ЧЕМПИОНАТ МИРА. Групповой турнир
Андрей КУЗНЕЦОВ
из Стокгольма
СТО КРОН ТАРАСОВА
Шведская столица - удивительно красивый город. Гулять по нему, любуясь колоритными улицами, можно часами. Старинной архитектурой, скандинавскими крышами, башенками, из которой вот-вот, кажется, вылетит Карлсон, напичкан не только исторический центр Стокгольма, но и обычные жилые районы. О прошлогодней хозяйке ЧМ Братиславе игроки сборной с легким пренебрежением говорили: "Деревня. Скучнейшая провинция, смотреть тут вообще нечего". Этой весной бродить по принимающему мировое первенство городу им гораздо приятнее. В неигровые дни российские хоккеисты первым делом старались устроить себе экскурсию.
- Да, у нынешнего поколения есть все возможности посмотреть мир. У советской сборной режим был куда жестче, - рассказывает президент ФХР Владислав Третьяк. - Считалось, что во время чемпионата мира ты должен только тренироваться, а в свободное время сидеть в номере и настраиваться на предстоящие матчи. А иначе, мол, зачем вообще на чемпионат мира тебя взяли? О том, чтобы в магазин сходить, и речи не было. Во-первых, все полагавшиеся суточные в валюте выдавали в последний день турнира, когда времени пробежаться и купить какую-нибудь импортную технику оставалось в обрез. А по ходу чемпионата Тарасов, увидев, что хоккеисты зашли в какую-нибудь торговую точку, мог "под настроение" и домой отправить. Со мной как раз здесь, в Швеции, едва такая история не случилась.
- Как все было?
- В 1969-м ЦСКА приехал на сбор в город Мора. Я зеленый семнадцатилетний пацан, только-только попал в команду. А рядом с ледовой ареной был магазин спортивной одежды. Там все красивое такое висело, заграничное. Глаза при взгляде на витрину разбегались. Как-то вечером пошли мы с Толстиковым воздухом подышать. Он говорит: "Давай зайдем. Денег нет, так хоть полюбуемся". Я испуганно в ответ: "А вдруг Тарасов увидит?" - "Да он спит давно". Вошли, с завистью наблюдаем за стендом с хоккейной экипировкой. И как назло через пять минут в дверях появляется Анатолий Владимирович!
- Сильно испугались?
- Еще бы. Все, думаю, конец моей карьере в ЦСКА. Шмыгнул в угол, попытался спрятаться за манекеном, который в три раза тоньше. Но повезло, что Тарасов в хорошем настроении был. В магазине еще раньше нас оказались Викулов с Полупановым. Игроки постарше, им-то кроны шведские выдали. Главный тренер подходит к ребятам с улыбкой и говорит: "Приценяетесь?" - "Да вот спортивные костюмы фирменные висят. В них ваши кроссы и нагрузки с большим удовольствием переноситься станут. Одна беда, дороговато. Двести крон".
- А что Тарасов?
- Спросил Викулова и Полупанова: "За сто возьмете? Я мигом договорюсь". Подзывает хозяина магазинчика, делает важное лицо и пальцем себе в грудь: "Я - Тарасов". А тот болельщиком оказался, восторг начался, поклоны в пояс, прыжки вокруг. "Мистер, вам любые скидки". Купил Анатолий Владимирович костюмы и только потом заметил меня. Я к тому времени от страха оправился и поедал глазами вратарскую маску. Удобная такая, с решеткой. А у нас в те времена были плотно прилегающие к лицу шлемы. Играя в них, постоянно страдал от трещин, синяков, необходимости накладывать швы. Подходит Тарасов и спрашивает: "Нравится, молодой?" - "Нравится-то нравится, а денег ни копейки". - "Бесплатно заберем". Подзывает хозяина и объясняет: "Это будущая суперзвезда. Парень станет лучшим вратарем на планете".
Что самое смешное - все на чистом русском. Но продавец все равно понял, что шведских крон мы ему не дадим (улыбается). Снял, упаковал все, преподнес подарок. Тарасов же так вошел в раж, что, уходя из магазина, складной стульчик прихватил, что стоял у дверей. Со словами: "На рыбалке - самая нужная вещь".
Интересно, способно ли нынешнее поколение шведских торговцев так же приходить в восторг от, допустим, визита Малкина и дарить ему спортивные костюмы да шлемы? Или пять очков звездного нападающего в матче с "Тре Крунур", наоборот, вызвали бы у скандинавов желание содрать с русского бомбардира двойную цену?
СВИТОВ НЕ ЗАСТРЯЛ
Смешные эпизоды на шведской земле случались и нынешней весной. Гуляя по старому городу, группа игроков сборной наткнулась на самую узкую улочку исторического центра. В центре этой улицы человек не способен развести руки - глухие стены домов мешают. Особенности средневековой архитектуры стали предметом для хоккейных шуток. Ширину стокгольмской улицы сразу же окрестили "мечтой вратарей", а потом принялись гадать - не застрянет ли в ней широкоплечий Свитов. "Саша-то с горем пополам пройдет, а вот Александр Юдин никак. Даже боком", - пришли к выводу игроки.
В другой день сборную развеселил медведь. Одно из популярнейших мест города - национальный парк Скансен, расположенный на острове Юргорден. Там сохранилась колоритная шведская деревня XVIII века с работающими мельницей, кузницей, ткацкой мануфактурой и меняльной лавкой.
Историческое поселение окружает огромный зоопарк на открытом воздухе, где в условиях, максимально приближенных к природным, обитают характерные для Швеции животные. Рыси, быки, дикие кабаны, полярные совы. Хозяином одного из загонов оказался медведь. Как раз в тот момент, когда полюбоваться на хозяина тайги подошли российские игроки, тот проявил внезапную активность и полез на сосну, под которой дремал. При этом никакой бочки с медом на вершине не наблюдалось, а само дерево оказалось тонким и начало сильно раскачиваться под тушей грузного зверя. Медведь на своем "аттракционе" сидел с ошалевшими глазами, а зрители-хоккеисты принялись делать ставки - грохнется или нет. В конце концов, косолапый удобно устроился на самой крепкой ветке и так с нее и не слез.
"САНИТАРЫ ИЗ СКЛИФА"
Время для экскурсий по Стокгольму кончилось - накануне кубкового раунда в головах игроков царят мысли о тренировках и тактических схемах. Между тем отель, в котором обитает наша сборная, медленно, но верно превращается в филиал русского посольства в Швеции. В гостиничном лобби доминирует великий и могучий. Получать от нашей делегации билеты на матчи с участием Малкина и Ко приходит не только Каспарайтис. А еще, к примеру, швед, которого в стане сборной с абсолютно серьезными лицами называют внебрачным сыном Владимира Петрова.
Болельщики после матчей караулят звезд команды, собирая автографы да совместные фото с Дацюком, Варламовым и компанией. От излишнего внимания изобретательнее всех прячется Емелин. Если большинство игроков возвращается с хоккея в фирменных красных куртках и бейсболках с надписью "Россия", защитник "Монреаля" просто накидывает поверх формы комиссарскую кожанку. Такая маскировка позволяет пройти абсолютно неузнанным.
Агентов с клубными боссами вокруг команды тоже предостаточно. Последние активно ведут селекционную работу с прицелом на будущий сезон. Трудно, например, поверить, что генменеджер "Авангарда" Владимир Капуловский, беседуя со Свитовым, не касался темы возможного возвращения форварда-гренадера в Омск. Нового контракта с Пережогиным, кстати, "ястребы" тоже пока не подписали.
Чаще, правда, в лобби отеля обсуждаются легкие темы. Вчера, например, темой для разговора был обиднейший проигрыш баскетболистов ЦСКА в "Финале четырех" в Стамбуле.
Тренер сборной Дмитрий Юшкевич, в последнее время неохотно контактирующий с внешним миром, удивлялся пришедшим с Украины новостям. Там объявился Алексей Житник, исчезнувший из хоккейного сообщества после провала в звездном "Динамо"-2009/10. Теперь олимпий-ский чемпион-1992, оказывается, работает журналистом, планирует со дня на день появиться в Стокгольме специально ради интервью с Юшкевичем. Безумно интересно, что получится из беседы двух экс-игроков НХЛ. В команде шутят, что отказать Житнику не сможет не только Юшкевич, но и вратарь Бирюков с защитником Денисовым, два года назад выступавшие вместе с украинским ветераном в "Динамо".
У чехов на прошлогоднем ЧМ с прессой любил торговаться Ягр. "Я вам ничего не скажу, пока не сделаете интервью с тремя моими партнерами по команде", - заявлял звездный форвард и начинал перечислять фамилии главных молчунов своей сборной. В Стокгольме-2012 остроумный способ бегать от журналистов изобрел Плеканец. Во время тренировок рядом с чешской скамейкой стоит настоящая инвалидная коляска. После занятий партнеры садят на нее форварда "Монреаля", накрывают белой простыней - и с видом санитаров больницы Склифософского провозят по микст-зоне под всеобщий хохот.
Не знаю, насколько такие шутки соотносятся с присущим всем спортсменам суеверием. Но задумка выглядит настолько оригинальной, что возникают опасения, как бы ее не переняли сборные - участницы запланированного на лето футбольного чемпионата Европы.