Рио-2016. Статьи

Рио-2016

2 августа 2016, 00:00

В них не верили, но они успели: как менялся Олимпийский парк Рио

Дмитрий Зеленов
Обозреватель
Дмитрий Симонов
Первый заместитель главного редактора

РИО-2016. До открытия – 3 дня

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ, Дмитрий СИМОНОВ 
из Олимпийского парка

Два года назад в дни чемпионата мира один из нас бродил здесь по большой вялотекущей стройке и с трудом верил, что организаторы Олимпиады успеют все доделать в срок. Слабо в это верили и некоторые международные спортивные чиновники: то и дело раздавались призывы отнять у Рио Игры и перенести их в другое место. Тем не менее все обошлось. Бразильцы собрались и успели.

Олимпийский парк Рио-де-Жанейро получился современным и компактным. Здесь расположены семь крупных стадионов, два временных сооружения из сборных конструкций, главный пресс-центр, а также телевизионный комплекс.

Теннисный центр и Олимпийский парк в июле 2014 года. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Теннисный центр и Олимпийский парк в июле 2014 года. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Теннисный центр и Олимпийский парк в августе 2016 года. Фото Дмитрий СИМОНОВ, "СЭ"
Теннисный центр и Олимпийский парк в августе 2016 года. Фото Дмитрий СИМОНОВ, "СЭ"

Организаторы подсчитали, что 95 тысяч зрителей могло бы одновременно находиться на девяти аренах в парке, если бы везде в один момент шли соревнования. Такого, конечно, не случится, но количество гостей будет близко к этому показателю – ведь многие местные жители и туристы наверняка захотят приехать сюда просто на экскурсию.

Посмотреть есть на что. Производит впечатление оранжевый теннисный стадион на десять тысяч зрителей – как будто уменьшенная копия одной из футбольных арен мирового чемпионата. Как и везде, своими причудливыми формами привлекает внимание велодром. Здорово выглядят два водных стадиона – открытый бассейн для синхронного плавания, водного поло и прыжков в воду вместимостью в 5 тысяч и закрытая 15-тысячная арена для плавания и решающих матчей ватерполистов. Гордостью организаторов является колоссальный комплекс Арена Кариока, состоящий из трех павильонов, – всего в них может поместиться 36 тысяч человек, которые придут смотреть баскетбол, борьбу, дзюдо, фехтование и тхэквондо. Также в пределах Олимпийского парка пройдут гандбольный турнир и соревнования гимнастов и гимнасток.

До старта Игр на территорию парка пускают только аккредитованных спортсменов, работников и журналистов. Пока не настал день икс, у организаторов есть возможность что-то доделать и подправить. Впрочем, никакого аврала мы не увидели. Сложилось впечатление, что арены полностью готовы к приему болельщиков, без которых парк сейчас выглядит пустовато. Все работы носят косметический характер: садовники поливают растения, рабочие забивают какую-то локальную арматурину.

А вот спортсмены аренами уже активно пользуются – тренировки никто не отменял. Иногда возникают накладки со входом. Атлетов для их удобства пропускают через отдельный пропускной пункт. Знают об этом не все, некоторые идут в общей очереди, и на наших глазах, например, бдительные охранники дали от ворот поворот нескольким голландским пловцам.

Так выглядел Олимпийский водный центр два года назад (на нижнем снимке) и так выглядит сейчас. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Так выглядел Олимпийский водный центр два года назад. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Так выглядит Олимпийский водный центр сейчас. Фото Дмитрий СИМОНОВ, "СЭ"
Так выглядит Олимпийский водный центр сейчас. Фото Дмитрий СИМОНОВ, "СЭ"

Если такого рода недоразумения останутся единственными, никто, полагаем, обижаться не станет. Осталось дождаться открытия и посмотреть, как себя проявят такие красивые снаружи объекты в боевых условиях. Честно говоря, уже не терпится в них побывать.

Тем временем за периметром жизнь кипит. Снуют туда-сюда олимпийские автобусы, развозящие людей в разные точки города. С важным видом осматривают окрестности военные и полицейские – обязательно в зеркальных солнцезащитных очках. Вовсю меняются значками фанаты-коллекционеры, у многих из которых имеются раритеты довоенных времен. Народ фотографируется у прозрачных заборов на фоне арен и вытягивает шеи, пытаясь заглянуть вглубь парка: а что там, как там? Почувствовал приближение Игр и малый бизнес: окрестные гриль-кафе со вкуснейшим мясом днем и ночью забиты людьми, а магазины не успевают заполнять холодильники газировкой и пивом.

Олимпийская деревня в 2014 году. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Олимпийская деревня в 2014 году. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Олимпийская деревня в 2016 году. Фото REUTERS
Олимпийская деревня в 2016 году. Фото REUTERS

Сложно поверить, что каких-то два года назад здесь пролегало пустынное шоссе, на его обочине велась мучительная стройка, а ленивые прорабы вяло пожимали плечами, когда мы спрашивали их о темпах и сроках.

Неслучайно все-таки организаторы разнесли олимпийские кластеры по нескольким частям Рио, две из которых – Барра и Деодору – были в этом месте не освоены. Олимпийские игры дают городскому пространству новую жизнь.

Правда, для кого-то – например, для выселенных жителей лачуг и трущоб, мешавших строительству, – Олимпиада несет горе и страдание. Но об этом как-нибудь в другой раз. Тема требует отдельного серьезного разговора. А пока смотрим на календарь и считаем дни до открытия!