Футбол

22 июня 2015, 18:05

Как умирала "Парма"

Филипп ПАПЕНКОВ
Корреспондент
"Парма" объявила о банкротстве. Следующий сезон титулованный клуб с более чем столетней историей начнет в любительской серии D. "СЭ" напоминает, почему так вышло

В мае 1999-го Москве выпала честь провести финал Кубка УЕФА. В обновленных "Лужниках" встречались "Парма" и "Марсель". Меня, мальчишку, отец привел в сектор, что примыкал к трибуне итальянских фанатов. И я на всю жизнь проникся позитивом, исходившим от желто-синего моря.

А сегодня многие из тех улыбчивых задорно поющих тифози с трудом сдерживают слезы.

Тогда, в "Лужниках", "Парма" победила – 3:0. Звезды итальянской команды творили на поле нечто волшебное. Кое-кто продолжает творить до сих пор. Буффон в воротах, Тюрам и Каннаваро в защите, Дино Баджо, Богоссян и Верон в центральной линии, Креспо – герой финала – в нападении.

 

На протяжении 90-х "Парма" была одной из лучших команд не только Италии, но и всей Европы. В 97-м она заняла второе место в серии А, всего на два очка отстав от "Ювентуса". В 92-м и 99-м выиграла Кубок Италии, в 93-м – Кубок кубков, в 95-м – первый из двух своих Кубков УЕФА. Последний трофей – третий по счету Кубок страны – "крестоносцы" взяли в 2002-м.

Но в том же году – впервые с 1990-го – "Парма" не попала в число шести сильнейших команд Италии и очень скоро потеряла статус одной из "семи сестер". Так называли самые успешные и стабильные клубы Италии той поры – "Юве", "Парму", "Фиорентину", миланские и римские команды. С тех пор желто-синие несут совсем другой крест...

Все началось в 2003-м со скандала вокруг молочного гиганта "Пармалат", холившего и лелеявшего клуб – свое детище. Компанию уличили в незаконных манипуляциях на бирже, сокрытии убытков и прочих "прелестях" бизнеса. Бывший генеральный директор и основатель "Пармалата" получил 18 лет тюрьмы, а новым руководителям было точно не до футбола.

Несколько лет обанкротившийся клуб находился под внешним управлением, долго сопротивлялся вылету из серии А, однако в 2008-м неминуемое случилось: один сезон "Парма" все же провела во втором дивизионе. Но это, как часто бывает, помогло очиститься и возродиться.

Тренерская чехарда прекратилась в январе 2012-го, когда команду принял Роберто Донадони. Он жаждал доказать несправедливость увольнения из сборной Италии после Euro-2008. И ему это удалось: из аутсайдера "Парма" превратилась в крепкого самобытного середняка, за игрой которого было интересно и приятно следить.

Сезон-2013/14 команда Донадони с яркой атакующей компанией Бьябьяни – Пароло – Амаури – Кассано и вовсе провела на загляденье. В частности, по два раза обыграла "Милан" с "Наполи" и заслуженно забралась на шестое место, дававшее путевку в Лигу Европу. Символично, что случилось это в год столетия клуба.

Вот только на европейскую арену "Парму" не пустили. В те же самые дни, когда в России разгорался скандал вокруг "Ростова", такого же самобытного и гордого желто-синего провинциального клуба, итальянские футбольные власти, будто сговорившись с РФС, постановили: лицензию УЕФА пармезанцам не выдавать. Причина – непогашенные долги. Только вот в отличие от "Ростова" международные спортивные органы на помощь "Парме" не пришли. Лига Европа досталась "Торино".

"Я разочарован и подавлен. Своим решением УЕФА вынуждает меня оставить клуб и уйти. Для меня футбол закончился. Дальше без меня", – сказал тогдашний президент "Пармы" Томмазо Гирарди после того, как апелляция была отклонена. Многие восприняли слова человека, возрождавшего желто-синих с середины нулевых, как эмоциональный всплеск. Оказалось, что это была чистая правда.

Формально Гирарди оставался хозяином до декабря. Но, как выяснилось, игроки и остальные сотрудники не получали зарплату с июля! То есть с того самого момента, как президент объявил, что "умывает руки". Спортивные результаты сразу же пошли на спад: состав у Донадони остался практически тот же, но с первых туров "Парма" осела в подвале таблицы.

А перед новым годом Гирарди официально избавился от надоевшего актива. Он продал "Парму" за один евро. Кому именно – долго оставалось непонятным. Итальянская пресса утверждала даже, что инвестировать в клуб миллионы решил Сулейман Керимов. Но на деле новым владельцем стал албанец Резарт Тачи, а президентом – 29-летний Эрмир Кодра, "правая рука" Тачи.

Именно Кодра исполнял роль "говорящей головы". Этот сомнительный персонаж рассказывал, что "Парма" в шаге от подписания контракта с Балотелли. Пускал пыль в глаза арендой игроков со звучными фамилиями – Варелы из "Порту", Ночерино из "Милана", Кристиана Родригеса из "Атлетико". А в это время долги клуба росли и росли, уставшая от обещаний команда проигрывала и проигрывала. Вдобавок с нее сняли одно очко.

Первым не выдержал Кассано. Форвард вынес ситуацию с зарплатами на публику и разорвал контракт через суд. "У меня нет проблем ни с болельщиками, ни с партнерами по команде, ни с рядовыми сотрудниками клуба. Но я зол на тех, кто превратил прекрасную "Парму" в катастрофу", – сказал форвард напоследок.

Донадони назвал Кассано трусом, но очень скоро ультиматум руководству выдвинула уже вся команда. В последние дни зимнего трансферного окна "Парма" судорожно избавлялась от игроков, отправляя их по арендам с правом последующего выкупа за копейки. К примеру, в соглашении с "Кьево" было прописано, что форвард Поцци может достаться веронцам за 800 евро!

А уже в первых числах февраля Тачи клуб продал. За тот же несчастный один евро. На этот раз некоему Джампьетро Маненти – итальянскому бизнесмену из Словении. И снова начались обещания, заверения, сказки о прекрасном будущем. Разумеется, оказавшиеся пустышкой.

Вокруг "Пармы" продолжал кружить хоровод печальных новостей. Генеральный менеджер Пьетро Леонарди, который оставался в клубе еще со времен Гирарди, угодил в больницу из-за проблем с сердцем. Не выдержал всего этого кошмара – за неуплату на базе отключили электричество и горячую воду, конфисковали транспорт, медицинское оборудование. Домашний матч против "Удинезе" был перенесен из-за того, что не было денег оплатить работу службы безопасности. А проводить поединок при пустых трибунах лига посчитала кощунством.

А что же Маненти? Он уехал в Словению за деньгами и исчез. Пока не был арестован по обвинению в отмывании денег. Тем временем местные власти запустили процедуру банкротства. Серия А и федерация футбола выделили бедствующему клубу пять миллионов евро – чтобы доиграть сезон.

В день матча с "Удинезе" у стадиона "Эннио Тардини", на воротах которого висел амбарный замок, собралась тысячная толпа фанатов. Шел проливной дождь. Два часа люди в желто-синих шарфах без устали проклинали тех, кто довел главную любовь их жизни до состояния клинической смерти.

И только слова многолетнего капитана "Пармы" Алессандро Лукарелли оставляли им надежду на будущее. "Пусть клуб признают банкротом. Пусть разберутся, как так вышло, что его дважды продавали за один евро. Каким образом за несколько лет на балансе клуба побывали почти две сотни игроков, которых никто не видел. Пусть накажут виновных. Но "Парма" – это не они. "Парма" – это мы. И я готов носить капитанскую повязку даже в любительской лиге".

Весной с клуба снова сняли очки, о сохранении прописки в серии А речи уже не шло, но команда волшебным образом совершала подвиги. Обыгрывала "Ювентус"! Добывала ничью с "Наполи", по сути, лишив неаполитанцев Лиги чемпионов. В последних 12 турах "крестоносцы" уступили всего четырежды, им аплодировала вся Италия...

Но одних геройств на поле мало. Спасти "Парму" могли только новые владельцы, без них в серию B не заявиться. Прошло пять аукционов, стоимость клуба снижали с 22 миллионов евро до 11, чтобы хоть как-то привлечь инвесторов… Последней соломинкой был интерес к покупке легендарного бейсболиста Майка Пиаццы. Тщетно: долги отпугнули и его.

Днем 22 июня сердце измученной "Пармы" перестало биться...