27 июля 2012, 00:14
LONDON-2012
В качестве руководителя Российского олимпийского медицинского центра профессор Сергей Архипов дебютировал два года назад - на зимних Играх в Ванкувере. В Лондоне известный спортивный врач рассказал о том, из чего складывается работа наших медиков-олимпийцев, в каком состоянии находится гимнастическая сборная и за кого сам он будет болеть на Олимпиаде.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Лондона
- Наша работа в Лондоне только начинается, поэтому рассказывать о ней пока нечего, - сразу предупредил Архипов. - Медицинский центр, который мы обустроили в Олимпийской деревне, достаточно серьезный. Все оборудование для него поставило Федеральное медико-биологическое агентство России. Оно же полностью экипировало нас всевозможными фармакологическими препаратами.
- А провести ту или иную операцию, если возникнет такая необходимость, сможете?
- Это запрещено английскими законами. На этот случай существуют профильные клиники в Лондоне. При каких-то серьезных повреждениях наша задача - обследовать спортсмена, поставить диагноз и переправить его в клинику. Ситуация с врачами проста: каждый специалист, работающий с национальной сборной по тому или иному виду спорта, имеет право оказывать помощь исключительно спортсменам собственной страны. Это стандартное правило для всех команд. До начала Игр мы предоставили Оргкомитету все необходимые документы на каждого врача - дипломы, лицензии. Причем право оказывать спортсменам медицинскую помощь жестко ограничено территорией Олимпийской деревни.
- То есть если вам под ноги свалится потерявшая сознание англичанка, вы будете вынуждены перешагнуть через нее и пойти дальше?
- Первую помощь я, естественно, окажу. После чего постараюсь как можно быстрее сдать пострадавшую в руки английских медиков.
- Поликлиника Олимпийской деревни общая для всех спортсменов?
- Да. Это большое и красивое здание, которое рассчитано на то, что после Игр в нем точно так же будет находиться медицинский центр. А сама Олимпийская деревня, как вам, наверное, известно, превратится в жилой комплекс.
- С коллегами по медцентру общаетесь?
- Естественно. С кем-то мы просто обмениваемся значками, с теми, с кем уже хорошо знакомы, общаемся по множеству вопросов. Прежде всего это медики из Украины, Белоруссии, Казахстана. Которые прекрасно знают, что в случае необходимости могут обратиться к нам за любой помощью.
- Какие из процедур наиболее востребованы?
- Прежде всего хотелось бы сказать, что мы располагаем самой современной физиотерапевтической аппаратурой, какую только можно себе представить. Это аппаратура достаточно широкого профиля, позволяющая снимать боль, отеки, улучшать состояние тканей, снимать напряжение с мышц и суставов. Если вы спросите меня, можно ли желать лучшего, я отвечу: "Нет".
- Специалистов, способных обслуживать всю эту аппаратуру, у вас хватает?
- Безусловно. Все они, как и наши массажисты, имеют высшую квалификацию. У многих за плечами несколько Олимпиад. Каждая команда имеет своего врача, своего массажиста, которые при первых же симптомах даже самых незначительных недомоганий ставят меня в известность и получают, соответственно, всю необходимую помощь.
- Перед отъездом на Игры я разговаривала с главным тренером гимнастической сборной Андреем Родионенко. Свое нежелание пораньше привезти команду в Лондон он объяснил как раз тем, что его спортсменам необходимы ежедневные профилактические процедуры, которые гораздо проще обеспечить дома, а не за границей.
- Мне прекрасно известна ситуация в гимнастике, тем более что в этом виде спорта старшим тренером женской команды работает мой друг Александр Александров. В Лондоне вся команда уже успела у нас побывать. Все необходимые процедуры мы, разумеется, делаем без промедления даже в том случае, если речь идет о самой обычной мышечной усталости. Я был у девочек на тренировке и могу честно сказать, что все увиденное вызвало у меня ощущение внутреннего восторга.
- Почему?
- Потому что они выглядят по-настоящему классно. Я просидел в зале всю официальную тренировку от начала и до конца, пытаясь увидеть как спортивный врач, осталось ли хоть что-то от тех травм, с которыми мы боролись довольно долго. Все ушло бесследно.
Так же пристально я наблюдаю за женским баскетболом, где тоже хватает моих пациенток. Вряд ли кто лучше меня знает, как на самом деле у них обстоит дело со здоровьем. Но все это в конце концов и есть моя работа. Осталось сделать все возможное, чтобы проблем по медицинской части у команды в Лондоне не было.
- Работа врача на Олимпийских играх - это загруженность 24 часа в сутки или все-таки находится свободное время?
- Это высокая загруженность, скажем так. И тренеры, и спортсмены знают, что дверь в медицинский центр открыта круглосуточно.
- По ночам дежурит один врач или целая бригада?
- Мы просто там живем. Медцентр расположен на первом этаже, а комнаты для персонала - на втором. При необходимости нужно только спуститься по лестнице. Но это нормальная, правильная ситуация.
- Хоть какие-то соревнования вы посетить планируете?
- Обязательно. В клинике есть кому меня "прикрыть" на время отсутствия, так что я обязательно пойду как минимум на гимнастику. Тем более что все гимнастические сборные начиная с Игр-1988 в Сеуле проходили через мои руки. Начиная от Дмитрия Билозерчева, Сергея Харькова, Валерия Люкина, Володи Артемова… С тех пор менялись тренеры, спортсмены, но моя любовь к гимнастике осталась прежней.
Еще я хочу обязательно попасть на плавание - посмотреть хотя бы мужскую стометровку вольным стилем, прыжки в воду. Если получится - на легкую атлетику и женский волейбол. Работа - работой, но хочется получить от Игр максимум удовольствия.