Генеральный директор Большого Московского государственного цирка – хороший друг Федора Емельяненко. Легендарный боец в ночь на воскресенье в Лос-Анджелесе в финале "Гран-при" Bellator сразится с американцем Райаном Бейдером. Эдгард Запашный вместе с братом Аскольдом летит в Америку – поддержать Федора. В интервью "СЭ" артист рассказал много интересного о Емельяненко, а также вспомнил, как чуть не подрался в США с тяжеловесом UFC.
– Поедете ли на бой?
– Да, я и мой брат 24 января прилетим в Лос-Анджелес. То есть за два дня до поединка будем уже с Федором.
– Будете ли в углу Федора, как во время боя с Мэттом Митрионом (поединок состоялся в июне 2017 года. – Прим. "СЭ")?
– Федор мне об этом не говорил. Честно говоря, мы это даже не обсуждали. У меня была мечта – однажды оказаться в его углу. И Федор, как друг, предоставил мне возможность ее реализовать. Он сам определяет – перед каждым боем – кто будет в углу, а кто просто в зале.
– На двух предыдущих в углу вас не было?
– Да. Но мы несколько дней провели вместе. Я не отходил от него ни до боя, ни после. Но в угол он взял главного тренера и своего другого товарища – Никиту Лушникова.
– Большая ли будет группа поддержки у Федора в Лос-Анджелесе? Актер Павел Деревянко уже там.
– Да, Деревянко туда полетел. Никита Лушников уже там. Володя тоже там – это человек, который отвечает за форму Федора. Естественно, голландский штаб. Приедем мы с братом, мой друг Петр Абрамов – бывший боксер, призер юниорского чемпионата мира, артист цирка Роман Коробко – он будет отвечать за фотографии. А вот лучшему другу Федора – Денису (Денис Курилов, директор клуба смешанных единоборств "Александр Невский". – Прим. "СЭ") – по-моему, визу не дали. То ли он на собеседование не в тот день приехал, то ли еще что-то... Судя по Инстаграму, он в Америку, к сожалению, не поехал.
– Обратил внимание, что на фотографиях с Федором часто присутствует серб по имени Желько. А это кто?
– Я познакомился с Желько на прошлом бое Федора (с Челом Сонненом, 13 октября 2018 года. – Прим. "СЭ"). Сербские товарищи мне рассказали, что он достаточно известный в Сербии боец. Раньше выступал на достаточно прилично уровне. С Федором они познакомились, когда тот был в Сербии, посещал святые места. Желько тоже очень православный человек и по-русски хорошо говорит. Сейчас Желько – спарринг-партнер Федора, несмотря на то, что намного меньше весит. Иногда нужны спарринги с людьми, которые быстрее, чем ты сам.
– Как познакомились с Федором?
– Не помню год, когда мы познакомились. Но точно знаю, что о том, кто такой Федор Емельяненко, я узнал в 2007-м. Я тогда участвовал в "Короле ринга". Перед боем начали менять моих соперников. Кто-то пошутил, что противником в итоге станет Федор Емельяненко. Я понятия не имел, кто это. Может быть, актер какой-нибудь? Ночью залез в интернет – посмотреть, о ком речь. В итоге всю ночь провел у компьютера – пересмотрел все бои Федора. И у меня появилась мечта познакомиться с ним. На протяжении нескольких лет я аккуратно подбирался к Федору.
Я ходил на бои, на них же был и Федор – в качестве гостя. Но я не решался к нему подойти с вытянутой рукой. Попросил некоторых товарищей меня с ним познакомить. И потихонечку мы с ним начали общаться.
В 2011 году Вадим Финкельштейн (бывший менеджер Емельяненко. – Прим. "СЭ") обратился ко мне с просьбой обеспечить шоу артистами. Помните же тот бойцовский вечер в "Олимпийском" (22 ноября 2011 года, когда Емельяненко победил Джеффа Монсона. – Прим. "СЭ")?
– Конечно, был там.
– Я понимал, что это шоу – прекрасная возможность еще лучше познакомиться с Федором. 50 человек артистов поехало на бой! А я – нет... Это был худший день в моей жизни.
– Как же так вышло?
– Были гастроли, которые не мог отменить.
В следующем году мы с Федором уже очень хорошо общались. После боя, который тогда считался его последним в карьере (с бразильцем Педро Хиззо. – Прим. "СЭ"), он подарил мне свои перчатки. На одной расписался он, на другой – его брат Саша. Перчатки лежат у меня дома. А здороваться, обмениваться какими-то репликами мы с Федором стали где-то году в 2010-м. Ну, а в 2012-м я стал вхож в его раздевалку.
– Как вы восприняли решение Емельяненко вернуться? Многие фанаты – не только ММА, а самого Федора – отнеслись к этому со скепсисом. Все же в 2012-м он завершал карьеру на мажорной ноте – три победы подряд.
– Я не считаю, что Федор тогда заканчивал карьеру на хорошей ноте. Потому что незадолго до этого были три серьезных поражения подряд. Они сильно сказались на отношение к Федору со стороны неверных фанатов – назовем их так. Есть верные фанаты, которые будут рядом с тобой, что бы ни случилось. А есть неверные, которые тут же переобуваются и начинают лить грязь после неудач. Такие болеют за тебя, только когда у тебя все хорошо.
Тогда я плохо воспринял сам факт его ухода. Поскольку видел, в какой хорошей физической форме он находится. Но понимал, что на него, наверное, давят эти проигрыши. Видимо, ему не хотелось, чтобы они повторились. Но, хорошенько отдохнув, мне кажется, Федор осознал, что зря ушел. Зря пошел на поводу обстоятельств. Кто не проигрывал? И Мухаммед Али, и Костя Цзю, и Майк Тайсон, и братья Кличко. Да все великие проигрывали. Один только Мейвезер пока держится.
Я вживую видел, как Федор проиграл Митриону. И до сих пор убежден в том, что это был просто несчастный случай, стечение обстоятельств. Это не проигрыш. Федор попался на собственном ударе. Митрион от страха, закрыв глаза, вытянул руку. И Федор на нее наткнулся, когда наносил неимоверной силы удар. Раньше обоюдные нокдауны мы видели, наверное, только в любительских боях. А тут комичная, на мой взгляд, ситуация, произошла в поединке двух топ-бойцов.
У меня есть фото момента падения Федора и Митриона. И там у американца глаза сужены. Это говорит том, что он поплыл. И поплыл сильно. Если бы Федор не оказался в нокдауне сам, то бой бы завершил в свою пользу – фактически после первого удара.
Практически сразу после боя Митрион зашел в раздевалку к Федору. А он в этом время мылся. И Мэтт минут 10 ждал, пока Федор выйдет. Митрион похвалил нашего бойца, отметил его невероятную скорость, энергетику. Сказал, что сам не понял, как ему удалось победить.
Мэтт попросил у Федора его бинты – себе на память. Федор дал ему бинты, расписался на них. Митрион уходил, кланяясь. Я после этого его зауважал.
– Согласны с тем, что Федор 2007 года и Федор нынешний – это два разных бойца?
– Нет, не согласен. Федор не опустился на более низкий уровень. Конечно, возраст дает о себе знать. Возраст – это же еще и некое психологическое давление. И, конечно, накапливаются травмы. Чем ты старше, тем больше они мешают готовиться в том же темпе, в котором готовился раньше. Вы же знаете, что у Федора были растяжения связок, переломы – рук прежде всего.
Бои Федора с Фрэнком Миром и Челом Сонненом показали, что он продолжает быть в топе современных бойцов. В топ-10, а, может быть даже, и в топ-5. Сейчас в тяжелом весе не так много бойцов, которые могли бы составить ему достойную конкуренцию. Ну, а самый главный козырь Федора – это опыт. Посмотрите, каким получился его бой с Сонненом. В нем он показал все: и борьбу, и стойку. Соперник у него на спине висел, через голову вдвоем переворачивались. Все было в этом поединке!
Так что Федор остается тем же Федором, каким был в лучшие годы. Уж в первые две минуты боя с Сонненом он был таким точно. Те же скорость, резкость, мышление. А вот что касается дыхалки, то, возможно, Федор стал уставать чуть раньше, чем раньше.
– Большинство считает Бейдера фаворитом боя. А вы?
– Я не считаю его явным фаворитом. Потому что видел, как он проигрывал – посмотрел все его последние бои. Могу точно сказать, что этот парень – не сверхчеловек. Да, он на семь лет моложе – это преимущество. Он действительно хороший борец. Но мне кажется, что если бы они провели два боя – один только в стойке, другой – только по борьбе, то Федор бы победил и там, и там. Я уверен в этом. Но ММА есть ММА. Тут возможно все. Однозначно поединок будет тяжелым, но Федор к нему готов.
Читаю комментарии фанатов – якобы этот бой главный в карьере Емельяненко. Чушь полная. Так можно охарактеризовать многие поединки Федора – штук десять минимум. Когда он впервые стал чемпионом, или когда выходил против ребят, которые на 60 килограммов весили больше, чем он. Настолько огромных, что таких в жизни не встретишь. Помните бой с корейцем (Хон Ман Чоем. – Прим. "СЭ"), или с бразильцем Зулу? Инопланетяне. Как вообще можно достать до головы человека, чей рост 2 метра 20 сантиметров?
Конечно, Федор подходит к завершению карьеры. Не хотелось бы, чтобы его карьера закончилась проигрышем. Хотя так уходили из спорта и Тайсон, и Цзю. И менее великими не стали.
– Бой с Бейдером будет последним в карьере Федора?
– Не готов это комментировать. Даже спрашивать об этом у Федора не хочу. Это будет неправильно. Он примет решение уже после боя. Дай Бог, чтобы этот поединок дался ему легко, чтобы он его выиграл. Я как поклонник – не как друг, а как именно поклонник – хотел бы, чтобы он выступал и дальше.
– У вас есть мечта, чтобы Федора провел бой в UFC?
– Давайте не будем говорить о UFC как о манне небесной. Для меня UFC – это как "Цирк дю Солей". Все его хвалят, а после того, как там побываешь, думаешь: "А что тут особенного?" Разве турнир UFC в Москве получился каким-то невообразимым?
– Ну, 20 тысяч человек пришло – это круто.
– На бое Федора в "Олимпийском" было еще больше. Не об этом речь. Неважно, где драться. Важно – против кого. Скажите, кто, кроме Алистара Оверима, может составить Федору ровню?
– По титулам?
– Вообще по всему.
– Вся первая десятка.
– С Алексеем Олейником Федор драться не будет. С Александром Волковым тоже. Так что их можем не брать в расчет. Даниэль Кормье? Мое мнение: он Федору вообще не соперник. Я убежден, что Емельяненко его разобьет. Повторюсь, единственный соперник, с которым у Федора получился бы супербой – это Оверим.
– Но он выступает с 1999 года, пробитый.
– Последний бой он провел очень хорошо.
– Но соперником был Сергей Павлович...
– А что Павлович? Для него это был очень ответственный поединок, первый в UFC.
– Павлович еще неопытный.
– Он опытный, свое уже хапнул. Просто Оверим хорош. Сегодня он в UFC – номер один. Я там болею за него. У меня даже есть перчатки, подписанные им.
Чисто в имиджевом же плане, конечно, было бы идеально, чтобы он выиграл пояс в Bellator, потом победил бы в UFC. Но я думаю, что из-за непорядочности UFC, из-за слов, которые там себе позволяют, Федор не захочет связываться с ними. В UFC потеряли культуру. А Федор не из тех людей, которые хамят, которые гонятся за хайпом. Он – высококультурный человек.
– На шоу Bellator в октябре у вас был инцидент с бойцом Дмитрием Смоляковым (рекорд в ММА – 8 побед, 2 поражения, выступал в UFC. – Прим. "СЭ"). Вы чуть не подрались. Расскажите, что тогда произошло.
– Честно говоря, до того момента не знал, кто такой Смоляков. Была сложная ситуация: в октагон друг против друга вышли наши бойцы – Александр Шлеменко и Анатолий Токов. Толик – мой хороший знакомый. Он из команды Федора. Мы даже экипированы одинаково. Так получилось, что во время боя команда Шлеменко была в шаговой доступности от нас. Метрах в трех, наверное. Конечно, мы болели за Токова. Не стеснялись: орали, поддерживали Толика. Точно могу сказать, что никто из нас не позволил себе хамства по отношению к Шлеменко и его команде. Все мы с уважением относимся к нему. Но дружба есть дружба. И вот этот человек, не помню, как его зовут...
– Смоляков?
– Да, Смоляков. Когда он, видимо, начал понимать, что Шлеменко проигрывает, то стал реагировать на нас. Сначала просто посматривал, потом что-то бубнил. А после объявления о победе Токова начал откровенно хамить. Причем нас было человек 10, наверное. Парень, ты хоть и боец, хоть и тяжеловес, но зря себя так ведешь! Потому что 10 человек тебя отмудохают – это 100 процентов! Но он продолжил нас оскорблять. Больше того – стал угрожать, говорить матом, что мы в Москву не вернемся, что он нас всех переловит и перебьет. Я, честно говоря, в какой-то момент даже оторопел. Подумал: "Что у тебя в башке?" Я был на многих боях и никогда не видел, чтобы люди, находящиеся в углу, так себя вели. Он же из угла бойца, а не просто какой-то фанат. Он человек команды Шлеменко.
И потом он на нас попер. Я понял, что сейчас будет драка, что кому-то из нас достанется, но он на своих ногах из зала не выйдет. Его остановили секьюрити. До нас он метр не дошел. Причем из нашей команды на него никто не рыпнулся. Просто стояли и ждали, когда он врежется в нашу толпу.
Не хватало, чтобы в Америке русские сцепились с русскими. Какая-то идиотическая, парадоксальная ситуация. Двое на ринге бились, а тут еще десять человек за рингом могли подраться...
Он ушел. А через 10 минут – не знаю, по какой причине, кто его надоумил – вернулся. Пришел, подняв руки. Сказал, что не хочет драться. Заговорил совсем другим тоном. Стал извиняться. Сказал, что он парень горячий, что не прав, предложил все забыть. Мы пожали друг другу руки. Я ему объяснил, что против Шлеменко никто из нас не выступал, что мы болели бы за Токова вне зависимости от того, кто был бы его соперником.
Шлеменко могли рассказать об этой истории что угодно, и я написал Александру смс, отметив, что мы просто болели за своего друга. Он ответил, что все в порядке, что никаких претензий у него нет. На этом конфликт был исчерпан.
– После победы Емельяненко над Миром вы выложили в Инстаграм видео, на котором очень сильно радуетесь победе. Даже сказали: "Ради этого стоит жить!" Как праздновали?
– Это Америка. Нормально покушать в ночное время там практически невозможно. Все, наверное, думают, что мы пошли в супердорогой ресторан, принадлежащий Майклу Джордану. Нет, на самом деле все по-человечески. Кушаем, обсуждаем поединок. Потом Федор, остыв, пересматривает бой. Все демократично. Федор – простой, доступный человек.
– А он выпивает после боев – когда уже, вроде бы, можно? Шампанское, например?
– Никогда не видел, чтобы Федор после турниров пил спиртное. Ни разу.
– Часто видитесь с ним в течение года?
– Много общаемся. Недавно он с семьей приходил ко мне в цирк. Показал дочке зверушек. Он же меня часто приглашает в поездки по святым местам. Но я пока ни разу не смог.
– С журналистами Емельяненко – закрытый. Я правильно понимаю, что в жизни он не такой?
– Если он человеку доверяет, то рядом с ним он будет раскрепощенным – с хорошим чувством юмора. Я рад тому, что знаю настоящего Федора. А к журналистам он относится очень аккуратно. Потому что знает, что часто его слова перевирают, что часто делают неправильные заголовки. Все же гонятся за сенсацией. С одной стороны, я его понимаю. С другой, бывало, что и дискутировал с ним на эту тему. Считаю, что ему нужно больше присутствовать в информационном пространстве. Но он со мной не согласен.
– Вы форму у боксерского мешка поддерживаете?
– Вот сейчас как раз был в тренажерном зале.
– Боксом или ММА занимаетесь?
– Бокс и тренажерный зал. На борьбу меня не хватает.
– С Федором вместе тренировались когда-нибудь?
– Был на многих его тренировках. Он каждый раз говорил: "Давай, переодевайся". Но, глядя на его нагрузки, я понимал, что сдохну уже на разминке. Не хотелось потом под капельницей лежать.