Чемпионат мира. Статьи

6 мая 2017, 20:45

Охота на Панарина

Юрий Голышак
Обозреватель

ЧЕМПИОНАТ МИРА. Предварительный раунд

Любители автографов, законопослушные немцы, общительный Олег Знарок и многое другое – в репортаже спецкора "СЭ" на чемпионате мира по хоккею-2017

Юрий ГОЛЫШАК
из Кельна

Как же здесь здорово, в этом Кельне сюжеты на каждом углу. Мы все ждем после матча Панарина, самого обаятельного хоккеиста сборной России. Молить об интервью Артемия не надо, он всегда рад.

Панарин идет со льда последним.

– Артемий, Артемий! голосим мы.

Панарин улыбается, замедляет шаг но начальство сборной берет под локоток: "Потом, потом. Сейчас собрание".

Кстати, не обманули "потом" случилось. Когда, казалось, из русских людей на арене остались только корреспонденты.

В холле подбадривали друг друга хоккеисты сборной Германии. Похлопывали клюшками. Кто-то истошно голосил. Разве что не хлестал самого себя по щекам: "Проснись, негодяй!"

Я щурю подслеповатые глаза. Звонче всех здоровенный детина под шестнадцатым номером надрывался так, что захотелось выяснить фамилию этого восхитительного человека. В книжице от организаторов шестнадцатого номера, однако ж, не было вовсе. Я протер глаза, потеребил мизинцем в ухе. Вот он, стоит передо мной и орет пуще прежнего. Еще и руками размахивает.

Полез в интернет там и нашел, знакомьтесь. Конрад Абельтхаузер. Почти два метра. Все с клубами, он без. Окажись я в такой ситуации, тоже бы рвал связки как потерпевший.

 

Так вот в чем секрет сборной Германии! Они снимут форму только 21 мая.

Публикация от boogaard1975 (@boogaard1975) Май 6 2017 в 3:41 PDT

Сзади опасливо крался вдоль стеночки Артемий Панарин в пиджаке и красном галстуке – выполнять обещание перед нами, пишущими и снимающими. Улучив секунду, нырнул Абельтхаузеру под руку.

Опасность миновала и Артемий победно расправил спину. Подтолкнул плечом щуплого корреспондента Шевченко чтоб тот не дремал. Отвечал долго, улыбаясь. Еще б ему не улыбаться две победы за вечер! Ускользнул от огромного немца и победил шведов. При двух унылых периодах выдали такой третий!

Поздравил Шипачева и спрашивать не пришлось, как относится к переходу.

– Только в Лас-Вегасе надо сразу договариваться, чтоб всю зарплату переводили на карточку жены

Мы хохотнули. Заговорили про кино, куда водили сборную Панарин тему поддержал и развил.

– "Хозяин морей" – фильм отличный. Но будь моя воля поставил бы "Бригаду"

Я как человек, убивший когда-то на "Бригаду" ночь и часть дня, ужаснулся такому выбору.

Панарин еще не знал, что в этом городе на него открыта настоящая охота. Назавтра возле тренировочного катка увижу странного гражданина с авоськой. Припав на колено, тот раскладывал по асфальту даже не карточки, а фотографии хоккеистов в прозрачных файликах. Коллекционер автографов, божий человек.

– Панарин? указал мне на каток.

– Панарин, Панарин, – кивнул я.

Авоська была набита столь плотно, что я не удивился бы, отыщись в ней и наши с Шевченко фотопортреты. Но из России его интересовал только Панарин.

Если сборная Швеции или Словакии добирается до тренировочного катка на автобусах самых современных, то Россия отчего-то использует странный. Такой, на котором возят обычно от самолета до терминала.

Чем длиннее в этом Кельне автобус, тем древнее водитель. Сборную России вез гражданин, кажется, помнящий Олимпиаду-36. На лицо вылитый Ростропович.

Кто-то из добрых кельнцев размахивал перед окнами автобуса огромной войлочной перчаткой, заставляя отшатнуться Илью Петровича Воробьева. А мой герой тряс фотографией Панарина.

Но к входу бедолагу не пустили товарищи из IIHF и тот с печалью обернулся на меня:

– Панарин?

– Панарин, Панарин – в тон выдохнул я.

***

На тренировочной арене стужа такая, что я готов вслед за Знарком говорить и про "странный лед", и синий воздух. Такой видел в Норильске когда-то.

Пальцы обморозились и отказывались реагировать на команды моего, так сказать, мозга. Лысинка корреспондента Шевченко стал пунцовой и покрылась инеем.

Смотрю на команду Швеции и завидую всем этим людям. Мало того, тренер у них с бородой старообрядца, так и корреспонденты все до единого косматые. Мне бы проявить такую предусмотрительность.

Шведы вяло отыграли накануне так же степенно и тренируются. Каждое ускорение сопровождается гримасой омерзения. Кажется, кто-то сильно устал от хоккея.

С проблесками интереса отрабатывают разве что вбрасывания. Снова и снова. Что за странная тренировка, думаю?

Все ясно станет час спустя когда Харийс Витолиньш посмеется перед диктофонами:

– Да мы ж у них на 15 вбрасываний больше выиграли!

Вот это думаю, подробность. Матч смотрел, деталь ускользнула.

Вот наши работали так работали. Мелькнула мысль может, не стоит вот так-то? Ускорения на максимальной скорости. Один на ходу передает другому клюшку, да еще в задницу должен подтолкнуть что есть сил. Придать ускорение. На такой скорости врежешься в борт закончишь как Сенна.

Но обошлось.

***

Роман Ротенберг попадает в окружение корреспондентов, но живым словом не радует. Про Шипачева сообщается, что каждый волен выбирать судьбу и строить карьеру. Про запасных и чемпионат мира "мы настраиваемся на каждый матч, каждый решающий".

Кто-то решает взять измором и одиннадцатый вопрос дублирует первый. Но Ротенберга не проведешь смотрит в упор, голос крепчает. Словно медом смазанный металл: "Еще раз вам повторяю"

Всякий поймет: еще один глупый вопрос, и такого корреспондента на ноль помножат. В профессиональном смысле.

К счастью, вспоминает кто-то про 9 мая и открывается подробность: сборная отправится почтить память героев и всех корреспондентов позовет с собой. Мы ж русские люди.

Место уже выбрано, но озвучивать рано. Здесь был Западный фронт, наступали союзники. Советских войск почти не видели. Однако сборная России нашла, куда съездить – от Кельна каких-то 50 километров.

***

Илья Воробьев о чем-то перешептывается с Харийсом Витолиньшем. Я смотрю на него и подсказывает мне внутренний голос однажды именно он возглавит сборную. Раз уж по традиции после всякой Олимпиады штаб у нас меняется. Уже в Сочи каждый знал, что скоро сборную примет Знарок.

Сейчас же о сменщиках никто не думает. У сборной все отлично. Ну а вдруг?

Вот вам история: несколько лет назад выходил клуб "Трактор" на Петра Ильича Воробьева, звал в тренеры. О деньгах договорились быстро, хотя цену себе Петр Ильич всегда знал. Споткнулись на другом.

– А сын мой, Илья, будет ассистентом, – сообщил Воробьев-старший.

– Ни за что! – внезапно возразил "Трактор" голосом тогдашнего директора. Мы своих молодых тренеров хотим растить. С вашей помощью.

– Нет так нет, – ответил Воробьев.

А сегодня окажись вдруг Илья Петрович на рынке да за него клубы драться будут.

***

На прошлых чемпионатах мира к третьему дню уже было что обсудить. Что-то жесткое, скандальное. В Кельне-2010 все обсуждали видеозапись, на которой два-три хоккеиста сборной идут с сигаретами. Это гуляло, будто не взрослые парни попались, а школота: "Курят! Они курят!"

Кстати, после того скандала все курившие бросили. Коль так легко далось значит, курили не затягиваясь.

В Братиславе год спустя Игорь Захаркин порадовал меня, а следом и вас всех бодрым интервью и чудо-словом "пондус". Всем было приятно на душе пока не дошло до Братиславы письмо разгневанных ветеранов хоккея.

А здесь тишь, благодать! Даже Олег Знарок благодушен и любезен. Кажется, даже рад нам всем. Надо отойти после тренировки и поговорить? Да без проблем. Сколько надо столько и говорит, на часы не смотрит.

От Италии сюрпризов не ждет. Да и что ждать? По городу бродит один-единственный фанат хоккейной Италии, других мы не встречали. Кутается в национальный флаг. Как и финн но тот-то допился, приехал не в тот город. Сборная Финляндии играет в Париже.

Хоккеисты Италии, как-то проиграв сборной России, в микст-зоне простодушно фотографировались с Евгением Малкиным. Не смущаясь окружения из корреспондентов. Такие итальянцы нам не страшны.

Да и кто здесь страшен? Говорили про шведов, чья сборная из одних энхаэловцев с ними справились. Нахваливали все Америку так эти Штаты сдулись в игре с Германией. Весь Кельн голосил от восторга.

Мы с коллегой Шевченко забрели к ночи ближе в торговый центр около касс пусто, все толпятся у огромного экрана. Смотрят хоккей, взрываясь восторгом. Германия побеждает!

Благодушие вокруг хоккея такое, что корреспонденты вспоминают недавнее прошлое когда сборная жила в каких-то полях под Остравой. А ответственный за прессу провел экскурсию, разгоняя тоску эксклюзивными историями:

– А вот здесь у нас кладбище. Бывает, хожу вечерами, привожу мысли в порядок. Как-то вижу сидят на могилке два зайца. Меня видят и вжих-х, в желтые поля

***

У хоккея в этом городе сильный конкурент – футбольный "Кельн". На первых полосах здешнего "Спорт-Экспресса" победа над "Вердером" 4:3. Забивший решающий гол кельнец кидается к мохнатому козлу, клубному талисману. То ли танцует с ним, то ли целует в поганую морду

А у нас свои забавы. Коллега Шевченко, восхитившись пышными формами барышни из пресс-центра, тайком фотографирует верхнюю часть тела. Без лица. Выкладывает в твиттер.

Полчаса спустя подбегает всполошившееся официальное лицо. На едва понятном русском:

– Вы Шевченко?

– Он самый.

– Откройте ваш твиттер. Это проблема!

Отыскивает фото, тычет пальцем в ту самую даму:

– Это проблема!

– Это не проблема, – теряется корреспондент. Это прекрасно!

– Это проблема! повышает голос официальное лицо.

Фотография уничтожена а назойливое "это проблема" с немецким акцентом становится мемом кельнского чемпионата.

Кстати, шутить с немцами себе дороже. С юмором эта публика не дружит как-то малость углубился я со своим диктофоном в зону для телевизионщиков.

– Подите прочь, – с тихой злобой указала мне фрау.

Я пропустил мимо ушей и секунду спустя почувствовал странное движение в районе груди. Опускаю глаза: это кто ж со мной вступает в нежные, интимные отношения?

Счастье, успел выхватить аккредитацию из вражьей руки и немецкие ножницы щелкнули в воздухе. Сердитая девушка сверкнула очами. Вот так бы срезала и прощай, чемпионат мира. Привет, Мытищи. С тех пор законопослушен и тих.

Немецкие дамы рыжеваты и кривоноги. На второй день в Кельне кажется безопасности семьи ничто не угрожает. На третий уверенность подтаивает. Божечки мои, что же будет через неделю?

 

Андрей Миронов уже сильней кое-кого из игроков "Колорадо".

Публикация от boogaard1975 (@boogaard1975) Май 6 2017 в 10:49 PDT

***

– Смотри, смотри, это же Шестеркин! – корреспондент Шевченко, пока за грехи не отобрали аккредитацию, бежит на полусогнутых следом за вратарем СКА. Демонстрируя прекрасную стартовую скорость при полном отсутствии дистанционной.

– Ты что, от аэропорта бежал? – оборачивается Шестеркин на тяжелый хрип за спиной.

– Да! уверенно отвечает корреспондент.

Разговор складывается.

Но не везде нам рады стоит расчехлить камеру на безлюдной стоянке автобусов у тренировочной арены, тут же появляется служака:

– Нет, нет! Снимать нельзя!

Тут же раскланивается с черным Porsche. Вот этому-то, должно быть, позволят снимать что угодно.

А вот попробуй что-то снять на телефон во время матча считай, аккредитация утрачена. На остававшиеся матчи ходить будешь по билету.

***

Днем Кельн прекрасен было б только время гулять. Но его нет. Хватаешь впечатления урывками: вот две баржи гонят по Рейну наперегонки. Побеждает груженая ржавыми конструкциями. Здоровяки-латыши смотрят за гонкой, свесившись с моста, курлыкают на своем по фамилиям на майках проходит перед глазами новейшая история латвийского хоккея. "Балдериса" здесь не отыщешь но вот “Vitolin,s” присутствует. Почему-то с содранными цифрами. Вместо номера силуэты "20"

Чем напряженнее дни, тем больше соблазнов – прямо в пресс-центре тебе приятно разнообразят жизнь. За четыре с половиной евро накормят как поминках, со стула встать не сможешь. Да еще выдают карточку, по которой все лучшее в этом городе бесплатно. Забраться на Кельнский собор. Прокатиться что на автобусе, что на пароходике по Рейну. Даже колесо обозрения.

Полиции полно но к вечеру, стоит сойти на этот город сумеркам, полиция исчезнет. Вылезут какие-то цыгане и афро, прости Господи, американцы. Смотрят вслед недобрыми глазами и спина моя чувствует этот взгляд, ежится в предчувствиях.

Это проблема!..

Матч Италия – Россия пройдет в воскресенье, 7 мая. Начало - в 13.15 по московскому времени, "СЭ" проведет трансляцию игры.