Все мировые СМИ активно обсуждают необычное заявление президента МОК Томаса Баха об «окружении» российской фигуристки Камилы Валиевой. Во время вчерашней пресс-конференции в Пекине высокопоставленный олимпийских чиновник неожиданно рассказал о своих переживаниях во время телепросмотра произвольной программы одиночниц, и в частности — драматичного проката Камилы. «У меня мурашки бежали по коже, — поделился глава МОК. — Но вместо того, чтобы приободрить (спортсменку после выступления), вокруг нее образовалась атмосфера холода. Мы было больно видеть, как ее встретило ближайшее окружение».
Конкретных имен Бах не назвал — по традиции босс МОК вообще старается персонально не упоминать никого из участников Игр, особенно в критическом плане. Но все отнесли рассуждения немецкого функционера на счет тренера Валиевой Этери Тутберидзе, которая встретила фигуристку после выхода со льда словами: «После акселя отпустила вообще... Что же ты перестала бороться?» В принципе, это был довольно стандартный рабочий комментарий специалиста, который наверняка лучше всех в мире знает психологию своей подопечной. Валиеву никто не оскорблял и не критиковал. А объятия и поцелуи успокаивают далеко не всех — у разных людей разный темперамент. Как бывший спортсмен топ-уровня Томас Бах наверняка это отлично знает. Так в чем же проблема?
Недоумение по поводу обвинений со стороны Баха под открытым письмом Александра Жулина в Instagram выразила и сама Тутберидзе. «Я очень благодарна за слова поддержки. До сих пор нахожусь в недоумении от оценки нашей работы многоуважаемым господином Бахом», — написала титулованный специалист. Что касается самого письма Жулина, то в нем известный тренер отмечает, что Этери Георгиевна воспитала шесть олимпийских медалистов и четырех олимпийских чемпионок с 2014 года и «наверное, ей известно, как и что говорить своим ученицам после выступлений». Также Жулин считает, что именно действия МОК по предварительному непризнанию результатов Валиевой и отмене церемоний награждения привели к психологическому срыву спортсменки.
«Президент МОК должен понимать, что отношения между тренером и фигуристом складываются годами, — написал в Instagram депутат Госдумы РФ, зампред комитета по физической культуре и спорту Сергей Бурлаков. — Я не исключаю, что Этери Тутберидзе ведет себя строго по отношению к своим воспитанницам, но какие результаты показывают ее спортсменки! И это не благодаря нежности и ласке, а благодаря дисциплине и требовательности».
«Томас Бах — президент Международного олимпийского комитета, большой руководитель. Но он не детский психолог, оценивать эмоции тренера — не его уровень, — считает председатель комитета Госдумы по физической культуре и спорту Дмитрий Свищев. — Этери Тутберидзе нормально отреагировала на прокат в произвольной программе, пыталась понять, что же пошло не так. Тут не было какой-либо холодной реакции или чего-то подобного».
Увы, не все, особенно в западных СМИ, в этой ситуации выступают в поддержку тренера. Есть и те, кто считает, что глава МОК, наоборот, высказался слишком мягко. Вообще, практически с самого своего избрания осенью 2013 года Томас Бах находится между двух огней. В России многие считают, что он часто игнорирует интересы нашей страны, совершая по отношению к российским спортсменам и тренерам недружественные жесты. А на Западе многие, наоборот, обвиняют бывшего немецкого фехтовальщика в излишней мягкости во всем, что касается россиян. И в нынешней ситуации у Баха перед лицом мировых медиа просто не было другого выхода, кроме как «выразить обеспокоенность». А «холодность окружения Валиевой» просто показалась ему самым безопасным объектом для критики. В конце концов, это не конкретные обвинения, а вроде как субъективная оценка.
Другой вопрос, как подобная атака на самого успешного тренера мира в женском одиночном катании выглядит со стороны. Ведь многие отлично помнят, как на Олимпиаде в Токио тренер немецкой дзюдоистки Мартины Трайдос около татами схватил девушку за кимоно, начал трясти, а потом надавал ей пощечин. Позже спортсменка заявила, что это не было актом насилия, а просто является частью «настроя на поединок». Также в Токио была история с тренером немецкого велосипедиста Никиаса Арндта, который перед стартом настраивал спортсмена на борьбу с соперником из Алжира возгласами: «Сделай этого верблюжатника». Расистская «установка на гонку» попала в телетрансляцию и впоследствии привела к увольнению тренера. Все эти прекрасные специалисты — насильник и расист — являлись соотечественниками Баха. Однако в Токио глава МОК не сказал по поводу их поведения ни слова.
Rachael Denhollander, the first of Larry Nassar's victims to make his abuse public, receives a standing ovation at his sentencing today. pic.twitter.com/iugM1sNq8e
— Sports Illustrated (@SInow) January 24, 2018
Также Томас Бах в свое время практически проигнорировал дело физиотерапевта сборной США по спортивной гимнастике Ларри Нассара, который за насилие и развратные действия по отношению к десяткам юных спортсменок получил почти триста лет тюрьмы. А ведь Нассар неоднократно приезжал на Олимпиады, и среди его жертв были олимпийские чемпионки Симона Байлз и Александра Райсман. Также в последние годы полыхали скандалы с участием тренеров олимпийских сборных Великобритании, Австралии и Греции по спортивной гимнастике. Там речь шла об оскорблениях, психологическом насилии и нанесении непоправимого вреда здоровью девушек. Также была история с травлей и домогательствами в олимпийской сборной Южной Кореи по шорт-треку. Сейчас полыхает конфликт с обвинениями в непристойностях и расизме в олимпийской сборной США по сноуборду.
Таких историй с участием олимпийцев, если копнуть, — десятки. Но ни в одну из этих ситуациях Томас Бах не вмешивался ни словом, ни делом. А в безобидном примере общения Валиевой с тренером у него вдруг «побежали мурашки». Безусловно, немецкий функционер (и любой из нас) может иметь свое частное мнение по поводу поведения Этери Тутберидзе после неудачного проката Валиевой — в силу своего воспитания, эмоционального восприятия мира и любых других факторов. Но говорить на официальной пресс-конференции о том, что «холодность» в боксе kiss & cry заставляет «настороженно относиться к окружению Валиевой», — это уже, по-моему, за гранью добра и зла.