, если хотите, спортивный героизм. Вдвойне тяжело было и потому, что на скамейке штрафников находился Сережа Федоров - один из наших лидеров, который в такой ситуации обязательно был бы на льду. Помогла, конечно же, и игра Жени Набокова.

     - Вам не показалось, что Нэш наткнулся на клюшку Прошкина преднамеренно?

     - Не думаю, что такой мастер, как Нэш, стал бы делать это сознательно. У канадцев было достаточно возможностей поискать другие моменты, чтобы заставить наших игроков сфолить. С другой стороны, за нас, возможно, сработал фактор некоторого расслабления соперника. Когда получаешь большинство на четыре минуты - это, бывает, расхолаживает. Наши же ребята отыграли этот отрезок предельно собранными.

     - Можете вспомнить, о чем говорили в раздевалке в первом перерыве при счете 3:1 в пользу Канады?

     - Мы и в установке на игру просили ребят сыграть так, чтобы не давать канадцам набирать скорость. После красной линии канадцы чувствуют себя очень уверенно, поскольку располагают мобильными, мощными и очень индивидуально сильными нападающими. Нужно было подлезать под них как можно ближе, чтобы не давать разгоняться. В каких-то моментах поначалу у нас это получалось, в каких-то - нет, а где-то и судьи дрогнули. Но своего первоначального плана мы все равно старались держаться.

КАНАДА НЕ УСТОЯЛА ПЕРЕД НАШЕЙ СКОРОСТЬЮ

     - Вам не показалось, что в конце матча канадцы встали?

     - Мы специально еще со второго периода начали переходить на более высокий ритм. Если вы заметили, пятерку Федорова стали выпускать чуть почаще, чтобы добиться нужной интенсивности. Потому что увидели: с таким нашим темпом канадцы устоять не смогут. В третьем же периоде полностью перешли на игру в три звена.

     - Какой был план игры на овертайм?

     - Наши ребята быстрее и хитрее канадцев. У соперника игроки более габаритные, но и тяжелые. Собирались сыграть за счет скоростного маневра, перекрестных движений и подключений одного из защитников.

     - Можно ли назвать Ковальчука нашим козырным тузом, которого вы держали в рукаве до самого финала?

     - улыбкой.) Делать такие заголовки - это уж ваше дело. Я же просто счастлив за Илью. Ему, уверяю вас, было очень непросто. Когда клюют, когда смотрят искоса - тяжело любому. Но команда его поддержала, и в нужный момент он выстрелил.

     - Ваше решение снова разбить ради Ковальчука казанское звено подвергалось, мягко говоря, серьезным сомнениям. Почему все-таки решились выпустить его именно с Морозовым и Зиновьевым?

     - Мы посчитали, что это придаст казанскому звену мощи. Не принижая достоинства Даниса Зарипова - игрока очень резкого, быстрого и хитрого, способного придать мощи любому другому звену, - хоть Горовикова, хоть Терещенко. А критиковать нас можно. Конструктивная критика только приветствуется. Но мы старались смотреть на ситуацию изнутри и понять, как усилить сразу несколько звеньев. И в Квебеке, и в Москве стремились формировать звенья так, чтобы они были разноплановыми и чтобы тактический рисунок не всегда был у всех одинаковым. Вы же слышали, что только что сказал на пресс-конференции мистер Хичкок: у России опасной была далеко не одна пятерка Федорова.

СПАСИБО ЗАХАРКИНУ ЗА ФИЗИЧЕСКУЮ ФОРМУ СБОРНОЙ

     - С финнами вы сыграли по-фински терпеливо. С канадцами - по-канадски, в три звена. Это - импровизация или заранее продуманный план?

     - О терпении можно говорить применительно как к полуфиналу, так и к финалу. Без терпения, без трудоемкой и, возможно, даже нудной игры в обороне нам было не обойтись. Поэтому ребята, несмотря ни на что, старались отрабатывать в защите и бежать назад быстрее, чем вперед. Но финал - это кураж, и когда его ловишь - тебя уже не остановить. Важно было лишь пустить его на пользу дела, не забывая об обязанностях.

     Хочу сказать, что я очень благодарен Игорю Владимировичу (Захаркину - Прим. П.С.), моему помощнику зато, что он продуманно спланировал подготовку, которая позволила нам подойти к финалу в лучшем физическом состоянии, чем Канада. Наш с Игорем дуэт будет жить долго, это я вам обещаю. Где бы нам ни довелось трудиться дальше - будем везде работать вместе. Всю ношу ответственности за этот чемпионат мы постарались взвалить на себя, тянули ее вдвоем. Будем продолжать тянуть и дальше.

     - До Ванкувера дотянете?

     - Не знаю. Сейчас - отпуск. Больше ни о чем пока не думал.

Я ТУТ РАЗГОВАРИВАЮ, А В РАЗДЕВАЛКЕ ПЬЮТ ШАМПАНСКОЕ

     - Когда ваши ощущения от победы были острее: в 1993-м, когда вы были капитаном золотой сборной, или сейчас, когда вы - главный тренер?

     - Пока и сам понять не могу. И эмоции, и усталость уже выплеснуты. Внутри - одна пустота. Даже сейчас вот с вами словно на автомате разговариваю. А в раздевалке, между прочим, пьют шампанское (смеется).

     - Чемпионский кубок ИИХФ довольно небольшой. В него, наверное, лучше наливать не шампанское, а чего покрепче.

     - (С улыбкой.) Ну так вечер впереди еще долгий. Ребята - профессионалы, праздновать тоже умеют. В нашей команде закон такой: если поработал на славу, то на славу и отдыхай. Это, видимо, исконно наше, русское. Мы ребят предупредили с самого начала и нашли в этом их отклик и уважение: вначале - работа. Отдыхать - потом. Я сам, после того как закончил с хоккеем, бывал на многих чемпионатах мира в роли зрителя, и ситуации вокруг нашей команды видел разные. Поэтому попросил ребят: "Вы приехали ради того, чтобы сделать дело". Зато теперь и отдых они заслужили на полную катушку.

     - Вы всегда говорите, что выделять личностей не любите. Но не поделитесь ли хотя бы теперь: кто все-таки был для этой команды самым ценным? Кому вы присудили бы приз "MVP сборной"?

     - Такие моменты, когда приезжают Женя Набоков, Андрюша Марков, льют бальзам на душу, добавляют внутри команды веры. Хочу еще раз сказать, что не остался бы в стороне и Илья Брызгалов, случись у нас еще что-то...

     - Зато теперь Брызгалов наверняка сидит в своей Калифорнии и жалеет, что отказался.

     - Нет, не думаю. Они все за нас болели, уверяю вас. И те, кто по разным причинам сюда не попал, и даже те, от которых отказались мы сами. Точно знаю, например, что поддержать наших ребят в Квебек приезжал Леша Ковалев. Я ему за это благодарен.

     - Получит ли какую-нибудь награду вратарь Сергей Звягин, пробывший со сборной в Квебеке до финала?

     - Финансово - не знаю, но морально мы все очень благодарны Сергею за то, что он мгновенно откликнулся на нашу просьбу и примчался в Квебек. Как и Диме Ячанову, который готов был заказать себе чартер прямо с острова, на котором отдыхал.

КАНАДСКИЕ КОЗЛЫ ОТПУЩЕНИЯ

     - Ковальчук только что сказал, что по сравнению с московским ЧМ были исправлены многие ошибки. Не могли бы вы уточнить, какие именно?

     - А сами-то почему у Ильи не спросили? (Улыбается.) Ишь, Илюха, молодец, сразу "пас" отдал... Скажу так: удалось правильно использовать накопившийся опыт. Без ошибок не работает никто. Они были у нас и в этот раз, просто не настолько очевидно всплывали на поверхность, либо мы сами старались их сразу же перекрывать.

     - Как вам удалось договориться со всеми энхаэловцами так, что ни у одного человека нет претензий ни по игровому времени, ни по отношению к своей персоне?

     - Потому что все они верили в нашу команду. Мне очень понравились слова, сказанные в интервью еще до чемпионата Сергеем Федоровым. Когда его спросили, хочет ли он играть на фланге или в центре, Сергей ответил: "Я - солдат этой команды и сыграю там, где ей будет нужно". Те же самые слова, уверен, сказал бы и любой другой игрок этой сборной. Руководить сборной так, чтобы дать возможность проявить себя всем, - непросто. Но мы постарались сделать так, чтобы удовлетворение от игры получил каждый.

     - Чем нынешний чемпионат отличался в этом смысле от других? Ведь после каждого из последних серьезных турниров недовольные всегда находились.

     - Я считаю, что, каким бы результатом турнир ни заканчивался, искать в ком-то козла отпущения - неправильно по сути. Важно сделать правильный анализ. Разобраться, почему мы проигрываем, почему произошел срыв. Просто же свалить вину на кого-то другого легче всего. Сказать, что вон те, мол, ходили по барам или еще куда-то. Игроки - профессионалы, которые знают, зачем сюда приезжают. Кроме того, наши хоккеисты - патриоты своей страны. Вы же видели, как они только что носились по площадке с флагами, как вели себя с болельщиками. Приятно было на них смотреть.

     - Так кто же, по-вашему, стал козлом отпущения? Нэш, удалившийся в овертайме?

     - Да, получилось так, что ими стали ребята из Канады.

ЭТА КОМАНДА - КОСТЯК ДЛЯ СБОРНОЙ ВАНКУВЕРА

     - Пока мы здесь, в России было принято немало интересных хоккейных решений. В частности - о том, что главный тренер сборной не обязан быть освобожденным от клубной работы. Вы это для себя уже отметили?

     - Если честно, все последние недели мы старались не отвлекаться даже на новости. Попросили пресс-атташе, чтобы он по возможности приносил нам только те публикации, из которых команда сможет почерпнуть положительные эмоции. Но какое бы решение по этому вопросу ни приняли, процитирую Федорова: "Я - солдат нашего хоккея".

     - Владислав Третьяк уже сказал, что готовить сборную к Олимпиаде в Ванкувере будете вы. Можно ли считать сборную Квебека-2008 костяком олимпийской сборной-2010?

     - Впереди еще почти два года и чемпионат мира в Швейцарии. За это время могут появиться и новые талантливые ребята. Но, естественно, наша лучшая молодежь, игравшая год назад в Москве и здесь, - это тот костяк, на который сборная будет опираться в ближайшие годы. Кто бы ее в Ванкувере ни тренировал.

     - Если оглянуться на прошедший сезон, нужен ли был Евротур?

     - Ответить, что Евротур необходим, было бы слишком громким заявлением. Сказать, что он не нужен совсем, - тоже неправильно. Международные матчи в любом случае нужны. И для проверки игроков, и для того, чтобы видеть, в каком направлении движется хоккей у конкурентов, чтобы ловить новые тенденции или даже постараться эти тенденции опередить. Если мы станем играть с соперниками, которым сможем забивать по 10 - 15 голов, радости такие матчи не принесут никому и качество нашего хоккея от таких встреч не повысится. А Евротур - это, как ни крути, гарантированно сильные соперники. Со следующего сезона из-за насыщенного календаря работать станет сложнее. Значит, будем чаще привлекать к сборной молодежь. Ей это пойдет только на пользу.