Допинг
5 апреля 2018, 20:00
Наблюдать, как что-то в жизни меняется к лучшему, всегда приятно. Особенно, когда эти изменения происходят без понуканий общественности, по инициативе профессионалов, которые работают в этой области.
В среду вечером на сайте "СЭ" вышел материал под названием "Справка для чемпионки". В нем была рассказана грустная история чемпионки России по биатлону Маргариты Васильевой, которая страдает от бронхиальной астмы, но никак не может себе оформить терапевтическое исключение (ТИ), которое позволит ей на легальных основаниях использовать запрещенный ВАДА сальбутамол.
За весь 2017-й год российские спортсмены получили всего 22 ТИ на использование запрещенных препаратов. Для сравнения, в США их стабильно, как минимум, в десять раз больше. И вот теперь в России запускается масштабная государственная программа для помощи таким, как Васильева. Так что скоро мы сможем говорить не только о норвежских., но и о российских астматиках, которые абсолютно легально будут употреблять запрещенные препараты. Но – только по показаниям здоровья.
СПОРТИВНАЯ АСТМА – ЭТО ОБЪЕКТИВНАЯ ПРОБЛЕМА
– На прошлой неделе были подведены итоги открытого конкурса ФМБА для учреждений, которые могли бы оказать реальную помощь нашим спортсменам, страдающим от заболеваний органов дыхательных путей, – заявил "СЭ" заместитель директора по научной и инновационной работе НИИ Пульмонологии, доктор медицинских наук Кирилл Зыков. – Нашему институту удалось победить в этом конкурсе и буквально сегодня мы приступаем к работе. Ее цель состоит в том, чтобы выявить в сборных командах астматиков, в особенности в циклических видах спорта, предоставить им качественную диагностику и впоследствии дать тем, кто в этом объективно нуждается, возможность принимать необходимые препараты, в том числе и запрещенные, не опасаясь проблем с допинг-контролем.
– Вы же наверняка знаете, что в российском обществе спортсменов-астматиков зачастую приравнивают к допингерам, которые специально рисуют себе нужные справки, чтобы легально употреблять допинг.
– Есть такое довольно распространенное мнение, согласен. Но на самом деле, оно абсолютно не соответствует действительности. Интенсивные тренировки с раннего возраста в условиях холодного воздуха или хлорированной воды могут привести к развитию гиперреактивности (усиленная реакция бронхов, характерная для бронхиальной астмы – Прим. "СЭ"). Это объективная проблема. Если ее не решить, спортсмен не только не сможет показывать результат, но и, главное, останется без адекватного лечения.
НУЖНЫ ТРИ ГОДА
– Как на практике вы будете помогать российским астматикам?
– Прежде всего, мы должны будем выявить группу спортсменов, которые реально нуждаются в помощи. Для этого был составлен специальный опросник. На основании ответов мы поймем, кого нужно пригласить для дальнейшей диагностики. Все обследования займут два дня, причем необязательно подряд. Затем будет поставлен диагноз и, при необходимости, выписана терапия.
– Васильева рассказывала, что в институте, где она обследовалась, не работал велоэргометр и поэтому она не смогла получить справку. Вы можете гарантировать, что не просто поставите диагноз, но и реально поможете спортсменам собрать все необходимые для ВАДА документы?
– Конечно. Наша работа не ограничивается здесь чисто медицинской темой. Мы будем взаимодействовать с юридическими и другими службами, чтобы документы удовлетворяли всем правилам.
– У вас уже есть понимание, скольким примерно "скрытым" астматикам удастся помочь оформить ТИ?
– Все будет зависеть от результатов опросника, но уже ясно, что таких спортсменов будет немало. Пока наша деятельность рассчитана только на 2018-й год, но надеюсь, она будет продлена. По идее, нужны хотя бы года три, чтобы не только помочь всем нуждающимся спортсменам, но и поработать с врачами сборных команд. Они обязаны понимать алгоритм, что делать в каждой конкретной ситуации. Иначе получается, что люди порой проходят ненужные обследования, тратят свое время и силы впустую, а нужный препарат в итоге так и не получают. Плюс, у нас есть собственное научное исследование в этой области, которым мы планируем параллельно заниматься. Надеюсь, если все получится, в итоге Россия будет не только не отставать от стран Запада в этой части спортивной науки, но и пойдет хотя бы на полшага впереди.