26 декабря 2009, 11:50
После объявления предварительного состава на Олимпийские игры в Ванкувере интервью "СЭ" дали тренеры сборной России.
Корреспондент "СЭ" позвонил Вячеславу Быкову в Уфу вчера днем - за два часа до старта матча регулярного чемпионата КХЛ "Салават Юлаев" - "Северсталь".
- Вячеслав Аркадьевич, "список 23" вызвал огромный интерес у болельщиков. Хотелось бы получить ваш короткий комментарий.
- Извините, но в день матча своего "Салавата" я сокращаю общение с журналистами до минимума, стараюсь все внимание уделить команде. Кроме того, штаб сборной уже уведомил прессу, что воздерживается от публичных комментариев по "списку 23".
- Но почему?
- Потому что, на наш взгляд, пока ничего судьбоносного не произошло. Просто очерчен круг кандидатов. Причем как ближний круг - из 23 игроков, так и более широкий - из пятидесяти, которые в свое время были включены в расширенную заявку. На самом деле список, озвученный утром, - по-прежнему промежуточный. По большому счету у каждого игрока из "списка 50" все еще остается шанс сыграть в Ванкувере.
- Даже у вратаря Николая Хабибулина, который в четверг впервые за 40 дней вышел в Эдмонтоне на лед и начал тренироваться?
- Совершенно верно. Конкуренция за места в сборной продолжается.
- Что же может вас заставить произвести замены в "списке 23"?
- Представьте, к примеру, что кто-то, не дай бог, получит травму. В этом случае замена будет осуществляться оперативно, что называется, по факту. Но хотелось бы такого развития событий избежать.
- Означают ли ваши слова, что изменения в состав команды теперь могут внести лишь травмы?
- Нет, не означают. Во внимание, как нам разъяснили в ИИХФ, может быть взят и такой важный фактор, как снижение спортивной формы.
- А почему вы выбрали формулу "8 защитников и 12 нападающих"? В Северной Америке, где клубы обычно играют в три пары защитников, сборные часто формируют по схеме "7 плюс 13", чтобы в случае форс-мажора иметь лишнего форварда...
- У нас подход другой. Российский хоккей славится своими нападающими, многие из них в своих клубах привыкли в некоторых ситуациях играть сразу в двух звеньях. Поэтому больше степеней свободы нужно именно в обороне. Отсюда и формула "8 плюс 12", в которую мы верим.
- В "списке 23-х" - четыре представителя "Салавата". Сегодня утром на тренировке, узнав о своих олимпийских перспективах, они летали?
- Знаете, некоторые уфимские игроки в предварительный состав сборной попали, тогда как другие - увы, нет. Но в том-то и заключается профессионализм нашего клуба и наших игроков. На тренировках все они, как вы говорите, летают - вне зависимости от привходящих обстоятельств.
- Ковальчук - Афиногенов, Овечкин - Семин, Морозов - Зарипов, Зиновьев - Радулов. Случайно ли в состав сборной попали именно эти, наигранные в клубах, связки?
- Тенденция подмечена верно. Фактор сыгранности наш штаб всегда рассматривал как один из ключевых.
- В эти дни в Северной Америке с нашими заокеанскими кандидатами встречается генеральный менеджер сборной Владислав Третьяк. Вы с ним обсуждали итоги его поездки?
- Мы с Третьяком находимся в постоянном контакте, я знаю все подробности его встреч, располагаю подробной информацией из НХЛ.
- Эта информация отложила отпечаток на состав "списка 23-х"?
- Вне всяких сомнений.
- Удивлены ли вы тем фактом, что на глазах Третьяка почти все наши легионеры НХЛ выдают свои лучшие матчи в сезоне?
- Вижу в этом отношение наших энхаэловцев к сборной России. С другой стороны, все они сейчас набрали великолепную форму, все проводят блестящие матчи, что накануне Олимпиады не может не радовать.
- Ваши критики уже жалуются на то, что вы не сделали из процедуры оглашения "списка 23-х" яркое шоу. Что скажете?
- Мы знаем, что у нас есть противники и что, наверное, они никогда и ни при каких результатах не успокоятся. Что ж, возможно, это и к лучшему - критика необходима. Правда, конструктивная, а не огульная.
Что касается вашего вопроса, то мы умышленно не хотели делать из промежуточного мероприятия шоу. Не в наших принципах говорить "гоп" до прыжка, впустую растрачивать и свою энергию, и энергию своих хоккеистов. Кроме того, надо щадить чувства тех хоккеистов, которые пока не попали в заявку, но остаются в ближайшем резерве. Учитывая все эти факторы, мы и решили все осуществить предельно спокойно.
- А кто, кстати, первый в вашем резерве?
- Все, кто попал в расширенный список.
- В дни Кубка Первого канала вы говорили о том, что в олимпийской сборной может быть даже пятеро центральных нападающих. Но в "списке 23" их лишь четверо...
- Согласитесь, что Виктора Козлова можно рассматривать как скрытого центрального, - парировал ассистент главного тренера сборной и "Салавата" Игорь Захаркин. - А кроме того, не стоит к каждому произнесенному нами слову относиться, как к догме. Идей у нашего штаба много, но далеко не все они после творческих споров обязаны претворяться в жизнь.
Хотел бы обратить внимание на один важный момент. По сути, мы выходим на финишный этап подготовки к Олимпиаде. Сейчас любая наша неосторожная фраза относительно комплектования команды, каких-то тактических нюансов может только навредить. Информацию такого плана мы теперь будем строго дозировать. Надеемся, что российские болельщики нас поймут.
- Для всех стало сюрпризом то, что штаб сборной не стал сокращать кахаэловский сектор команды, а в энхаэловском Фролову предпочел Афиногенова...
- Еще раз хочу подчеркнуть, что речь пока идет о предварительном составе сборной. В данном случае мы учли, что Афиногенов за океаном выступает в одном звене с Ковальчуком.
- Ковальчук - Афиногенов, Семин - Овечкин, Зарипов - Морозов. Похоже, вы пошли по пути наигранных связок, которые остается "нашпиговать" центрфорвардами...
- Да, определенные задумки есть. Но я еще раз хотел бы подчеркнуть: Олимпиада, по сути, уже началась. Нас тщательно изучают, за нами, можно сказать, шпионят. В такой ситуации любое неосторожно сказанное слово может принести России вред.
- А кто нас изучает? И где?
- Скажем, на Кубке Первого канала многие наши тренировки снимались на видео специалистами из Европы и Северной Америки. Мы это видели.
- Можно ли было "шпионам" помешать?
- А как? Это ведь были люди, официально аккредитованные на турнире. Правда, кое-какие меры мы все же предприняли - наши занятия стали ограниченно закрытыми для прессы. Допуск на них получали лишь хорошо нам известные российские журналисты.
- Не ждете ли вы от Олимпиады революционных изменений в тактике?
- Думаю, революций не будет. Сборные постараются показать лучший, но традиционный для себя хоккей. Скажем, не удивлюсь, если шведы каким-то образом осовременят свою систему двух торпед, канадцы способны добавить в жесткости и агрессивности.
- А чего ждать в Ванкувере от россиян?
- Скорости, скорости и еще раз скорости.
- Именно поэтому вы и отдали предпочтение Афиногенову?
- Извините, но мне пора идти на матч, - рассмеялся Захаркин, оставив вопрос без всем очевидного ответа.
Вчера питерский СКА выиграл в Омске у "Авангарда" - 4:2, а главными героями встречи стали не попавшие в "список 23" Максим Сушинский, на счету которого две шайбы, и автор победного гола Сергей Зубов. После матча Сушинский, ставший теперь лучшим бомбардиром лиги (47 очков), дал интервью корреспонденту "СЭ" Константину ИВИГИНУ.
- Вы не попали в олимпийский "список 23" - и тут же отметились в Омске дублем и голевой передачей. Хотели что-то доказать тренерам сборной?
- Да бросьте! Что и кому мне было доказывать? Я сыграл в первую очередь для своей команды. Соскучился по партнерам, они по мне. Вот и выдали результат.
- От кого узнали, что в новом списке вас нет?
- Не помню, честно говоря. В команде тридцать человек - вот кто-то и сообщил новость во время завтрака.
- Расстроились?
- Не сказал бы. Конечно, было интересно, кого выберут тренеры. Но выводы делать рано - до Олимпиады еще немало времени. Возможны травмы, да и вообще все что угодно может произойти. Прекрасно помню, как в Турине из запаса пришлось подниматься Андрею Таратухину и Ивану Непряеву. А вдруг меня тоже возьмут в Ванкувер на подмену? Верю, что шансы попасть на Олимпиаду я еще не потерял. И не вижу ничего зазорного в статусе запасного.
- На московском этапе Евротура Вячеслав Быков и Игорь Захаркин разговаривали с вами, Максим, относительно олимпийских перспектив?
- А чем я отличаюсь от других ребят? В таком случае тренерам пришлось бы человек пятнадцать, не меньше, вызывать для бесед. Считаю, сыграл в Москве так, как умел. Конечно, в четвертом звене не так много возможностей себя проявить. Но мы ничего не пропустили, забросили одну шайбу. Да и в меньшинстве отработали вполне достойно.
- Есть ощущение, что в сборной вы недоиграли, а в СКА теперь отвели душу.
- Это ваше мнение. Я же считаю, что в сборной выложился полностью.