Сочи-2014. Статьи

Сочи-2014

6 февраля 2014, 19:50

Дмитрий Козак: "В чистом поле мы построили новый город"

Сегодня в главном пресс-центре Игр пресс-конференцию давали Дмитрий Козак, Виталий Мутко, Александр Жуков и Дмитрий Чернышенко. Поскольку к проекту Сочи-2014 часть зарубежной прессы настроена критически, их ждало непростое испытание.

Сергей БУТОВ
из Сочи

Официальную, по сути, пресс-конференцию России как страны-организатора репортеры ожидали с некоторой опаской. Слишком свежи в памяти аналогичные мероприятия с участием отдельных бывших руководителей российского спорта на крупных международных форумах (классика жанра – встреча руководства ОКР с журналистами в насквозь пропитанном допингом Солт-Лейк-Сити-2002, однако были и другие памятные встречи).

Учитывая тон в отношении Сочи-2014, взятый в зарубежных, особенно североамериканских СМИ, ожидалось, что иностранные коллеги устроят нашему "олимпийскому политбюро" перекрестный допрос, пока тот не запросит пощады. На деле все прошло куда миролюбивее. Во-первых, журналистов оказалось не так много (большинству критиков разъяснения организаторов вообще неинтересны). Во-вторых, самые болезненные точки были прощупаны, но довольно деликатно. Не в последнюю очередь это было связано с тем, что организаторы не мямлили, а отвечали по делу, не забывая при этом улыбаться и даже шутить (чаще всего – удачно).

С первых секунд инициативу захватил – и никому ее в итоге не отдал – вице-премьер правительства Дмитрий Козак, ответственный за олимпийскую стройку. На несколько вопросов удалось ответить министру спорта Виталию Мутко. Участие в пресс-конференции главы Оргкомитета Дмитрия Чернышенко ограничилось одним ответом, главы ОКР и члена МОК Александра Жукова – двумя короткими ремарками по мотивам ответов представителей правительства.

– С момента победы нашей заявки в Гватемале журналисты и простые люди задавали главный вопрос: успеет ли Россия выполнить взятые на себя обязательства? – поставил Козак вопрос ребром. – Ответ, как нам представляется, очевиден. Наша страна в рекордные сроки реализовала самый масштабный в олимпийской истории инвестиционный проект. Все обязательства перед МОК, зафиксированные в нашей заявке, выполнены.

В Сочи участников и гостей ждут самые компактные Игры в истории. Появился Олимпийский парк и новые горнолыжные курорты. По сути, мы построили новый город с современной социальной и спортивной инфраструктурой. Поставив изначально задачу модернизировать Сочи – жемчужину нашей северной страны, – мы успешно с нею справились. Наследие, материальное и нематериальное, которое оставят в стране эти Игры, переоценить трудно. Мы коренным образом изменили развитие массового и профессионального спорта в регионе, изменили отношение в обществе к людям с ограниченными возможностями и создали для них безбарьерную среду. Особо отмечу развитие волонтерского движения, введение новых экологических стандартов и современных технологий.

С завтрашнего дня внимание всей планеты будет приковано к Сочи. Около трех миллиардов человек во всем мире станут свидетелями церемонии открытия. Миллионы людей захотят лучше узнать и понять нашу страну. Россия заслужила этот праздник спорта.

Вместо многозначительной паузы перед сессией вопросов и ответов вице-премьер решился сыграть на опережение и перешел в контратаку, впрочем, довольно тактичную.

– Пытливый взгляд критика отыщет мелкие недоделки в огромном проекте, – сказал Козак. – Это объяснимо. Большинство объектов – а инфраструктурных среди них оказалось в 7 раз больше, чем непосредственно спортивных, – были построены в чистом поле. Остальные возводились либо в труднейших горных, либо в крайне стесненных городских условиях.

Я не боюсь заявить: мы стали свидетелями огромной победы России. Как говорят у нас, победителей не судят. При этом мы не отказываемся от критики, от замечаний, на которые мы стараемся немедленно реагировать. Я хочу пожелать всем вам комфортного пребывания в Сочи. Насладитесь этими Играми!

Последовал вопрос.

– Насколько безопасным местом являются Сочи? Вы можете гарантировать безопасность людей?

– Угроза терроризма в современном мире не имеет границ. Она носит глобальный характер. Акцент только на Сочи, даже на России в целом, на мой взгляд, несправедлив. Уровень угрозы и одновременно уровень безопасности в Сочи ничем не хуже и не лучше, чем в Нью-Йорке, Лондоне или Бостоне. Исходя из той информации, которая к нам сегодня поступает – а наши спецслужбы работают в сотрудничестве со всеми странами Европы и Северной Америки, – нет никаких оснований для того, чтобы говорить, что Сочи и Россия находятся в большей опасности, чем любая точка нашей планеты.

– Так вы гарантируете безопасность?

– Мы можем гарантировать безопасность ровно в той мере, в какой ее может гарантировать любое правительство при проведении такого масштабного мероприятия при столь массовом скоплении людей.

– Согласно последнему опросу центра Левады, почти 40 процентов сказали, что Россия получила Олимпиаду для того, чтобы чиновники "распилили" бюджет. Почему не только западные журналисты, но и простые россияне имеют циничный взгляд на эти Олимпийские игры?

– По поводу коррупции. Мы все с вами являемся сторонниками демократического процесса и презумпции невиновности. Факты коррупции и воровства должны быть подтверждены судом. Я вас уверяю, что перед правоохранительными органами была поставлена четкая задача – следить за расходами. Контроль был беспрецедентный, и те факты, которые мы выявили, общеизвестны. Нет оснований говорить, что в Сочи была масштабная коррупция, воровство и "распил". И еще. Если бы мы поспешили в каких-то случаях отреагировать, не сомневаюсь, что нас бы раскритиковали за отступление от демократических принципов и неуважение к презумпции невиновности.

– Стоимость Игр-2014 превысила любые ожидания. Вам не кажется, что Россия сослужила недобрую службу олимпийскому движению, столько потратив за эти 7 лет?

– У каждой страны свой путь. И мы не считаем вправе давать другим организаторам рекомендации. Каждый сам должен понимать, какие цели он преследует, проводя Игры у себя дома. Ему же и оценивать эффективность вложений.

Да, мы свои вложения считаем эффективными. Подавая заявку на Игры, мы знали, что речь идет о создании круглогодичного курорта в Сочи, и понимали масштаб будущих инвестиций. Гордимся тем, что сумели привлечь рекордное количество частных инвесторов. Именно на их средства, к примеру, были построены четыре горнолыжных курорта в Красной Поляне, хотя для проведения Олимпиады – я это подчеркиваю – требовался только один.

На ближайшие четверть века мы, можно сказать, сняли все вопросы и ограничения по развитию бизнеса в Сочи. В самом городе создано более 60 тысяч рабочих мест. Олимпийские объекты будут использоваться – на них в ближайшие годы пройдут чемпионаты мира по различным видам спорта.

Создана трасса для "Формулы-1", которая уже в 2014-м впервые приходит в Россию. Построен – также впервые – российский "Диснейленд". В Сочи будут проходить выставки, конференции. Построены два новых морских порта. Заключено уже 169 контрактов на заход в Сочи в 2014-м туристических круизных лайнеров – это серьезный, между прочим, результат.

Вне всяких сомнений, ожидаем наплыва туристов в регион. Даже в прошлом году, когда еще не было закончено строительство, Сочи посетили 3,8 миллиона человек. Мы ожидаем удвоения этой цифры.

Жуков: – Хочу добавить, что вчера на сессии МОК вопрос о стоимости Игр обсуждался. Члены МОК пришли к выводу, что для будущих организаторов необходимо еще на стадии заявки четко разграничивать, сколько "стоят" сами Игры, а сколько – инвестиции в инфраструктуру городов и целых регионов. Для вашего внимания: непосредственно стоимость проведения Игр в Сочи не превышает стоимости проведения Игр в Ванкувере-2010. Инвестиции же напрямую с Олимпиадой не связаны.

– Насколько конкурентоспособной будет в Сочи сборная России?

Мутко: – По сравнению с Ванкувером-2010 была расширена программа зимних Игр. Появилось 12 новых дисциплин, которые довели количество комплектов наград до 98 в 14 видах спорта (это по классификации Минспорта, при том что по классификации МОК их 15. – Прим. "СЭ"). Если в Ванкувере мы способны были претендовать на медали в 6 видах, то в Сочи, надеемся, уже в 11. У нас очень молодая команда – средний возраст 22 года – с прекрасной перспективой даже на Игры-2018. Самому юному участнику Юлии Липницкой всего 15 лет. Благодаря Сочи мы смогли дать импульс развитию детско-юношеского спорта. Количество людей, пришедших в детско-спортивные школы в России, уже увеличилось в два раза!

– Отчетливо видно, что российские спортсмены массово отказываются от общения с прессой. Без остановки идут пресс-конференции канадцев, американцев, японцев, австралийцев и так далее. Россия в этих мероприятиях не участвует. Вам не кажется это странным, учитывая, что вы упускаете реальную возможность представить сборную России всему миру?

– Никаких запретов на общение с журналистами не было. Некоторая закрытость вызвана исключительно волнением и желанием показать лучший результат. Поверьте, по ходу турнира российская команда будет все более и более открытой. Но перед стартом у каждого своя тактика. После неудачного Ванкувера наши спортсмены, возможно, стараются меньше говорить. Предстартовое волнение, безусловно, присутствует.

После окончания пресс-конференции репортерам удалось ненадолго задержать Чернышенко.

– Какова ситуация с продажей билетов? – вопрос от "СЭ".

– Спрос в эти дни огромен. Мы приняли решение поступить таким образом, чтобы часть наиболее доступных билетов на самые популярные сессии можно было приобрести в кассах, которые открылись с четверга на всех спортивных объектах. Поэтому у тех, кто уже приехал в Сочи, есть уникальная возможность купить самые привлекательные билеты по самой привлекательной цене.

– Вы ожидаете полные трибуны на всех соревнованиях?

– Статистика, которая доступна мне, показывает, что трибуны будут заполнены полностью, но давайте последим за прогрессом пару дней. Сейчас в "Экстрим парке" трибуны заполнены даже во время квалификации в слоупстайле.

– Во время церемонии открытия Игр ожидается ретроспектива истории России. Правда, что МОК убедительно просил организаторов не делать акцента на Великой Отечественной войне с ее печальной историей?

– Мы не комментируем церемонии до того момента, как вы их увидите.

– Вас не задевало, что размах строительства очень большой, но всех интересовало то, что недоделано?

– Я думаю, что это уйдет, когда начнутся соревнования. Допускаю, что был определенный информационный повод, все юморили. Нет, нас это не оскорбляло. Мы знали, что никакого отношения к действительности это не имело.

– Есть что-то, о чем вы сожалеете?

– Мы абсолютно довольны тем, чего нам удалось добиться на сегодняшний день. Наверное, теперь нам хотелось бы провести в Сочи еще и летние Игры, но это будут делать другие люди.