15 октября 2020, 21:55
— Сборная России провела в октябре три матча подряд. Как оцените игру и результат? — вопрос Гусеву.
— Самое главное, что лидируем в группе. Когда увидели расписание турнира в Лиге наций и поняли, что в конце ждут две выездные встречи, стало понятно, что нужно побеждать уже на старте. Мы с этим справились.
Что касается недостатков, то для меня все упирается в людей, которые по игровым качествам выше других, но, к сожалению, отсутствуют: Алексей Миранчук, Головин и Фернандес. Мариу важен и для атакующих действий, и для оборонительных. И нет людей, которые их с ходу заменили бы. Я сейчас говорю об организации игры впереди, даже не касаясь обороны, фигуры Джикии, тоже пропустившего матчи с Турцией и Венгрией. И поэтому мы видим, как Дзюба недополучает передачи, не всегда ему есть, кому скинуть мяч.
Мне нравится, что очень серьезно относимся к этому турниру. Это уже идет от Черчесова. Он спортсмен до мозга костей, ему нужна победа в каждом матче. Это правильный подход, особенно, когда речь идет о национальной команде. Мы видим, что некоторые команды, в основном из Лиги А, все-таки, воспринимают эти встречи как продолжение товарищеских. Кто-то может выставить полуторный состав, а то и второй.
Понятно, что таких не слишком заботит повышение своего рейтинга — они и в первой корзине. Но для нас эти вещи важны и это правильная позиция — стараться выигрывать каждый раз.
Еще мне нравится, что Черчесов, хотя и реагирует на критику, но стоит на своем. Как перед ЧМ-2018, когда выбрал себе в партнеры сильнейших соперников: Испанию, Аргентину, Бразилию, Францию. Мы терпели поражения, Черчесова чуть не убрали перед стартом турнира. Он мог бы смалодушничать и, сказав, что у нас первые матчи с Саудовской Аравией и Египтом, подобрать себе таких же спарринг-партнеров. А он вопреки этому, рискуя своим местом, продолжал гнуть свою линию.
— Самая проблемная линия — центр обороны?
— Проблемная. Хотя по последнему матчу мне не понравился и центр полузащиты. Но тут, опять же, возвращаемся к отсутствию Алексея Миранчука и Головина. Показалось сначала, что Антон может даже заменить брата без последствий, но нет. Немножко выдохся, и середина выглядела не так, как может.
А что касается обороны, то у нас нет защитников. Мы же не можем призвать Чорлуку?! Места центральных защитников в клубах заняты легионерами, они выиграли этот честный спор у наших. Так бывает в определенные периоды. Когда-то считалось, что все у нас не очень хорошо, зато сзади есть два Березуцких и Игнашевич. Сейчас по-другому.
— За вратарскую позицию можно быть спокойным?
— Шунин отыграл хорошо. В последней встрече его особо не беспокоили, но мне понравилось, как он действовал на выходах и за пределами штрафной, головой отбил удачно мяч. Антон великолепен на линии ворот, у него потрясающая реакция, а вот на выходах есть проблемка. Мяч, пропущенный им от турецкой сборной, можно было перехватывать. На это нужно обратить внимание.
Гильерме выбыл из-за коронавируса, но к нему были претензии. Играл с ошибками, и я опасливо относился к тому, что он априори вратарь номер один.
Но есть очень хороший Сафонов — уже вызван и вполне может претендовать на место первого вратаря. Есть Максименко. Ну и конечно, может это не понравится Игорю Акинфееву, но я все же, надеюсь, что непосредственно перед чемпионатом Европы он возьмет и вернется. (Смеется).
— У нас ровная группа в Лиге наций, много ничьих. На ноябрьском сборе ждете каких-то изменений в нашей сборной?
— Думаю, случатся только точечные. Надеюсь, что кто-то поправится и вернется. Но Черчесов не такой человек, чтобы взять и в команде, которая лидирует в группе, вдруг произвести кардинальные изменения.
Да и кем менять? Какие-то отдельные ребята будут появляться, но не сразу на основные позиции. Как Мостового станут потихонечку их подпускать. Костяк уже есть, главное теперь, чтобы все оказались здоровы и готовы. Если так будет, то, думаю, справимся с поставленной задачей.
— Российская ассоциация спортивных комментаторов утвердила дату проведения II Всероссийской премии «Голос спорта». Вы один из ее организаторов. Что для вас значит этот конкурс?
— Это большое дело в моей жизни. С подачи Алексея Ефимова мы с группой друзей и коллег, под руководством Геннадия Орлова, все вместе это организовали. Хотели сделать церемонии чем-то похожими на «ТЭФИ» — это первое. А второе — поездки по стране, семинары, контакты с молодыми ребятами, чтобы им помочь, подготовить их к большой комментаторской жизни. Ну и третье — помощь комментаторам-ветеранам.
И вот, что получается — то, что касается церемонии, проходит очень хорошо. Поездки по России в условиях пандемии, к сожалению, невозможны, этот пункт у нас притормозился. К третьему мы еще только приступаем, создаем фонд, и об этом будет говориться на предстоящей церемонии. Это важный момент — помощь коллегам, на которых мы равнялись.
В церемонии «ТЭФИ» одна-две номинации для спортивного телевидения, этого слишком мало. Здесь мы подходим к этому вопросу более широко, у нас 15 номинаций.
— Геннадий Орлов сказал в интервью «СЭ», что заметил прогресс комментаторов в последнее время. Это так?
— Считаю, что у нас комментируют на очень хорошем уровне. У ребят есть, где практиковаться. Во времена моей юности даже речь не шла о том, чтобы смотреть матчи чемпионатов Италии, Испании, Англии, а тем более, их комментировать. Сейчас все это есть, ребята хорошо готовятся к матчам.
Единственная у меня претензия — к русскому языку, но это уже, видимо, проблема школы. У нас была мощная подготовка: запятые, деепричастные обороты, те вещи, которые влияют на речь.
А так все хорошо, даже если сравнивать наших комментаторов с коллегами с Запада. Ребята не только на уровне, они иногда даже могут дать фору. Мне нравятся Генич, Шнякин, Трушечкин, Нагучев, да и многие другие. Люди получают наслаждение от своей профессии и демонстрируют хорошее знание спорта.
— Футбольный комментатор имеет какие-то преференции? Сейчас на форуме для голосования лидирует Алексей Попов, известный специалист по «Формуле-1».
— Если ты хорош, не важно, какой вид спорта комментируешь, тем более, «Формула-1» очень популярна в нашей стране. Алексея я знаю, помню, с чего все началось. Такой длинноволосый комментатор в шортах и тапочках пришел в «Спорт-Экспресс» и сказал: «Что вы здесь пишете о «Формуле-1, это все неправильно?!» На что мудрые редакторы ему сказали: «Напиши сам». Он написал, да так, что началась его карьера в «СЭ».