Рио-2016. Виды спорта. Вольная борьба

Рио-2016

25 августа 2016, 21:00

Инна Тражукова: "Все, что я успела сказать между ударами: "Вы что делаете?"

В эксклюзивном интервью "СЭ" спортсменка сборной России по борьбе впервые рассказала подробности своего конфликта с президентом федерации спортивной борьбы Михаилом Мамиашвили, которого она обвиняет в избиении после схватки за третье место на Олимпиаде в Рио.

Инна ТРАЖУКОВА
Родилась 11 сентября 1990 года в Ульяновской области.
Борьбой начала заниматься с 11 лет.
Трехкратная чемпионка России (2014 – 2016)
Двукратная обладательница Кубка России (2014 – 2015)
Бронзовый призер чемпионата Европы (2011; 2016)

После того как Инна через наше издание рассказала ужасную истории о рукоприкладстве своего руководителя, жертвой которого она стала на Олимпиаде-2016, мы дважды давали слово Михаилу Мамиашвили. Олимпийский чемпион и опытнейший топ-менеджер, возглавляющий федерацию спортивной борьбы России последние 15 лет, факт избиения 25-летней спортсменки прямо не опроверг, но и не подтвердил, заявив только о “разговоре на эмоциях”. В четверг Мамиашвили публично заявил, что готов извиниться перед Тражуковой, однако та не приняла его извинений и подала заявление в прокуратуру.

Очевидно, что теперь выяснять, кто прав, а кто виноват в этой истории, будут следователи. Однако "СЭ" все равно считает необходимым вернуться к этой теме. В первую очередь потому, что данная история, на наш взгляд, выходит далеко за рамки конфликта двух конкретных людей. Речь в первую очередь – о границах допустимого во взаимоотношениях руководителя и спортсмена, наставника и ведомого. Ради здоровья нашего общества и ради будущего наших детей сейчас важно понять: считаем ли мы нормой жесткое психологическое и физическое воздействие на кого бы то ни было ради достижения высокого результата.

Инна ТРАЖУКОВА (слева) на Играх-2016 остановилась в шаге от бронзы. Фото AFP
Инна ТРАЖУКОВА (слева) на Играх-2016 остановилась в шаге от бронзы. Фото AFP

КАЖДЫЙ ДЕНЬ МНЕ ХОТЕЛОСЬ ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ

– Сейчас передо мной милая хрупкая девушка. Инна, почему столь необычный выбор – борьба?

– Когда я была маленькая, мы жили в сельском поселении. Кроме борьбы, там секций не было. Сначала тренировались только мальчики, а потом и девочки начали заниматься. Отец стал моим первым тренером.

– В каком возрасте начали заниматься борьбой?

– В 11 лет. Наверное, это больше папина воля. Я была ребенком, и мне хотелось пойти погулять с подружками, а не тренироваться.

– Каково это, тренироваться под руководством отца?

– Папа тренирует детей до 11 класса, а потом отпускает своих спортсменов, так было и со мной. Бывает, что он ругает подопечных. Со мной он был строже, чем с другими детьми. Всегда хотел вложить в меня чуть больше.

– Мама не была против?

– Нет, у нас спортивная семья. Мы даже участвовали в различных соревнованиях: "Мама, папа, я – спортивная семья!". И не просто участвовали – побеждали! Когда мы с братом и отцом уезжали на соревнования, мама всегда провожала, переживала за нас. Когда я проигрывала – папа ругал, мама утешала.

– Какой у вас характер?

– Я боец и воин с детства. Присутствует ответственность: если тренер говорит, что надо что-то делать, значит, я буду это делать.

– Как вы попали в сборную?

– В 16 лет я переехала из Ульяновской области в Москву и поступила в училище олимпийского резерва №1. Тогда началась совсем другая жизнь. Было очень тяжело, каждый день мне хотелось вернуться домой. Я звонила маме и просила забрать меня из Москвы, но отец настоял: "Как я сказал, так и будет!". Позже я смирилась, а потом даже понравилось тренироваться. Я выиграла российские соревнования по борьбе среди молодежи, и с этого момента результат пошел в гору. Пригласили в сборную.

Инна ТРАЖУКОВА (справа) в бронзовой схватке с Моникой МИХАЛЕК. Фото REUTERS
Инна ТРАЖУКОВА (справа) в бронзовой схватке с Моникой МИХАЛЕК. Фото REUTERS

СО МНОЙ ТАКОЕ ВПЕРВЫЕ В ЖИЗНИ

– Какой вам запомнилась Олимпиада в Рио?

– Я шла к ней долго. Путь был нелегок. Три года подряд я была чемпионкой России: с 2014 по 2016 год. Я заслужила свое место в сборной и путевку на Игры. Мы все ехали в Рио за медалью. Соперники попались сильные, я проиграла схватку за бронзу, но даже не ожидала, что из-за этого может произойти какой-то инцидент с президентом Федерации спортивной борьбы.

– Как Мамиашвили относился к вам раньше?

– Инцидентов не было. Личной неприязни с его стороны не замечала. Могли прозвучать грубые высказывания, но не рукоприкладство. Слова можно вытерпеть, но не удары… Со мной такое впервые в жизни.

– Ранее с кем-то из сборной происходило подобное?

– Я не знаю. Не могу ответить за других девочек.

– Что могло так разозлить Михаила Геразиевича?

– Мне сложно ответить, что его подвигло на этот поступок.

– Расскажите подробнее, как все происходило?

– Схватка за бронзу была проиграна, я сошла с помоста. Когда я зашла в зал, меня встретил Мамиашвили. Он ругался, выражался нецензурно. Разговор был жестким, но я думала, что на этом все закончится. Но он решил, что меня необходимо ударить. Это могло продолжаться и дальше, если бы его не остановили другие тренеры.

– Как вы реагировали на происходящее?

– Я просто стояла, была в шоке. Все, что я успела сказать между ударами: "Вы что делаете?". Мне было очень обидно, я начала плакать.

– Вы написали заявление в прокуратуру. Кто-то из свидетелей готов давать показания?

– Я звонила свидетелям, разговаривала. Некоторые отказались, кто-то пока думает.

– Планируете довести дело до суда?

– Да.

Бронзовая схватка Инны ТРАЖУКОВОЙ и Моники МИХАЛЕК. Фото AFP
Бронзовая схватка Инны ТРАЖУКОВОЙ и Моники МИХАЛЕК. Фото AFP

НЕ МОГУ ЗАБЫТЬ ТОГО, ЧТО ПРОИЗОШЛО

– Как отреагировали на произошедшее другие спортсменки нашей сборной?

– Все молчат. Многих, наверное, устраивает такое отношение.

– Они вас поддержали?

– Можно я не буду отвечать на этот вопрос… Их фактически не было…

– Есть ли у вас подруги в команде?

– Нет. В спорте, к сожалению, подруг не бывает. Но меня поддерживает мой тренер Юрий Голубовский. Мои друзья не имеют отношения к спорту.

– Голубовский жесткий тренер?

– Да. Но он умеет находить подход к людям. Юрий Юрьевич считает, что на ковре нельзя давать слабину, и это правильно. Иначе не получится достичь результата. Тренировки тяжелые, но интересные. Он очень хотел олимпийскую медаль. Я совершила ошибку. Не знаю, простит ли он меня за это…

– Каким вы видите разрешение конфликта с Мамиашвили?

– Хочу, чтобы он извинился в присутствии тех людей, при которых унизил меня.

– После того как вы вернулись из Рио-де-Жанейро в Москву, состоялась ваша встреча с министром спорта. Как она проходила?

– Встреча длилась чуть больше часа. Мы говорили о проблемах, которые существуют в сборной на сегодняшний день. Виталий Леонтьевич был единственным, кто извинился передо мной лично за поступок Мамиашвили. Он выслушал меня, сказал, что будет разбираться в ситуации.

– Не боитесь, что вся эта история может негативно отразиться на вашей дальнейшей карьере?

– Я думала об этом. Я хочу продолжать бороться. Я не могу забыть того, что произошло. Буду отстаивать свою позицию.

– Как планируете восстанавливать силы после Игр в Рио?

– Хочу немного отдохнуть, поехать домой, на родину.

– Готовы принять участие в Олимпиаде в Токио?

– Да. И там мне хотелось бы подняться на пьедестал.

Инна ТРАЖУКОВА (справа) проиграла в бронзовой схватке Олимпиады в Рио. Фото REUTERS
Инна ТРАЖУКОВА проиграла в бронзовой схватке Олимпиады в Рио. Фото REUTERS

"ПРАВИЛЬНО, ЧТО СПОРТСМЕНКА ОБРАТИЛАСЬ В ПРОКУРАТУРУ"

Вице-президент федерации вольной борьбы Москвы Александр Суханов пообещал оказать пострадавшей спортсменке помощь и поддержку.

– С подобными историями мы сталкивались и ранее, – отметил Суханов. – Два года назад Мамиашвили избил гендиректора спорткомплекса Олимпийской деревни Геннадия Снегура – все сошло с рук. Президент федерации не имел никакого права бить спортсменку, а в первую очередь – девушку. Я возмущен тем, как Михаил Геразиевич обыгрывает данную ситуацию. Многие свидетели просто сбежали. Люди, которые в тот момент находились рядом, сейчас отказываются от показаний. Департамент физической культуры и спорта Москвы никак не отреагировал – тишина. Они только просили, чтобы Тражукова не давала интервью. Были публичные оскорбления спортсменки, и Мамиашвили должен так же публично перед ней извиниться.

На данный момент мы оказываем Инне помощь и поддержку. Тражукова написала заявление в прокуратуру и правильно сделала! Мы делаем все возможное, чтобы эта история не затихла. Ситуация стала достоянием общественности. За происходящим наблюдает все страна. Мы хотим, чтобы дети посещали спортивные школы? Но какая мать отдаст своего ребенка туда, где его могут избить? Отношения некоторых к данной ситуации просто возмущает!

Инна ТРАЖУКОВА (слева) и Моника МИХАЛЕК. Фото REUTERS
Инна ТРАЖУКОВА (слева) и Моника МИХАЛЕК. Фото REUTERS

"ТРЕНЕРУ ПРИХОДИТСЯ БЫТЬ ЖЕСТКИМ, НО РАСПУСКАТЬ РУКИ – НИКОГДА"

Личный тренер спортсменки и тренер сборной России по женской борьбе Юрий Голубовский не собирается прекращать работу с Инной Тражуковой.

– Как относитесь к конфликту, который произошел между вашей подопечной и президентом Федерации спортивной борьбы России?

– Поднять руку на женщину – это за гранью допустимого! Спровоцировали ситуацию необузданный нрав Михаила Геразиевича и потеря контроля над эмоциями.

– Вел ли Мамиашвили себя подобным образом ранее?

– До рукоприкладства дело не доходило. А высказывания в грубой форме бывали.

– Как вы восприняли поражение Инны в поединке за третье место в Рио, в каком состоянии находились?

– К Олимпийским играм я шел 12 лет. Конечно, было желание выиграть. Мы боролись за медаль, она была совсем рядом. Это дебютная Олимпиада Инны, и она заняла четвертое место. У меня было стрессовое состояние, захотелось побыть одному.

– Вы сами – жесткий тренер? На тренировках используете кнут или пряник?

– Все время кормить пряниками невозможно. Безусловно, иногда приходится быть жестким, но распускать руки – никогда!

– Где вы находились в момент, когда все произошло?

– Я был на улице. Это один из немногих моментов, когда я оставил ее одну.

– Много людей присутствовало при инциденте?

– Это произошло в разминочном зале, где проходят тренировки. Присутствовали и спортсмены, и тренеры. Такие разговоры должны оставаться в кулуарах. Все то, что случилось, – даже хуже, чем просто вынести сор из избы. В настоящий момент эту избу необходимо разбирать и строить новое здание.

– Мамиашвили подходил к вам после соревнований?

– Да, подходил. Я нашел в себе силы и принес извинения за проигрыш главному тренеру и президенту федерации.

– Каким видите разрешение конфликта?

– Он должен публично извиниться и признать факт, что ударил Инну и назвал предателем.

– Планируете ли вы продолжать работу с Тражуковой и принимать участие в Олимпиаде в Токио?

– Мы планируем работать дальше и готовиться к Олимпиаде. Но сначала необходимо решить нынешнюю проблему.

– На данный момент тренировки приостановлены?

– Сейчас Инна восстанавливается морально и физически.

102