Рио-2016. Виды спорта. Волейбол

Рио-2016

11 января 2016, 23:15

Яна Щербань: "Готовимся к выходу в финал Олимпиады"

Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Специальный корреспондент
Основная принимающая женской сборной России – о победе в олимпийской квалификации, Лиге чемпионов и своих мечтах

Андрей АНФИНОГЕНТОВ
из Стамбула

Доигровщица сборной России и московского "Динамо" буквально за полгода превратилась в одну из лучших принимающих мирового волейбола. В двух решающих матчах олимпийской квалификации – в полуфинальном и финале – соперницы подавали исключительно в Щербань. Они явно рассчитывали, что Яна дрогнет. Но волейболистка все выдержала, став одной из героинь турнира в столице Турции. А уже во вторник ее "Динамо" в Москве принимает первый клуб в профессиональной карьере Яны – "Протон". В России возобновляется национальный чемпионат.

ОБЕЩАЛИ ЗВАНИЕ, НЕСМОТРЯ НА "ПРОГУЛ" ЧЕМПИОНАТА ЕВРОПЫ

– На что может претендовать сборная России в олимпийском Рио?

– Нам все по силам. Будем готовиться к тому, чтобы дойти до финала. А финал – это финал, там всякое может быть и любые сюжеты возможны. Наши мужчины это не раз доказывали.

– Татьяна Кошелева говорит, что сборная может за лето заметно прибавить. В чем именно?

– Я с Таней абсолютно согласна. Заметно прибавить мы можем за счет отладки системы своей игры. Тут есть большое "поле" для работы. Пока мы зачастую побеждаем характером, эмоциями. Эти качества – наше оружие, наша сила. Но есть и другие козыри. Мы стали хорошо защищаться, заметно лучше подаем, прибавили на приеме и в коллективной игре на блоке. Но везде можно хоть немного, но добавить.

– Вы чувствуете в себе такую силу?

– Да. И это чувство приходит, когда мы вместе. Коллектив в сборной подобрался потрясающий. Это тоже очень важно.

– Специалисты скажут, что у сборной России есть слабое место – игра в два принимающих. В Анкаре вы дикую нагрузку выдержали, но кто гарантирует, что в Рио будет так же?

– Есть замены, есть возможности для отдыха по ходу игр. У нас мудрый тренерский штаб. Для меня лично волейбол в два принимающих проще, понятнее, удобнее.

– Почему?

– Ты четко знаешь: вот твоя половина площадки, именно ты за нее в ответе. А ответственности я не боюсь.

– Вы не пожалели, что не приехали осенью в Роттердам, где сборная стала дважды золотой?

– Пожалела. Но травма не оставила мне шансов. Я очень хотела быть рядом с девочками. Так уж вышло, что мне в это время нужно было пролечиться. Но внеплановый отпуск пошел на пользу. Может, я в Анкаре в итоге все выдержала благодаря тому, что получила возможность для передышки осенью.

– Вы пропустили чемпионат Европы, не прилетев в Роттердам. Медаль вам в итоге привезли?

– Нет. Меня не смогли заявить – паспорт же остался на руках, со мной в Москве. Видимо, поэтому и медаль в итоге не дали. Зато федерация обещала представить к званию мастер международного класса, несмотря на вынужденный "прогул".

– Для вас важны звания? Кажется, по нынешним временам сумма контракта важнее.

– И сумма важна, и титулы, и звания почетные. Я хочу этого "международника". Это мой подарок для мамы, которая тоже играла в нашей суперлиге и была стоящим игроком.

НАША СУПЕРЛИГА ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ МАСТЕРСТВА НЕ СПОСОБСТВУЕТ

– Вам не скучно возвращаться в будни суперлиги?

– Не скучно, хотя нынешний чемпионат повышению мастерства не способствует. В турнире много матчей, судьба которых решена изначально. Мы прекрасно понимаем, что обыграем соперниц. И не имеет значения, в каком состоянии сами находимся, какого качества волейбол покажем.

– Минимум пять команд хорошего уровня у нас есть.

– Но на медали могут претендовать три. Раньше таких клубов было в два раза больше. Средний уровень "просел", и это очень заметно. Правда, в Одинцове и Челябинске дали шанс молодым. Но для чемпионата было бы лучше, если бы амбициозные команды сохранились в Омске, Новом Уренгое, Липецке, Хабаровске, Белгороде, том же Одинцове.

– Наша сборная теперь не поедет на отбор в Токио, и можно немного удлинить сезон. Регламент суперлиги это позволяет…

– Пожалейте нас! Мы девочки, и хотим на пляж, к морю, чтобы забыть про тренировки хотя бы на четыре недели. Не нужно ничего менять.

– Публика хочет финалов. Волейбол – игра для зрителя.

– Финал и так будет. Да, это только один матч, но формат финального раунда для четырех команд по-своему интересен. Проведите его там, где люди придут в зал, покажите на общедоступном ТВ, и все в итоге будет прекрасно. Игрокам нужен отдых. До сборной я не понимала, когда читала интервью девушек об усталости. Но в сборной иной уровень сопротивления, напряжения, отдачи, ответственности. После турниров ты опустошена. Игроки сборной работают круглый год и нуждаются в передышках. Нам нужно перезаряжать "батарейки".

– Есть мнение, что летом наша лига потеряет многих звезд.

– Если говорить обо мне, тут все просто: есть действующий контракт. Он клубом четко выполняется. В этой ситуации ты сама никуда не уедешь, несмотря на мечты о дальних странах. Уехать куда-то можно только теоретически, и если "Динамо" захочет меня продать или отпустить. Но таких планов в клубе нет. Наоборот, мы нацелены сохранить нынешнюю команду и что-то выиграть вместе. Жаль, не смогли порадовать себя, спонсоров и болельщиков в Кубке России. Значит, злее будем и весной постараемся показать лучший свой волейбол в Лиге чемпионов и "Финале четырех" суперлиги. В каждом турнире хотим дойти до финалов.

– В Лиге чемпионов россиянкам сложно тягаться со "сборными мира" из Цюриха и Стамбула?

– Я так не думаю. Кто в Европе сегодня сильнее россиянок? В "Динамо" на площадку выходят шесть игроков сборной и бразильянка Фе Гарай. Мы не слабее любой команды в Лиге чемпионов. Главное, верить в себя и работать, чтобы стать сильнее. Лично я это поняла за минувший год, через работу в сборной добившись огромного прогресса как игрок. Сборная меня очень сильно изменила. Другой уровень, иные соперники. Соперничая с ними, ты растешь как игрок и личность.

6