Футбол

26 февраля 2015, 16:45

"Лайки" и "фолловеры". Самые популярные клубы России и мира в соцсетях

Павел КОЗЛОВСКИЙ
Фоторедактор

"СЭ" посчитал популярность российских и европейских футбольных клубов в социальных сетях.

Россия, или Популярность премьер-лиги

Сразу стоит оговориться: приведенная статистика учитывает только официальные сообщества и страницы клубов премьер-лиги на сайтах "ВКонтакте", Facebook, Twitter, Instagram и YouTube (данные за 24-25 февраля 2015 года).

При этом каждая из рассмотренных социальных сетей применительно к клубам премьер-лиги имеет свои особенности.

В "ВКонтакте" официальные сообщества футбольных клубов РФПЛ зачастую проигрывают по количеству подписчиков неофициальным: такая картина характерна для половины команд чемпионата - ЦСКА, "Локомотива", "Кубани", "Ростова", "Урала", "Терека", "Мордовии" и "Торпедо". Самая популярная группа в этой социальной сети - у московского "Спартака" (красно-белые единственные, у кого есть более 500 тысяч подписчиков). С другой стороны, грозненский "Терек" последним среди коллективов премьер-лиги запустил собственную страницу "ВКонтакте" (в конце 2014 года) и число ее подписчиков пока ограничивается парой сотен.

Присутствие клубов премьер-лиги в Facebook позволяет привлечь в клубные социальные сети иностранных пользователей (на июль 2014 года аудитория самой популярной в мире соцсети составила более 1,32 миллиарда активных пользователей в месяц). По общему количеству подписчиков (в данном случае тех, кто поставил "лайк") - это самый популярный ресурс премьер-лиги. Общая аудитория официальных страниц в Facebook - 2,2 миллиона пользователей (лидер "Зенит" - более 920 тысяч). Для сравнения, Twitter - 1,65 миллиона, "ВКонтакте" - 1,33 миллиона.

Twitter - вторая социальная сеть (после "ВКонтакте"), в которой представлены все клубы премьер-лиги. Дополнительную часть аудитории подписчиков составляют журналисты, отслеживающие последние новости российских клубов (данная тенденция характерна в целом для всех соцсетей, но в случае с твиттером выражена наиболее ярко). Традиционный формат представительства футбольного клуба в твиттере - ссылки на новости (анонсы) официального сайта, информация о трансферах, оперативные данные о составах перед игрой, онлайны матчей, короткие новости с тренировок, оперативные комментарии футболистов и представителей тренерского штаба.

Наконец, страницы клубов в Instagram (приложение для обмена фотографиями и видеозаписями) и YouTube (сервис, предоставляющий услуги видеохостинга) - относительно новые для клубов РФПЛ площадки, позволяющие размещать фото- и видеоконтент. Аудитория этих социальных сетей пока значительно уступает пользователям "ВКонтакте", Facebook и Twitter (Instagram - 252 тысячи, YouTube - 196 тысяч), но имеет огромный потенциал: за последний год число пользователей Instagram выросло на 64 процента, YouTube - на 25 процентов.

Итак, лидером присутствия в официальных социальных сетях среди всех клубов РФПЛ является "Зенит" (1,89 миллиона собранных "лайков" и подписчиков), а замыкает виртуальную медийную таблицу столичное "Торпедо":

"Реал", "Барселона" и "Манчестер Юнайтед" впереди планеты всей

Обратимся к опыту официального представительства клубов ведущих европейских чемпионатов (Испания, Англия, Италия, Германия, Франция) в социальных сетях. И это сравнение, что, впрочем, вполне ожидаемо, будет не в пользу клубов РФПЛ. Лидируют в общем списке испанцы ("Реал" - 105,88 миллиона и "Барселона" - 105,76 миллиона), "на голову" оторвавшиеся от своих ближайших преследователей из Англии. Третье место занимает "Манчестер Юнайтед", за которым следят 72,64 миллиона человек. Далее следуют лондонские "Челси" (49) и "Арсенал" (39).

Более того, общая популярность всех клубов российской премьер-лиги в официальных социальных сетях (4,3 миллиона - без учета российской соцсети "ВКонтакте", которая не востребована указанными европейскими футбольными клубами) почти в 25 раз (!) уступает цифрам лидера списка - мадридского "Реала".

При этом потенциальный внутренний российский интернет-рынок куда больше испанского: шутка ли, численность населения России превышает 146 миллионов человек, тогда как в Испании проживает немногим более 47 миллионов, да и по количеству пользователей интернета (84,37 миллиона человек - шестое место в мире) Россия оставляет Испанию далеко позади (33,87 миллиона и 19-е место). С другой стороны, "Реал", "Барселона", "Манчестер Юнайтед" и другие гранды имеют гораздо более внушительную армию болельщиков не только у себя на родине, но и по всему миру. Это позволяет собирать многие миллионы "лайков" в том числе и в России, а также в других странах бывшего СССР, в Азии, в обеих Америках и на других континентах. Много ли зарубежных фанатов у самых популярных клубов России - "Зенита" и "Спартака"?

Однако, если вынести за скобки ведущие клубы элитных европейских чемпионатов и обратиться к цифрам менее успешных "соседей" российской премьер-лиги по таблице коэффициентов УЕФА (Португалии, Украины, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Турции, Греции, Чехии и Румынии), то картина будет внушать куда больший оптимизм - "Зенит" и "Спартак" рядом с первой десяткой:

Лидируют тут с большим преимуществом турки ("Галатарсарай" - 19,55 миллиона пользователей, "Фенербахче" - 15,15 миллиона, "Бешикташ" - 7,1 миллиона). В чем секрет их успеха?

Разберем пример лидера списка - "Галатасарая". Будучи одним из крупнейших и популярнейших клубов страны, стамбульцы не останавливаются на достигнутом, демонстрируя не только своим внутренним конкурентам, но и всей Европе, чего можно добиться, используя инновационный подход в работе с соцсетями. Главные принципы работы медийных служб "Галатасарая" просты, но эффективны, особенно когда помножены на огромную турецкую диаспору: сбор данных о фанатах (месячный доход каждого отдельного фаната, их возраст, пол, количество проданных им билетов и сезонных абонементов) и размещение в аккаунтах клуба эксклюзивного контента (фото- и видеоматериалов). Именно соцсети помогли клубу превратиться в медиагиганта мирового масштаба. На сегодняшний день стамбульский гранд заключает выгодные сделки с ведущими мировыми торговыми марками, сотрудничество с которыми приносит десятки миллионов евро дополнительной прибыли в год. Так, "Галатасарай" стал первым в Турции клубом, который подписал контракт о сотрудничестве с Nike. Именно со стамбульцами впервые выходит на футбольный рынок компания Nikon.

Но вернемся в Западную Европу.

В ведущих европейских лигах социальные сети несколько лет назад стали одним из ключевых элементов интернет-маркетинга (общемирового продвижения футбольного бренда и реализации продукции под брендом клуба), спортивных коммуникаций и рассматриваются как один из самых активных инструментов для привлечения новой и удержания уже имеющейся аудитории.


Самый популярный футболист планеты в соцсетях - КРИШТИАНУ РОНАЛДУ. Фото REUTERS

Однако "Реалу", "Барселоне", "Манчестер Юнайтед" есть серьезный "конкурент": их популярность в соцсетях уступает популярности… их же ведущих футболистов. Так, у лидера всевозможных рейтингов футбольных звезд и лучшего футболиста планеты-2014 Криштиану Роналду более 30 миллионов подписчиков в Twitter, более 12 миллионов - в Instagram, а на его личной страничке в Facebook – свыше 100 миллионов "лайков". Для сравнения: это больше, чем у "Манчестер Юнайтед" и "Челси" вместе взятых. В тройку самых популярных футболистов также входят нападающий "Барселоны" и сборной Аргентины Лионель Месси и его партнер по каталонской команде бразильский форвард Неймар.

4