30 июня 2020, 12:30
Акции спортсменов в поддержку движения Black Lives Matter (Жизни темнокожих важны) в ближайшее время станут частью многих соревнований. Формально это является политической пропагандой, которая запрещена на стадионах почти повсеместно. Но в нынешней ситуации запрет на выражение гражданской позиции по теме расового равноправия ставит под удар репутацию организаторов. И все идет к тому, что впервые в послевоенной истории спортсмены смогут беспрепятственно рекламировать не только абстрактные ценности вроде фэйр-плей или борьбы за мир, но и вполне конкретное политическое движение. И это может создать в спорте совершенно новую ситуацию, превратив его в арену влияния сторонников различных идей.
Мы уже видели спортсменов, во время соревнований выражающих поддержку борцам против угнетения темнокожих — повязки и наклейки с лозунгами Black Lives Matter, вставание на одно колено и тому подобное. Все английские команды и некоторые клубы континентальной Европы нанесли соответствующие фразы на свои футболки в централизованном порядке. Однако эти акции были во многом спонтанными. Но все идет к тому, что политические выступления в спорте в ближайшее время будут не только легализованы, но и поставлены на поток. Большие американские лиги уже отменили запреты на выражение гражданской позиции в момент предматчевого исполнения гимна. И уже получили в связи с этим дополнительные проблемы.
Следующим шагом станет шоу шестикратного чемпиона «Формулы-1» Льюиса Хэмилтона на «Гран-при Австрии», которое намечено на 5 июля. Хэмилтон не только уговорил ряд пилотов встать перед гонкой на одно колено, но и договорился с боссами своей команды «Мерседес» о том, чтобы перекрасить машину в черный цвет и нанести на нее фразу End Racism (Конец расизму). Все это проходит при полной поддержке руководства королевской серии и, скорее всего, к акции «Мерседеса» подключатся и другие команды. А в конце июля мы станем свидетелями любопытного эксперимента в НБА — баскетболистам разрешено нанести на майки вместо своей фамилии не просто стандартную фразу Black Lives Matter, но любой лозунг в поддержку расового и социального равенства.
Надо полагать, что в ближайшее время мы увидим здесь буйство фантазии (уже возникали варианты с именами жертв полицейского произвола, ругательствами в адрес стражей порядка и политических деятелей). Кроме того, не исключен коррупционной момент с продажей выгодного места на форме. Тем временем группа американских олимпийцев во главе с Джоном Карлосом (участником антирасистской акции на Олимпиаде-1968) написала петицию с требованием изменения статьи 50 Олимпийской хартии, запрещающей любые политические акции на Играх. Судя по тому, что данную идею поддерживают в Олимпийском комитете США, а также в Канаде и Германии, статье 50 в нынешнем виде жить осталось недолго.
The NBA and NBPA are planning to allow players to replace the last name on their jerseys with statement on social justice, sources tell @TheAthleticNBA @Stadium.
— Shams Charania (@ShamsCharania) June 28, 2020
В чем же собственно проблема? В конце концов, движение Black Lives Matter пропагандирует общечеловеческие ценности, которые не так уж сложно вывести за рамки политической пропаганды. Однако нюансы есть, и они очень серьезны. Дело в том, что протестующие настаивают на отстаивании прав именно темнокожих. Когда над английским стадионом перед футбольным матчем появился самолет с баннером White lives matter (Жизни белых важны), это вызвало скандал. Как и высказывание бывшего босса «Формулы-1» Берни Экклстоуна, заявившего, что «черные иногда тоже бывают расистами». С лозунгом «Все жизни важны» согласились бы, наверное, все, а вот с акцентом именно на «черные жизни» возникают разные мнения.
Real heroes STAND they do not kneel?? #america #life #love #stand #standup
Публикация от Graham Allen (@grahamallen1)
В результате гуманитарная вроде бы акция Black Lives Matter становится средством разобщения спортсменов и болельщиков. Показательной стала ситуация перед матчем женской футбольной лиги США, когда резервный вратарь «Каролины» Саманта Мерфи не стала вставать на колено, как ее более конъюнктурные подруги по команде. В итоге Мерфи подверглась колоссальному хейту в соцсетях, на ровном месте превратившись в расистку. Эта история показала, что подобные акции принуждают спортсменов демонстрировать приверженность каким-то идеям против собственной воли. Конечно, и раньше от атлетов ждали публичных проявлений патриотизма, что тоже могло расходиться с их личными убеждениями. Но идеология Black Lives Matter пока что не является официальной ни в США, ни в других странах.
Кроме того, нельзя забывать, что, помимо требования равных возможностей для темнокожих в настоящем и будущем, представители Black Lives Matter призывают к ревизии истории и сносу памятников деятелям прошлого, запятнавших себя расизмом и колониализмом. С учетом того, что в список неугодных уже попали Христофор Колумб и Уинстон Черчилль, этот процесс может зайти очень далеко. И требовать от всех спортсменов разделять подобные призывы — это очень странно. А еще есть и другие общечеловеческие ценности, которые не меньше достойны пропаганды на стадионах, чем расовое равноправие.
Например, социальное равенство или свобода вероисповедания — почитайте Всеобщую декларацию прав человека, в ней целых 30 пунктов. Кроме того, есть еще такие важные вопросы, как права животных или экология. И многие из них стоят не менее остро. Разрешат ли их пропаганду на стадионах вместе с акциями Black Lives Matter? Наверняка на своем включении в разрешенный для спорта политический список будут настаивать сторонники нетрадиционных отношений и разного рода религиозные организации. А это уже может стать поводом для нового разобщения, как и каждый новый поворот политической пропаганды на стадионе.
В общем, на волне эйфории от успеха движения Black Lives Matter, спортивные деятели вступают на скользкий путь. С одной стороны, запрет спортсменам на выражение гражданской позиции на стадионе вроде бы выглядит дискриминацией. С другой, стадион для атлетов — это место работы. А выражать свои взгляды в свободное от работы время, в том числе в СМИ и в соцсетях, атлетам никто вроде бы не мешает. Конечно, если эти самые взгляды выражаются в пристойной форме и не нарушают законов.