6 июня 2013, 10:10
Двукратный олимпийский чемпион, с осени прошлого года занимающий пост главного тренера сборной России, поделился с "СЭ" первыми итогами своей работы и взглядами на то, как должно развиваться пятиборье, чтобы не повторить участь борьбы, чье место в Олимпийской программе внезапно оказалось под большим вопросом.
- Ваш первый крупный турнир в роли главного тренера - финал Кубка мира в Нижнем Новгороде - сложился не так удачно, как хотелось бы. Да еще сразу три лидера мужской сборной получили травмы.
- Это спорт. Мы же не работы. В прошлом олимпийском цикле мы выигрывали все старты, чего в пятиборье практически не бывает. Сейчас взяли небольшую паузу, пошел спад. Не вижу в этом особой проблемы. Всем понятно, что основной старт для нас - это Олимпиада-2016. Я бы предпочел до Рио не выигрывать ни одного старта, а на Играх собрать полный комплект наград, чем наоборот.
- Такой настрой у вас появился из-за неудачи на Играх в Лондоне, где российские мужчины не попали на пьедестал?
- Да. Просчетом тренеров да и нашим личным было то, что мы не сумели к Играм сохранить себя психологически, устали и истощились. Эмоций и олимпийского задора нам и не хватило. В новом олимпийском цикле хотим этого избежать. У нас будет прин-ципиально иная система отбора, чтобы уже за полгода определить лидеров и целенаправленно готовить их к Играм. Разумеется, при этом в составе должны быть люди, готовые в случае форс-мажора кого-то заменить.
- Одни считают, что главный тренер - кабинетная должность. Другие уверены - что это в первую очередь практическая работа. А как у вас?
- Думаю, первые ближе к истине. Тренерского процесса как такового я касаюсь меньше: у нас в штате шесть старших тренеров, которые за него отвечают. Хотя без практической работы не обойтись. На бортике с секундомером я не стою, но, если ситуация требует моего решения, если нужна подсказка, я включаюсь. Вообще спектр работы огромнейший. Тут и принятие календарного плана, утверждение комплексной программы развития пятиборья, экипировка, формирование состава, определение критериев отбора.
- Не пожалели, что впряглись в это дело?
- А чего жалеть? Это мой родной вид. Обычно, когда человек заканчивает со спортом, ему нужно перестраиваться, чтобы найти себя. А здесь материал мне понятен. Куда двигаться и как достигать целей, знаю.
- Вы жесткий руководитель?
- Самому себя сложно оценивать. Но я считаю, что в некоторых моментах все-таки недостаточно жесткий. Но сильно по этому поводу не переживаю: думаю, все придет с опытом.
- Вам не показалось, что неудача в Лондоне сильно ударила по интересу к пятиборью в России?
- На самом деле нет. Хотя случившееся действительно стало трагедией. Все уже настолько привыкли к нашим победам, что были уверены: на Олимпиаде обязательно будет медаль, а то и две. Это привело к тому, к чему привело. Возвращаясь к вашему вопросу, сейчас у нас, наоборот, появился контракт с телевидением на освещение всех крупных турниров. Это должно дать нам большой импульс. Да и люди на словах "современное пятиборье" уже не делают квадратные глаза. Будем продолжать просить у Минспорта современную базу, которой у пятиборья по-прежнему нет. В результате в Москве в пробках и переездах между объектами мы зачастую больше времени проводим, чем на тренировках.
- Уже не первый год ходят разговоры о том, как лучше показывать пятиборье, чтобы его смотрела телеаудитория.
- Когда-то и биатлон считался незрелищным и непопулярным, но с введением грамотного показа люди безумно его полюбили. Самые зрелищные виды у нас - это конкур и комбайн. Поэтому, думаю, стоит делать так: сначала краткая "нарезка" из фехтования и плавания, потом переход на прямую трансляцию выступления лидеров в конкуре и дальше комбайн. И не забывать про графику, конечно, - чтобы люди видели отставания, понимали, кто попал в мишень, а кто нет.
- На ваш взгляд, насколько велики шансы смешанной эстафеты попасть в олимпийскую программу уже в Рио-2016?
- Информацией по этому поводу лучше владеет наш президент Вячеслав Аминов. Но я слышал, что такой вариант есть. Если это однажды случится, на что мы надеемся, то будет большим достижением. Хотя говорить об этом надо осторожно, поскольку еще два месяца назад мы боролись за то, чтобы нас вообще не выкинули из олимпийской программы. Сейчас мы начинаем чувствовать себя спокойно и уверенно - как минимум до 2020 года наше будущее определено.
- Пятиборье не фигурировало в официальных списках "на вылет", но его действительно упоминали в этом контексте чаще других.
- Да, в самый последний момент пятиборье в эти списки не попало. Все знают, что нас придумал Пьер де Кубертен, который фактически создал и современные Олимпийские игры. Думаю, у многих рука на пятиборье не поднимается именно из-за этого. Но также была проделана - и очень грамотно - огромная работа. Я не владею точной информацией, но наверняка имели место встречи-переговоры, приводились доводы, была некая поддержка. Хотя мы все равно все волновались и держали кулаки. Сами понимаете, что значит выпасть из олимпийской программы. Но в итоге все получилось.
- Тем не менее недавно летние виды спорта распределили по категориям. И пятиборье оказалось в наименее престижной. Обидно?
- Лично я считаю, что каждый вид спорта достоин быть в олимпийской программе. И делить их по зрелищности? Это все настолько субъективно. Мне все эти рассказы непонятны, по крайней мере применительно к Олимпиаде. Ну как, например, можно говорить, что борьба - незрелищный или непосещаемый вид спорта? А если взять пятиборье, в том же Пекине стадион был размером с футбольный и забит под завязку. Все эти вопросы - больше политика. Не хочу рассуждать на эту тему.
- Борьбе сопереживаете?
- Разумеется! Мы сами были в такой ситуации. К тому же у меня в борьбе много друзей, особенно в греко-римской. Все это очень неприятно и абсурдно. Считаю, выкинуть борьбу с Олимпийских игр - преступление.
- В пятиборье еще возможны кардинальные изменения? Или это уже из серии абсурдного "фехтования на конях прямо в бассейне"?
- Я вам расскажу более реальный вариант. Надо сократить время проведения соревнований часов, например, до 4 вместо 7-8, как сейчас. За счет чего? Убрать разминки перед каждым видом, оставив только первую, переезды между объектами. Но желательно, чтобы все виды проходили в одном месте.
- Много в мире подходящих баз?
- Всего одна - в китайском Чэнду.