16 сентября 2019, 20:30
В Баку стартовал последний предолимпийский чемпионат мира и начались квалификационные соревнования. Перед первым розыгрышем медалей, который намечен на вторник, интервью «СЭ» дала одна из самых ярких российских гимнасток прошлых лет Яна Батыршина.
— Дина Аверина может стать в Баку пятой в истории гимнасткой, выигравшей три золота ЧМ в личном многоборье. Такие ожидания давят?
— Если начнешь об этом думать... ух, лучше и не думать. Ни в коем случае! Ни об оценках, ни о результате. Пускай соперницы забивают себе голову. Надо настраиваться, выходить и делать. Не забегая вперед, не вспоминая прошлое.
— В сборной России прямо перед турниром произошла вынужденная замена — Александра Солдатова выбыла из строя. Это ослабило команду?
— Нет. Прежде всего, хочу поддержать Сашу — она гимнастка с уникальными данными, и физическими, и техническими. Девушка безумной красоты и индивидуальности, настоящая личность. Но олимпийские лицензии не именные, я надеюсь, она еще поборется за место в команде. Что касается Кати Селезневой, она отлично выступает весь олимпийский цикл и заслужила это место в основном составе.
— В групповом многоборье у сборной России уже есть лицензия в Токио. Зато на Европейских играх в Минске девушки стали только третьими. Надо брать реванш?
— Конечно! С 2015 года мы не отдаем никому первое место. Очень надеюсь, что урок Минска не прошел даром, команда соберется и выступит в свою силу. Тем более, у нас в составе две олимпийских чемпионки, опыт огромный.
— Часто говорят, что художественная гимнастика и синхронное плавание — самые «российские виды спорта». Ситуация действительно похожа?
— На мой взгляд, да. Синхронистки никому не проигрывают уже лет 20, и наша сборная не отстает, а может, и опережает (смеется). Конечно, многим в мире это не нравится. Но вот я смотрю на выступления, и понимаю — если российские гимнастки сделают все, как положено, то с ними сложно бороться. Если недокрутила, недостояла — тогда да. Иначе без вариантов.
— Периодически звучат призывы поменять регламент, принципы судейства. Вам не кажется, что это читерство — не получается обыграть Россию, давайте изменим правила?
— Стараюсь в это не влезать. Да и нынешние правила досконально не знаю. Я сейчас смотрю как зритель, хоть и профессиональным взглядом. Конечно, я понимаю и спортсменок, и зрителей из других стран, которые устали от побед России. Но я точно знаю: сколько наши девочки, с утра до ночи, не тренируется ни одна сборная.
— То есть это просто разный уровень?
— На моей памяти раньше не было таких сильных гимнасток у США, Японии, Кореи, Израиля. Уровень повышается не только у нас. Поэтому я не согласна с тем, что есть Россия, и все остальные. Стоит нам сделать шаг не в том направлении, и нас догонят.
— Уже чувствуется, что олимпийский цикл на финишной прямой?
— Конечно, напряжение колоссальное. Очень надеюсь, что оно не сыграет ни с кем злую шутку. Что бы ни говорили, волнение присутствует даже у лидеров. И физически турнир очень тяжелый.
— Что нужно делать, чтобы побороть волнение?
— Это всегда было самой сложной задачей. Вроде бы ты прекрасно готова, отлично чувствуешь себя на тренировках. И вдруг вступаешь на ковер, видишь публику на трибунах, и у тебя что-то внутри замыкает. Думаешь: «А-а-а, это же чемпионат мира!» Как бороться? Как я всегда говорю — нужно выступать, словно на тренировках.
— Одна ошибка на таком турнире может перечеркнуть четыре года трудов?
— У меня такое было на самой Олимпиаде в Атланте. Тогда был другой регламент, соревнования шли в три круга. Сначала выступали 40 гимнасток, надо было сделать все предметы и попасть в топ-20. Потом — в десятку. Только после этого шла борьба за медали. И в первом цикле я выступила ужасно. Сейчас про это мало кто помнит, ведь я взяла серебро. Но на самом деле, из четырех предметов мне удалось хорошо сделать только один, и я была 13-й. Тренеры были просто в шоке — я никогда так плохо не выступала, а тут такое на Играх. И вот в ту ночь я думала: «Яна, у тебя единственной из сборной приехали болеть родители. И еще неизвестно, будет ли вторая в карьере Олимпиада. Соберись, ты что?» Сама себя завела — и выступила шикарно. Иногда нужно дать самой себе волшебного пинка.