28-летний Илья Фролов, многократный победитель чемпионатов мира (в том числе - в личном первенстве-2008) - не только приятный молодой человек. Как следует из анкеты Международной федерации пятиборья, он еще и… кумир двукратного олимпийского чемпиона Андрея Моисеева!
- Вы об этом знали? - первым делом интересуюсь у Фролова.
- Мы вместе с Андреем эту анкету заполняли, так что знал, конечно. Я очень долго отговаривал его это писать. Но он в итоге настоял на своем.
- А вы почему в этой графе указали Романа Абрамовича?
- А почему нет? Кумиров в полном смысле этого слова у меня нет, чтобы прямо на кого-то равняться. Можно было, к примеру, написать не Абрамовича, а того же Билла Гейтса или Стива Джобса.
- Это все люди не из мира спорта. Неужели не восхищались кем-то из спортсменов, хотя бы в детстве?
- Да нет, я никого особенно и не знал. И сейчас не знаю. Из великих разве что Андрея Моисеева. В следующем году его в кумиры и напишу (смеется).
- Вы с Моисеевым на соревнованиях живете в одном номере, куда-то ходите тоже чаще всего вместе. Похожи характерами?
- Скорее, нет. Андрея веселый такой, а я поскромнее. Как тогда уживаемся? Ну, бывает, конечно, что хочется задушить друг друга подушками (смеется). Но к вечеру все проходит. Бывает, не разговариваем день, но очень-очень редко.
- Мужскую сборную России у журналистов принято делить на старшее поколение - то есть вас и Моисеева, и молодое - Сергея Карякина и Александра Лесуна. Не обидно, что вас в 28 лет записывают в ветераны?
- Я спокойно к этому отношусь. Тем более что мы с Андреем пока ветеранами себя не считаем. К тому же ребята тоже уже так давно в сборной, что и их можно в эту категорию записывать (улыбается).
- Разница в возрасте вообще имеет значение?
- Скорее, нет. (Задумывается.) Может быть, им что-то дается легче. Все-таки мы уже многое прошли, за это время фактически сменилось три вида пятиборья. Нам сложнее перестроиться со старых правил на новые. Ребята одними из первых поймали эту новую "фишку", научились бежать и стрелять одновременно. А для меня и для Андрея этот переход получился проблематичным.
- А титулы в команде, где все были чемпионами мира, играют роль? Есть особый статус у двукратного олимпийского чемпиона Моисеева?
- Естественно. Я думаю, на него все стараются равняться. У Андрея есть очень хорошее качество - собираться в нужный момент. Что он уже неоднократно показывал.
- В интересах подготовки мужскую команду в этом сезоне поделили надвое - вы с Моисеевым готовитесь по своему плану, Карякин с Лесуном - по своему. Это не создает лишнего антагонизма в коллективе?
- Нет. Хотя лично я думаю, что все равно лучше тренироваться вместе. Командный дух - он и в Африке командный дух.
- Про вас очень часто пишут в родной Самаре. Например, вашу свадьбу освещали так, что иной артист позавидует. В родном городе вы знаменитость?
- Не так чтобы очень, но про меня знают, да. У нас в принципе городок не особенно большой. И все известные спортсмены разъехались по другим местам, я чуть ли не единственный, кто остался. Поэтому так много интервью, передач и всего остального.
- Вас это не напрягает?
- Нет, а почему это должно напрягать? Я не стесняюсь и никого не скрываю. Невесту все видели, родителей на свадьбе тоже могли при желании заснять. Я в этом смысле охотно иду на компромиссы и могу даже сам куда-то попроситься. В дальнейшем это все равно пригодится. Хуже, во всяком случае, точно не будет.
- Сколько времени у вас получается проводить в родном городе?
- В этом году - катастрофически мало. Но я объяснил родным, что год олимпийский и надо чуть-чуть потерпеть.
- Как вы уживаетесь с мыслью, что претендентов в сборной четыре, и все достойные, а мест в олимпийской команде - всего два?
- Я абсолютно спокойно оцениваю эту ситуацию и не собираюсь замыкаться в себе, даже если не поеду в Лондон. Понимаю, что на данный момент шансы у меня очень небольшие. Если не получится сейчас, буду стараться попасть на следующие Игры в Рио.
- Тем не менее нынешний сезон вы начали более чем удачно - выиграли стартовый этап Кубка мира в американском Шарлотте.
- Да. А потом как-то не заладилось. Не могу соединить все воедино. К этому нужно приходить постепенно. Сложно сразу взять и выдать все пять видов на "пять с плюсом". В Шарлотте подвело плавание, поскольку я был не особенно готов. Но и во всем остальном я чувствовал, что могу прибавить. Просто пока не получается это реализовать.
- Вам не обидно, что на страну дается всего две олимпийские вакансии? Ведь есть виды спорта, где их больше, например, теннис или легкая атлетика?
- Иностранцы обычно шутят: хорошо, что вас русских на Олимпиаде будет только двое. А насчет обиды… Знаете, нам обидно из-за того, что на Играх нет ни эстафеты, ни командных соревнований. Хотя команду можно было бы сделать.
- Но по слухам, куда реальнее не расширение пятиборья на Играх, а его возможное исключение из олимпийской программы.
- Да, я не первый год такое слышу. Но прошло уже две Олимпиады, а мы все еще остаемся. А сторонники этой идеи только лишний раз собирают какие-то саммиты. (Пауза.) Я не понимаю, как можно выкинуть вид, который фактически лег в основу Олимпийских игр, ведь его придумал сам Пьер де Кубертен?!
- Как вы считаете, пятиборье можно раскрутить так, как, к примеру, раскрутили биатлон?
- В наше время раскрутить можно что угодно. Было бы желание и материальный стимул. (Улыбается.)
- Как любого пятиборца, вас часто спрашивают о любимом виде. Но вы, насколько я знаю, ни один для себя не выделяете?
- Да. Раньше безумно любил бег. В удовольствие бегал невероятные кроссы. А сейчас нравится все, с огромным желанием выхожу и на верховую езду, и на фехтование. Единственное, что, наверное, не полюблю никогда, и чем не буду заниматься по окончании карьеры, это плавание. Это холодное мокрое состояние для меня - просто жуть. У меня мама работает в бассейне, так что воды в жизни было выше крыши.
- Вас называют "первыми ногами" сборной России. Согласитесь?
- В беге я действительно могу всем составить конкуренцию. А вот объединить его со стрельбой пока не могу. Хотя мне случалось и выигрывать "комбайн".
- Раньше вы признавались, что побаиваетесь лошадей. Научились находить к ним подход?
- Со временем понял, что с лошадьми все же можно найти общий язык. Есть какие-то простейшие азы. Плюс многое можно увидеть по прыжку, как лошадь на него идет. Например, если прижимает уши, значит, есть у нее какие-то сомнения.
В Москве, в ЦСКА, хожу на конные тренировки с удовольствием. Хотя и страшно, реально. Под руководством Андрея Владимировича (Тропина - старшего тренера мужской сборной) каждый раз, как последний (смеется).
- Объясните, чем так плохи английские лошади, которые у пятиборцев пользуются недоброй славой?
- Дело в разных школах. Есть немецкая, есть российская, белорусская. У всех своя специфика, где-то нужно просидеть, а где-то, наоборот, корпус вперед подать. Английские лошади выучены так, чтобы чувствовать на себе всадника до самого последнего удара копытом перед прыжком. Нельзя делать лишних движений. Как сел ровно, так и должен на ней, как на стуле, доехать до конца. А наши лошади немного по-другому себя ведут. За пять-шесть лет моего опыта общения с английскими лошадьми самое большее я набирал, наверное, тысячу очков (при максимуме в 1200. - Прим. Е.К.): сбивал препятствия, не мог разобраться, как управлять лошадью.
- И все же для подготовки к Олимпиаде английских лошадей для сборной не купили, хотя такие планы были.
- Наши намного лучше! К тому же не факт, что в Лондоне будут только английские лошади. На Олимпиаду могут привезти венгерских или испанских.
- Помимо лошадей, всем остальным для подготовки к Играм по линии Министерства спорта обеспечивают нормально?
- Да, без министерства мы никуда. И в денежном плане, и в смысле пропаганды нашего вида спорта. Со сборами и остальным у нас все на "пять с плюсом", думаю, многие даже позавидуют.
- Титул чемпиона мира, завоеванный в 2008 году, как-то вас изменил?
- Для меня это было очень значительное событие, потому что чемпионат мира мы на тот момент не выигрывали больше десяти лет. И вот после такого перерыва я беру золото, да еще в Венгрии, где современное пятиборье - один из двух самых любимых видов спорта. Так что это было двойное удовольствие. Плюс сразу начались какие-то дивиденды родной спортшколе, самарской федерации стали выделять больше денег, сильнее стали пропагандировать пятиборье. И теперь в Самаре очень много хороших перспективных пятиборцев.
- Значит, есть кому прийти на смену вашему блестящему поколению?
- Да. За место в юниорской сборной идет такая же по накалу борьба, как у нашей четверки. Только их там человек семь-восемь.
- Не секрет, что олимпийская медаль в пятиборье людьми, составляющими всевозможные планы, давно посчитана. Спортсменам каково это осознавать?
- Конечно, это ответственность. А еще ощущение, что вот станешь ты олимпийским чемпионом - и у тебя будет все (улыбается). С медальными планами то же самое было и в Пекине. Тогда кто-то нам сказал: наши самые коронные виды в конце, вот сейчас приедут синхронистки, гимнастки и пятиборцы - и будут нам медали. А мы сидим и думаем: ага!
Хотя Олимпиада - это больше праздник, чем соревнование. В 2008 году я особенно ничего и не запомнил. Только олимпийскую деревню, столовую, где собирались великие спортсмены. Когда приехала сборная Бразилии по футболу, там такой аншлаг был, не то слово.
- А у пятиборцев есть такие места, где при их появлении случается аншлаг? Например, в Венгрии?
- Естественно. Некоторые фанаты приезжают на каждые соревнования, причем всем этим людям далеко за сорок. Ходят такие дедушки, все с заготовленными фотографиями. Некоторые даже письма мне присылали с фото, я расписывался и отсылал обратно.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА