Статьи

24 декабря 2014, 19:45

150 тысяч долларов за спортсмена из Крыма

Появился шанс на решение вопроса с переходом крымских спортсменов в сборную России без скандалов, судов и карантинов

Глава Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев заявил вчера, что близок к урегулированию вопроса о безболезненном переходе крымских спортсменов в стан сборной России. Украинский коллега Балахничева Игорь Гоцул, несколько месяцев назад просивший компенсацию за топ-атлетов в 150 тысяч долларов, недавно стал первым заместителем Министра молодежи и спорта Украины. Возможно, с его помощью удастся решить вопрос и с представителями других видов спорта, которые после присоединения Крыма к России были вынуждены сделать перерыв в своей карьере.

Усиление сборных России за счет крымских спортсменов, о котором много говорили весной этого года, оказалось не таким простым делом. Многие из тех крымчан, кто изъявил желание выступать под российским флагом (например, в спортивной борьбе и стрельбе), минувшим летом приняли участие в чемпионатах России. Но на международном уровне после протестов украинских национальных федераций они столкнулись с необходимостью отбыть двух– или трехлетний карантин из-за смены гражданства. Для многих, в том числе для единственного олимпийского чемпиона из Крыма стрелка Артура Айвазяна, подобное требование означает пропуск Игр в Рио-де-Жанейро.

Как известно, УЕФА запретил крымским клубам играть даже во второй лиге чемпионата России. С подобной ситуацией мы едва не столкнулись и в легкой атлетике. Легкоатлеты из Крыма минувшим летом прибыли на первенство страны в Казань, но потом было объявлено, что они выступают там вне конкурса. Однако именно в этом виде спорта в итоге появился свет в конце тоннеля. Связан он с именем главной звезды крымской легкой атлетики Верой Ребрик. В прошлом сезоне чемпионка Европы в метании копья продолжала выступать по украинской лицензии, однако после того, как получила российское гражданство, в протоколах коммерческих стартов (в том числе – "Бриллиантовой лиги") она фигурировала и как россиянка.

Когда украинцам стало понятно, что Ребрик им не удержать, Гоцул предложил россиянам компромисс: заплатить материальную компенсацию за подготовку претендентки на олимпийскую медаль и за сокращение срока ее обязательного карантина, который может помешать копьеметательнице выступить на Играх-2016.

– Размер компенсации за Ребрик составляет порядка 150 тысяч долларов, – заявил Гоцул в интервью агентству ТАСС. – Мы подсчитали, что на ее подготовку было потрачено не менее 300 тысяч долларов. Но принимаем в расчет, что эта спортсменка долго и успешно выступала за Украину, прославляла ее. То есть какую-то отдачу мы получили. Поэтому решили претендовать не на всю сумму, а только на 50 процентов.

Как сообщил "СЭ" Балахничев, сейчас стороны очень близки к тому, чтобы окончательно урегулировать данный вопрос. Речь по-прежнему идет о материальной компенсации за переход, но о меньшей сумме, чем было объявлено первоначально. Кроме того, проблема может решиться комплексно – из-под обязательного трехлетнего карантина за смену гражданству могут быть выведены все крымские атлеты высокого уровня – копьеметатель Рустем Дремджи, прыгун тройным Евгений Семененко, метатель молота Алексей Сокирский, бегуны Руслан Перестюк, Александр Тарадин, Ксения Савина, Анастасия Бондарь, Фуад Фаржани и Валерия Мара.

Международные спортивные федерации практически всегда идут навстречу спортсменам и не настаивают на полном сроке карантина, если заинтересованным странам удается урегулировать вопрос без скандалов и судов. Так, пятиборке Анне Буряк удалось решить вопрос о переходе из сборной Украины в российскую национальную команду всего за три месяца. Этот трансфер никак не связан с крымскими событиями, однако произошел уже после обострения отношений между двумя странами. Аналогичная ситуация – с крымским тяжелоатлетом Артемом Ивановым, который уже в следующем году сможет выступить за Россию на чемпионате Европы, если попадет в нашу команду по спортивным критериям.

Несмотря на все политические события, вставать в позу и действовать только ради принципа украинским федерациям особого резона нет. Ведь процесс смены сборных идет в обе стороны, и теоретически проблемы с карантином могут возникнуть и в случае переезда российского спортсмена на Украину. C этой точки зрения самой логичной кажется прагматичная позиция Гоцула. Страна, воспитавшая атлета топ-уровня, действительно вправе рассчитывать на материальную компенсацию – вопрос только в ее размере. А ломать спортсмену карьеру и заставлять его пропускать Олимпиаду только ради того, чтобы выразить свое отношение к крымской проблеме, – просто глупо.

1