9 февраля 2014, 22:40
О золотом командном турнире Олимпийских игр в Сочи – Евгений Плющенко и его тренер Алексей Мишин
Артем АГАПОВ из Сочи
– Так и ноги можно стереть! – повторял, переходя от одной группы к другой олимпийский чемпион Турина-2006 и теперь Сочи-2014, серебряный призер Солт-Лейк-Сити-2002 и Ванкувера-2010.
– Вы сделали все, что запланировали?
– Да, все. Утром на тренировке сделал два четверных. Но когда увидели, что нет Ханю и Чана, поняли, что в принципе можно катать и облегченный вариант: один четверной, два тройных акселя, два тройных лутца в комбинации с тройным тулупом. Что не очень порадовало, так это два заключительных прыжка – сальхов и риттбергер, но это объяснимо – на лутце с тулупом я почувствовал немножко защемление в спине.
– Это защемление не помешает выступить в личных соревнованиях?
– Думаю, это не повлияет. У нас завтра есть выходной, так что это никак не влияет на продолжение моих соревнований. Я вижу энергию, думаю, все будет в порядке. Буду катать короткую и произвольные программы. Да, есть легенькая трудность. Но, думаю, это не повлияет на продолжение моего выступления, потому что я хочу еще одну медаль. Я сейчас размялся, посмотрел зал и готов – у меня много энергии.
– Какая именно медаль вас устроит?
– У меня уже есть золотые медали, так что, поверьте, мне все равно. Золото, серебро или бронза – не имеет значения. У меня было три медали, а сегодня впервые в истории побеждаем в команде. Я люблю быть первым. И это очень здорово. А победа с командой для меня – то же, что и в личных соревнованиях. Я становлюсь двукратным олимпийским чемпионом – и, быть может, добавлю к этому что-то еще. Кто знает...
– Это первое золото России в Сочи, первое золото в командном турнире – не слишком ли исторический момент?
– Не слишком ли? Да это же здорово! Вы правы, это очень исторический момент. Я очень счастлив.
– Россия в Сочи представлена только одним фигуристом. Это оказывает дополнительное давление?
– Знаете, вокруг меня отличная команда – жена, это в особенности, а также тренер, хореограф, менеджер. Они мне очень помогают. Я катаюсь для них, для своих сыновей, своей семьи. Чувствую себя замечательно – и хочу еще больше медалей.
– Такая энергетика зала – такое было в вашей карьере?
– Это самая лучшая энергетика, она заводит – хочется кататься. И сегодня я видел, что зал катался со мной. Знаете, я сидел с командой – не так слышно, как на льду. Видно, так сделан зал, что при катании получаешь такую энергетику, такие аплодисменты... Когда вышел в первый раз, хотел куда-то спрятаться – потому что не ожидал такого напора от наших болельщиков, фанатов.
– Вы не рассматриваете возможность участия в следующих Играх?
– Молодец! – похвалил Плющенко автора вопроса, мечтательно поднял глаза и стал говорить через паузы. – Мне будет 35... Знаете, до меня этого, наверное, никто не делал... Почему бы нет? Может быть, попробовать и стоит. Не знаю... Для начала нужно немного отдохнуть, пообщаться с врачами – может, еще какую пластину вставить. Какие-нибудь, да. Но надо побыть сначала с семьей.
– Можно сказать, что вы оптимально подготовились к Олимпиаде?
– Конечно. Мы сделали выводы после чемпионата России. Знаете, я показал очень хороший прокат для всей федерации и специалистов с двумя четверными и всеми элементами. После этого пошло все наверх. И сейчас показательно: я в 7.30 никогда не катался и не делал четверной прыжок, а сегодня утром он был исполнен. Если надо было, то и два четверных сделал бы. Но нужно было поберечь силы.
***
– Мне понравилось, – начал Мишин. – Командный турнир накладывает определенные обязательства. Здесь спортсмен не рискует общим результатом. Поэтому нами был выбран оптимальный вариант, которым можно было поддержать команду. И этот тактический ход получился.
– Плющенко сделал все по своей программе?
– Он допустил две оплошности – в сальхове и риттбергере, мы не ожидали их. Но до этого он исполнил хорошие четверной, аксели, каскады. Женя мог и лучше, но этого не было нужно для команды – и так он первый. Он принес 9 и 10 очков, выполнил стоявшую перед ним задачу. Командный турнир – совсем другое дело, здесь нельзя рисковать. Никакого риска!
– Согласны, что Плющенко заявил самую сложную программу больше чем за десять лет?
– Нет, не думаю. Это была программа, словно нужно было оказаться в нужное время в нужном месте. Мы в нужное время сделали нужную программу.
– На личные соревнования силы останутся?
– Сейчас нужно отдохнуть от этого турнира, а потом думать о личном.
– Спортсмены признаются, что в командном турнире берегутся. Евгений поступал так же?
– У него не было выступления на все сто. Он не все выполнил, поскольку почувствовал неловкость в спине, поэтому сделал последние прыжки двойными, не стал рисковать прыгать тройными. Сегодня на первом месте была команда, никакого риска. Плющенко не хотел показать, какой он великий и красивый, он работал на общий результат.
– Но в целом вы довольны?
– Я очень доволен. Как может быть недоволен тренер, 20 лет работающий со спортсменом, который принес ему кучу медалей, как никакому другому тренеру. У нас Женя в книге рекордов Гиннесса. Хореограф Авдыш и тренер Мишин тоже в книге рекордов Гиннесса. Не забудьте это написать.
– Как вам в целом идея командного турнира?
– Четыре медали для такого прекрасного вида, как фигурное катание, очень мало. Пять – хорошо, а будет шесть – еще лучше! Посмотрите те же лыжи, столько там дисциплин. Они то классикой едут, то свободным стилем, то сначала классикой, потом – свободным. Поэтому можно придумывать что-то еще – больше участников, больше медалей.
– Эта Олимпиада – лебединая песня Плющенко?
– Евгений никуда не уйдет из фигурного катания, вы будете постоянно его видеть. Не исключаю, что мы еще как-нибудь с ним вернемся!