25 июля 2015, 19:25
ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ВОДНЫМ ВИДАМ СПОРТА
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Казани
– Волновалась, – ответила тренер чемпионки, не дожидаясь вопроса. – И сейчас волнуюсь. Все-таки не закончила свое выступление испанка...
Баллы, полученные за техническую программу испанкой Карбонель, не изменили ровным счетом ничего. Данченко же получила полное право принимать поздравления с первым золотом.
– Признайтесь, есть ли какие-то особенные чувства, связанные с тем, что столь замечательная программа исполнена на публике в последний раз?
– Немножко грустно, разумеется. Но мы обязательно придумаем что-то новое.
– Я думала, вы скажете: "Наконец-то..." Света с таким азартом отработала в предварительных соревнованиях, что я невольно задалась вопросом: наверное, ужасно тяжело каждый раз вытаскивать из себя все новые и новые эмоции? Особенно когда программа изъезжена на тренировках вдоль и поперек.
– Дело в том, что мы не успели от этой программы устать. Начали серьезно работать над сольными программами только после майского кубка Европы. До этого работали над дуэтом. Делали прогоны длинной программы, по кускам собирали короткую, делали прогоны короткой. Если получалось не очень хорошо, снова гоняли программу по частям, потом снова целиком. А эмоции – я давно заметила, что Света реагирует на зрителей, как лампочка на выключатель. Вышла – вспыхнула.
– А вообще бывает, что от программы устаешь так, что не можешь даже слышать музыку?
– Бывает, что какой-то кусочек программы вдруг начинает безумно раздражать. Начинает казаться, что это неинтересно, не зацепит зрителя, что вообще непонятно, зачем этот кусочек. Тогда просто я меняю программу. Программа должна "держать" зрителя от начала и до конца.
– А если "кусочек" кначинает столь же сильно раздражать не вас, а спортсменок?
– Если я вдруг вижу, что девочки переутомились, я даю два выходных. Вообще стараюсь разнообразить тренировки. Разными подходами, методиками. Иногда прихожу в бассейн и говорю: "Сегодня делаем прогон программы "с листа". Таким экспериментальным путем я нашла, как мне кажется, оптимальную схему работы.
– В которой прогон "с листа" – праздник?
– Ну, примерно. Всегда заранее предупреждаю, что мы исправляем ошибки. И что только от них зависит, закончим мы после прогона тренировку или же будем дорабатывать какие-то куски. Это заставляет девочек концентрироваться гораздо сильнее, чем обычно.
– Но ведь у вас тоже наверняка случаются периоды, когда не хочется ни идти в бассейн, ни видеть воду?
– Мне повезло: со всеми своими ученицами я всегда работала с удовольствием. Хотя, если совсем честно, видеть воду в бассейне я не могу уже давно. И все чаще думаю о том, что когда-то это придется прекратить.
– Взять паузу или уйти совсем?
– Не думаю, что в нашем виде спорта возможно взять паузу, а через год-два вернуться обратно, не потеряв позиций. Если соберусь, то... Уходя – уходи.
– А сможете ли жить без всего этого? Без адреналина, без золота?
– Так ведь этот кусочек счастья в тренерской профессии очень короток. Только когда спортсмены стоят на пьедестале, а к тебе подходят с поздравлениями коллеги, судьи, простые зрители. Иногда говорят такие хорошие слова, что хочется заплакать. Но потом тренер снова уходит в тень. Если о виде спорта вспоминают, то только о спортсменах. Это не то чтобы обидно, но как раз в такие моменты я очень отчетливо понимаю, до какой степени от всего этого устала. Но пока работаем.
– Вы с самого начала знали, что выступать в Казани с сольными программами будут обе ваши ученицы, а не одна, как это практиковалось раньше?
– И Света, и Наташа Ищенко в равной степени заслуживают этого. Обе уникальные и совершенно разные солистки. Мне кажется, в технической программе нам удалось вытащить самые сильные стороны Ромашиной. Все оценили ее технику и искрометный артистизм. Ищенко показывает программу, как кружево плетет. Иногда я смотрю, какими разными девочки могут быть в соло, то вообще не понимаю, каким образом им вообще удается выступать вместе в дуэте.