Статьи

29 ноября 2014, 10:00

Щедрые призовые: пять миллионов. Кто больше?

Олег Шамонаев
Шеф отдела спорта

СВОЯ КОЛОНКА

Считать деньги в чужих кошельках нехорошо, но сделать это мне придется, и прямо сейчас.

На сей раз речь о кошельках призеров Олимпиад, щедро наполняемых из бюджетов всех уровней после завершения Игр. Время нынче тяжелое, и, возможно, в обозримом будущем сложившая система бонусов претерпит некоторые изменения. Во всяком случае, этого очень хотели бы небогатые регионы, сильно обеспокоенные оттоком своих спортсменов в более щедрые субъекты Федерации.

Лет десять назад призовые выплаты за олимпийские медали были для многих представителей "малобюджетных" видов спорта основным источником пропитания, доступным только раз в четыре года. Сейчас ситуация поменялась – государство и регионы неплохо финансируют спорт высших достижений на регулярной основе, и бонусы за высокие места на Олимпиадах перестали играть для спортсмена роль "спасательного жилета", превратившись просто в очень весомую прибавку к базовым доходам. Причем эта прибавка тянет у нас на миллионы рублей и считается самой высокой среди стран-лидеров мирового спорта.

Проблема в том, что структура бонусных выплат хаотична и таит в себя много подводных течений и поводов для конфликтов. Главная премия призерам Олимпиад выплачивается из госбюджета, и во время Олимпиады в Сочи, скажем, золотая медаль стоила 4 миллиона рублей. Возможно, эта цифра в момент принятия бюджета-2016 будет скорректирована, но вероятность того, что правительство вообще откажется от этой традиции, очень невелика.

Кроме того, по завершении всех последних Олимпиад Фонд поддержки олимпийцев России, учрежденный группой любящих спорт олигархов, дарил героям Игр дорогие иномарки. По идее, делать это крупных бизнесменов никто не заставляет, но представить себе, что они вдруг откажутся от традиции, тоже сложно.

До этого пункта схема премий выглядит стройно и прозрачно, но дальше начинается нечто несусветное. Свои бонусы спортсменам обещают национальные федерации и спортобщества. Порой эти обещания никак не закреплены на бумаге, что приводит к скандалам, подобным тому, в который после Сочи-2014 угодили сноубордисты Алена Заварзина и Вик Уайлд. Не говоря уже о том, что некоторые федерации денег за медали не платят или платят очень скупо, а другие находят для своих героев миллионы. Впрочем, на такие выплаты в основном идут спонсорские деньги, и призывать меценатов к соблюдению справедливости здесь крайне затруднительно.

А вот выплаты спортсменам-медалистам из казны субъектов РФ, на мой взгляд, действительно нуждаются в регулировании. Начну с того, что размер этих премий (субсидий на чиновничьем языке) практически не зависит от состояния местного бюджета и количества элитных спортсменов, а зиждется исключительно на любви или нелюбви к спорту местных властей. Например, в Петербурге за золото Сочи платили 5 миллионов рублей, в Москве и Татарстане – 4 миллиона, в Новосибирской области – 2,2 миллиона, в Московской – по миллиону, а в Вологодской – 350 тысяч. Плюс иногда муниципальные власти поощряют героев Игр квартирами и прочей "натурой", но уследить за этим совсем уже тяжело.

Даже если отложить в сторону вопрос с очень спорным "двойным" зачетом, который позволяет некоторым олимпийцам получать двойные бонусы в разных регионах, все равно приходится констатировать сильную диспропорцию в бонусах, которая провоцирует миграцию спортсменов из менее щедрых субъектов в более щедрые. Когда переезд атлетов топ-класса из одной местности в другую вызван поиском лучших условия для занятий спортом, это еще можно понять. Но когда главной причиной становятся деньги, которые губернаторы к тому же платят не из своего кармана, а отрывают от других социальных проектов, это заставляет задуматься.

Совсем запрещать регионам благодарить своих спортсменов глупо, но, если поставить эту благодарность в какие-то рамки, от этого выиграют все. Разумные местные руководители и сами не заинтересованы в "призовой олимпийской гонке". Может быть, справедливо было бы установить зависимость между размером призового фонда для олимпийцев и местным бюджетом – не более какой-то доли.

А еще красивее, если бы появилась взаимосвязь между ценой медали и количеством занимающихся в детских спортшколах. Чем больше занимающихся – тем выше бонус для чемпиона. Тогда кровная заинтересованность в развитии местного спорта была бы не только у детских тренеров и их родителей.

12