Сочи-2014. Хоккей

Сочи-2014

30 декабря 2013, 11:00

Линди Рафф: "Ничушкин может стать новым Овечкиным"

Наталия ШМЕЛЕВА
Корреспондент в Северной Америке

НХЛ. Регулярный чемпионат

После того как тренер команды НХЛ "Даллас" Линди Рафф, потирая красные от усталости глаза, отчитался за тренировочный день перед местными журналистами, на несколько минут специально для читателей "СЭ" он превратился в тренера олимпийской сборной Канады и немного рассказал о ситуации в стане наших соперников.

Наталия ШМЕЛЕВА
из Фриско

ОЛИМПИАДА

– Лидеры "Далласа" нападающие Джеми Бенн и Тайлер Сегин – напарники Валерия Ничушкина по первому звену. Каковы их шансы оказаться в олимпийской сборной?

– Имена этих игроков рассматриваются. Они проводят успешный сезон. Осталось немного времени. Надеюсь, что в этот короткий промежуток они еще будут рассматриваться. Но знаете, лист кандидатов у нас огромен.

– Имя Сегина нигде не упоминалось в списках кандидатов. Он слишком молод, чтобы играть?

– На позиции центрфорварда Тайлеру приходится конкурировать с Кросби, Таваресом, Тэйвзом и т. д. Эта позиция занята опытными игроками.

– Как происходит выбор игроков? Отбирает Айзерман или тренеры высказывают свое мнение?

– Мы проводим телефонные собрания. Примерно раз в две недели. Наверное, перед тем как назовут состав, у нас будет еще одно обсуждение.

– Как вы обсуждаете игроков?

– Если мы наблюдаем игрока в нашей собственной команде или в команде, против которой играем (а у нас есть список всех кандидатов), мы даем нашу оценку этому хоккеисту. Например, если Патрик Шарп в составе "Чикаго" встречается с "Далласом", я буду высказывать мнение о его игре.

– Вы обсуждаете только своих игроков или наблюдаете за потенциальными соперниками, которые также будут выступать на Олимпиаде?

– Нет, мы обсуждаем только тех игроков, которые потенциально могут выступать за сборную Канады. У нас полно проблем с собственными игроками (смеется).

– Значит, на последнем телефонном совещании вы утвердите олимпийский состав?

– Нет, финальный ростер все-таки будет утверждать менеджмент, после того как выслушает все наши мнения.

– Иногда в национальные команды берут уже наигранные клубные тройки или пары. Насколько это применимо к нынешней канадской сборной?

– В некоторых случаях, наверное, применимо. Если вспомнить 2010-й, то это работало. Очень часто пара игроков из одного звена клуба дает необходимую сыгранность.

– Давление на тренеров на домашнем льду больше чем обычно?

(Нервно усмехается.) Очень тяжело, когда Олимпиада проходит дома. В Ванкувере мы знали, что успехом будет считаться только золото. И где бы мы ни были, нам все время напоминали, что мы обязаны выиграть. И ты сам хочешь его выиграть, и все хотят. А если не выиграешь – пиши пропало.

– Вы говорили, что критичным для успеха команды в международных соревнованиях является время, за которое тренер способен донести до игроков их задачи. Олимпийский турнир скоротечнее чемпионатов.

– Да, мы не раз обсуждали, как важно выработать взаимопонимание между игроками. Практически в каждой игре звенья получаются разными, потому что идет поиск наилучшей формулы. Отсюда взлеты и падения в игре. Так, мы проиграли американцам на прошлой Олимпиаде, но потом наработали командный дух, и игра пошла.

– Можно сказать, что традиционно медленный старт канадской сборной на международных соревнованиях объясняется поиском "химии" в звеньях.

– Хм, может быть, есть такое немного. На прошлом чемпионате, когда я тренировал, мы хорошо стартовали. На Олимпиаде, может быть, старт получился не самым лучшим, но он был нормальным, и потом мы прибавили. Лучше на этот вопрос ответят ребята, за плечами которых три-четыре Олимпиады. Мой опыт говорит, что уровень Олимпиады значительно выше других турниров. Представьте, вы собираете элитных игроков и просите половину из них перестать делать то, что они привыкли делать всю свою карьеру. Большинство этих ребят проводят более 20 минут на льду, а тут они получают только 10-12. Так игрок понимает, что его роль будет в этой команде иной.

– Канадские игроки известны своим ответственным подходом к делу и умением сотрудничать. Разве это не так?

(Усмехается.) Да. Конечно, каждый хочет играть. Они говорят, что будут играть 2 минуты, 5 минут, 10 минут, что угодно, игра в большинстве, в меньшинстве: "Сделаю все, что от меня требуется".

Насколько для канадцев актуальна адаптация к большому льду?

– Я на это смотрю, как на удобное оправдание.

– Однако игра в связи с этим меняется, поскольку расстояния становятся больше.

– Не разделяю эту точку зрения. Я вот совсем недавно тренировал сборную на большом льду на чемпионате мира. Площадка остается такой же "внутри точек". Если остаешься на пространстве, ограниченном точками, это тот же самый хоккей. А если хочешь выйти за их пределы, то тебя ожидает суровая игра.

НИЧУШКИН

– Перед началом сезона вы говорили, что Ничушкину надо лучше играть без шайбы. Каков прогресс на данный момент?

– На мой взгляд, Валерий прогрессирует быстрее, чем должен по графику. Он проделал больше работы, чем я ожидал. Начал медленно, но по мере того, как стал привыкать к местному образу жизни, к игрокам, к лиге, к вратарям, к системе, к тому, как играть против определенных команд и как команды играют против него, он прогрессировал все больше. Больше, чем я ожидал от 18-летнего игрока.

– Когда Валерий сегодня допускает ошибки – это чаще отсутствие опыта или языковой барьер все еще присутствует?

– Думаю, что это от отсутствия опыта. Но не подумайте, что он не старается. Он старается так же, как и все. А когда допускает ошибки, то сразу же старается их исправить. Если он ошибается, когда идет к воротам соперника, то первым бежит назад, стараясь, чтобы оплошность не обернулась голом.

– В России поговаривают, что Ничушкин может попасть на Олимпиаду. Какие у него сильные и слабые стороны для соревнований такого уровня?

– Я думаю, он способен сыграть на Олимпиаде. Нет у него слабых сторон. Я действительно так думаю. Если перебрать всех российских игроков, которых я знаю в НХЛ, то он – в шестерке-семерке лучших российских форвардов.

– Если я правильно понимаю ваши слова, то получается, что лучший игрок "Далласа" Тайлер Сегин не находит места в канадской сборной, потому что там слишком много игроков лучше него на этой позиции, а для российской сборной талантливый, но совершенно неопытный 18-летний парень – самое то?

– Я не знаю других российских игроков, которые играют не в НХЛ. Я сравниваю только с Тарасенко, Овечкиным, Семиным и другими россиянами. Кто-то мне должен рассказать, что в КХЛ существуют ребята получше этих.

– Вы хотите сказать, что Ничушкин уже стал игроком уровня Овечкина?

– Конечно, Валерий не так хорош, как Овечкин, но у него есть все шансы стать таким. У Алекса годы опыта за плечами плюс физическая мощь. Валерию всего 18, и он силен, но не до такой степени. Овечкин весит 220 фунтов (около 100 кг. – Прим. "СЭ") и может "переехать" человека. У Валерия же тело не 18-летнего юноши, а взрослого мужчины, и это заставляет меня думать, что он может играть на Олимпиаде.